Кийский крест

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Перун
Мастер Магии
Сообщений: 11316
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:27
Пол: М

Кийский крест

Сообщение Перун »

В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Никоном в Палестине был заказан ряд таких крестов для создаваемых им монастырей, в том числе и для монастыря на острове Кий, где Никон в 1639 году спасся во время бури.

Кийский крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». Размеры креста составляют 310 на 192 сантиметров. Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на кресте в нижней его части была сделана соответствующая надпись.

После освящения крест под охраной был перевезен на остров Кий. Во всех местах остановки на ночлег изготовлялись деревянные копии креста и освящались «на благословение». Один такой крест-копия хранится в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в городе Онеге.

В Онежском (Кийском) монастыре крест был установлен в иконостасе вместо храмовой иконы. В крест помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезенными с Афона в середине XVII века.
Патриарх Никон так писал о созданном им кресте:

И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни.

Кийский крест находился в Онежском Крестном монастыре в Крестовоздвиженском соборе до его закрытия в 1923 году. Единственный раз в 1854 году он покидал монастырь из-за нашествия англичан (при его перемещениях были утрачены некоторые мощи). В 1930 году крест был передан в антирелигиозный музей в Соловецком лагере, а затем в запасники Исторического музея в Москве. В августе 1991 года крест был передан в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (г. Москва).

В «Грамоте на устроение Кийского монастыря» патриарх Никон пишет о собрании в кресте-реликварии благодати святых мест Палестины, одновременно там же упоминается и некий монастырь Ставрос на Афоне, созданный, согласно «Грамоте», еще императором Константином Великим. Ко времени получения патриархом Никоном 13 июня 1656г царской грамоты о построении Крестного монастыря на Кий-острове в Москву был привезен изготовленный в Палестине по просьбе патриарха Никона Крест «из древа кипарисного в высоту и ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». Сам святейший патриарх «обложил его сребром и златом и драгоценным камением, и бисером украсил», положил в нем святых мощей до трехсот, «понеже иные мощи сокровены в том Честном Кресте и утверждены без надписания под честными резными кипарисными кресты и под звездами и под плащаницами кругловидными».



Шесть резных афонских кипарисных крестов (в настоящее время один из них утрачен) с изображением двунадесятых праздников и евангелистов врезаны в вертикальное древко креста. На Кресте смонтированы 18 восьмиконечных звезд, в которые вставлены камни из святых мест Палестины.

На Кресте находятся также 104 серебряные пластины с гравированными изображениями святых, чьи мощи сокрыты под ними. Пластины были исполнены русскими мастерами-резчиками в довольно короткий срок в большой спешке. Изображения выполнены несколькими серебряниками разного профессионального уровня с ориентацией на иконописные прориси и иконные образцы. Часть дробниц отличается высоким качеством техники резьбы и виртуозностью мастерства, в других же видна упрощенная манера резьбы. На кресте были закреплены два серебряных золоченых кованых ковчега, содержащих наиболее значимые святыни:

«Часть Святыя и Животворящия Крови Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть Млека Пресвятыя Богородицы, часть крови Иоанна Предтечи, часть крови апостола Павла и часть самого Древа Креста Господня», во втором ковчеге находилась «часть самаго же Древа Креста Господня весом 65 золотников, к которой и ныне прикладываются богомольцы».

Оба ковчега, к сожалению, не сохранились, но их изображения видны на иконах XVII–XIX вв. с изображением Поклонения Кийскому Кресту.

Такая грандиозная иконографическая программа самого Креста не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

Кийский Крест — это грандиозный реликварий. Необходимо отметить редкостное единство замысла: Крест-реликварий как центр, средоточие благодати, святости; иконы предстоящих; храм, монастырь, остров.


Имена святых, и их же мощи находящиеся во Святом Кресте.
1. Вмч. Георгий
2. Мч. Христофор
3. Мч. Трифон
4. Вмч. Прокопий
5. Мч. Димитрий
6. Мч. Никита
7. Мч. Меркурий
8. Вмч. Пантелеимон
9. Мч. Анастасий
10. Прор. Даниил
11. Равноап. Царь Константин
12. Ев. Матфей
13. Ап. Андрей Первозванный
14. Св. Иоанн Предтеча
15. Ап. Павел
16. Неизвестный святой
17. Ап. Иаков Персский
18. Вмч. Феодор Стратилат
19. Свт. Иона, митр. Московский
20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский
21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский
22. Прп. Алексий, человек Божий
23. Свт. Петр, митр. Московский
24. Сщмч. Афиноген
25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский
26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский
27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский
28. Свт. Григорий, еп. Нисский
29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский
30. Свт. Василий Великий
31. Свт. Иоанн Златоуст
32. Ап. Тит
33. Первомч. архидиакон Стефан
34. Ап. Варнава
35. Ап. Фома
36. Ев. Марк
37. Ап. Иаков, брат Господень
38. Ев. Лука
39. Ап. Тимофей
40. Св. Лазарь Четверодневный
41. Ап. Иаков Зеведеев
42. Свт. Григорий Богослов
43. Свт. Игнатий Богоносец
44. Свт. Иоанн Милостивый
45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский
46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский
47. Сщмч. Акепсим
48. Сщмч. Ермолай
49. Свт. Григорий Солунский
50. Свт. Андрей, архиеп. Критский
51. Сщмч. Афиноген
52. Свт. Филипп, митр. Московский
53. Свт. Алексий, митр. Московский
54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский
55. Вмч. Феодор Тирон
56. Мч. Евфрасий
57. Неизвестный святой
58. Мч. Каллиник, Апрель 4 | Август 17, Декабрь 14 | Июль 29
59. Мч. Кирик
60. Мч. Каллистрат
61. Мч. Мамант
62. Мч. бесср. Косма
63. Мч. диакон Авив
64. Мч. архидиакон Евпл
65. Мч. Лукиан Апрель 15 | Сентябрь 13 | Июль 7
66. Мч. Неофит
67. Мч. бесср. Дамиан | Ноябрь 1 | Октябрь 17 | Ноябрь 1
68. Мч. Авксентий
69. Вмц. Варвара
69. Вмц. Варвара*
70. Прп. Антоний Великий | Январь 17
71. Прп. Евфимий Великий
72. Мч. Евфимия
73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский
74. Прп. Ефрем Сирин | Январь 28
75. Прмч. и исп. Стефан Новый
76. Прп. Григорий Декаполит
77. Прп. Пимен постник Печерский
77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Август 7, Сентябрь 28, Прп. Пимен Великий, Египетский | Август 27, Прп. Пимен Палестинский
78. Прп. Феодосий Печерский | Май 3, Август 14, Август 28, Сентябрь
78. Прп. Феодосий* Антиохийский | Великий | Январь 11
78. Прп. Феодосий Тотемский Январь 28
79. Бесср. Кир
80. Прп. Георгий Хозевит
81. Прп. Михаил Малеин | Июль 12
82. Свт. Никита исповедник Октябрь 13 | Апрель 3, Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский, Свт. Никита исповедник архиепископ Аполлониадский
83. Мч. бесср. Косма Аравийский
84. Прп. Сергий Радонежский | Июль 5, Июль 7, Сентябрь 25
85. Свт. Иона, архиеп. Новгородский
86. Прп. Антоний Римлянин | Август 3
87. Прп. Иаков Боровичский | Май 22, Октябрь 23
88. Прп. Савва Сторожевский
89. Прп. Евфимий Суздальский
90. Блгв. кн. Александр Невский, Май 23 | Август 30 | Ноябрь 23
91. Блгв. кн. Роман Угличский, Январь 31, Сентябрь 10, | Февраль 3, Май 23
92. Мч. Марина | Июль 17
93. Мч. Ирина | Апрель 16 | Май 5
94. Прмц. Анастасия Римляныня, Октябрь 29 | Октябрь 30
95. Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский | Октябрь 4
96. Блгв. Вел. кн. Георгий Всеволодович
97, 98, 99. Неизвестные святые
100. Прмц. Евдокия, | Август 4, Сентябрь 11 | Март 1
101. Св. Анна
102. Прп. Феодосия дева
103, 104. Неизвестные святые.

Со всей России едут паломники в храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (метро «Чеховская», «Пушкинская») к великой православной святыне, Божьим промыслом сохранившейся до наших дней, - Кийскому Кресту.


Интересна история его создания… Шел 1635г. На острове Анзер (известном климовскому соловецкому братству) в Свято-Троицком скиту сын мордовского крестьянина Никита Минов в возрасте 30 лет принял постриг с именем Никон.

Впоследствии он стал шестым Патриархом Московским и всея России. Но это будет потом... А тогда в 1639г неистовый иеромонах Никон после конфликта с основателем Анзерского скита преподобным Елеазаром решает покинуть монастырь.

Во время морского путешествия на материк в устье Онежской губы его застигает буря, которая прибила «малый кораблец с неким христианином» к острову. И Никон, вступив на гранитную твердь его, спросил: «Кий (какой) сей остров?» Поскольку остров был пуст «и жилецким людем непригоден, ибо все камень голой», он и названия не имел. Тогда по монастырскому преданию Никон сказал: «Пусть же сей остров, зовется Кий».

Благодаря Бога за спасение, Никон поставил на острове поклонный крест, дав обет построить здесь монастырь. В 1652г., будучи уже новгородским владыкой, Никон вновь отправляется на Соловки за мощами святителя Филиппа. На обратном пути, проплывая мимо Кий-острова и увидев сохранившийся поклонный крест, он вспоминает про свое обещание.

Став Патриархом, Никон бьет челом царю Алексею Михайловичу и получает от него разрешение на острове Кий «церковь поставить и монастырек соградить во имя Честнаго и Животворящего Креста и святаго Чудотворца Филиппа митрополита».

К этому времени из Палестины привезены были по просьбе Патриарха Никона два Креста «из древа кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобны мерою Кресту Христову»: один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой - для Крестного монастыря.

Сам Патриарх «обложил его серебром, и златом, и драгоценным камением и бисером украсил. И положил в нем святых мощей даже до трию сту…». На Кресте смонтированы 18 восьмиконечных звезд, напоминающих о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, и являющихся символом Пресвятой Богородицы. В звезды были вставлены камни из святых мест Палестины.

В Кийском Кресте сосредоточены частицы мощей вселенских святых и одновременно русских подвижников. Такого уровня святыни, заключенные в Кресте, свидетельствуют об исключительной роли создаваемого Креста-реликвария.

Грандиозная иконографическая программа Креста не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

Мощи, вложенные в Кийский Крест, можно объединить в несколько символически значимых комплексов. Это мощи покровителей царского рода Рюриковичей и династии Романовых: св. Иоанн Предтеча, небесный покровитель царя Ивана IV, вмч. Феодор Стратилат - патрональный святой царя Феодора Иоанновича; преп. Михаил Малеин - тезоименитый святой Михаила Феодоровича Романова, св. Алексий, человек Божий - святой покровитель царя Алексея Михайловича.

Соединение посредством вложения соответствующих мощей в одном реликварии двух духовно-плотских «генеалогий» - царской (патрональные святые, князья и воины-мученики) и святительской (святители и русские святые) - говорит о заложенной в иконографической программе памятника идее симфонии духовной и светской власти на Русской земле, идеальных отношений между государственной и духовной властью, знаменующих образ рая, Царства Небесного.

В Крестный монастырь уникальный Крест-мощевик был торжественно отправлен в 1657г. На всем пути его следования при остановках на ночлег изготовлялись из дерева копии сего Креста и освящались «на благословение».

Своим местоположением Крестный монастырь, как образ Престола Божия, Града святых посреди воды, порождает прямые ассоциации с Откровением Иоанна Богослова:

«...Перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу...» И далее: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его... стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!»

После смерти Патриарха Никона Кийский монастырь долго оставался особо почитаемым, конкурируя со знаменитым Соловецким монастырем. Угасание монастыря началось со времен Петра I и особенно Екатерины II, когда стали активно изыматься монастырские земли. Перед революцией на острове Кий, где не было возможности заниматься хозяйственной деятельностью, кроме рыболовства, оставалось всего несколько монахов под руководством игумена, значительно оскудел и поток паломников.

Кийский Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923г. С 1930г Крест был спасен от поругания и осквернения в антирелигиозном музее в Соловецком лагере.

Лагерный музей на Соловках - один из самых необычных музеев, когда-либо существовавших. История его создания и судьба сотрудников, спасших для нас многие святыни соловецкой истории, содержат в себе немало героического и трагического.

Музей на Соловках был закрыт в 1937г., когда «СЛОН» был реорганизован, и осенью прошли массовые расстрелы заключенных.

Затем Крест был перевезен в Москву и хранился в запасниках Исторического музея.

Крест был передан в храм, а освящение главного придела храма было совершено Патриархом Алексием II 30 августа 1991г., в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его блаженного упокоения.
"Осознанность прямой путь к Богу, молитва и покаяние более длинный, но не долгий...жизнь и испытания - самый долгий"
Магистр Ипсиссимус
Изображение
Аватара пользователя
ГОР
Сообщений: 2201
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:29
Пол: М

Re: Кийский крест

Сообщение ГОР »

Благодарю Вас Мастер, за интересный материал.
С уважением.
…а Боги, собравшись на Тайное Вече, смеялись над фразой «случайная встреча».
Ответить

Вернуться в «Россия в Свете Православия»