История игральных костей.

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ГОР
Сообщений: 2201
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:29
Пол: М

История игральных костей.

Сообщение ГОР »

Изображение


Кости игральные — название ряда игр, основным действием в которых является бросание особых многогранников, как правило, кубика или пирамиды. Их название связано с тем, что первоначально функцию игральных костей выполняли кости животных. В зависимости от правил игры сумма или комбинация точек на верхних гранях игральной кости могут определять: 1) выиграл или проиграл бросавший, 2) продолжает ли он бросать или передает кости другому игроку, 3) сколько очков он набрал на данном этапе игры.
В наше время наиболее традиционный тип костей — игральный кубик, на шести гранях которого нанесены комбинации точек, символизирующие числа (1, 2, 3, 4, 5, 6); сумма точек на противоположных гранях всегда составляет семь.

Дата появления игральной кости неизвестна. Однако, специалисты едины во мнении, что история возникновения игральных костей уходит глубоко вглубь далеких времен. Не вызывает сомнения, что игральные кубики впервые появились на Востоке. В Европу они попали благодаря арабским торговцам и путешественникам. Например, греки утверждают, что игральные кости были изобретены для того, чтобы развлечь скучающих греческих солдат, ожидающих сражения под Троей. Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к XIII—XII вв. до н. э.

В Древней Греции существовали два типа костей: игральные кубики, идентичные современным и астрагалы (имели четыре грани с разметками в виде углубления: соответственно 1,3,4,6. Кости выбрасывали из специальной кружки: тот, у кого выпадала наибольшая сумма очков, выигрывал. Различные комбинации очков на выброшенных костях носили имена богов, героев, гетер и знаменитых мужей (наихудший бросок в 4 очка назывался "собакой", наилучший — "Афродитой").

К более свежим упоминанием об игральных костях можно отнести сведения об искусстве предсказания будущего по игральным костям в XI веке в Византии - астрагаломантия . Используемые в Греции для гаданий игральные кости были посвящены Гермесу. Их бросали в воду или на особые таблицы. Иногда гадавший брал одну кость в правую руку, другую — в левую и сам отвечал за бога, выводя из числа очков утвердительные или отрицательные ответы на поставленный вопрос. В средневековой Франции, Англии и Сицилии игральные кости употреблялись больше всего в любимые дни гаданий — Рождество и Новый год.

Во все времена игроков привлекало, пусть даже и не на осознанном уровне, возможность использовать игральную кость как, если использовать понятия современной теории вероятностей, «генератор случайных чисел» с практически одинаковой вероятностью выпадения всех чисел интервала. Именно это качество и придавало азарт состязанию.

Азартные игры во все времена подвергались гонениям. Так, еще древнеримский Ювенал бичевал в своих сатирах игроков в кости. Генрих II Английский своим указом запретил игру в кости крестоносцам в 1188 г. Средневековая литература полна жалоб на разорение от игры в кости, охватившей не только рыцарей, но почтенных горожан и простой народ. Нередко встречается упоминание об игральных кубиках в одном из жанров французской городской литературы XII — начала XIV вв. - Фаблио́ (от лат. fabula — басня, рассказ) Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Поэтому грубоватый юмор соседствует в фаблио с моральным поучением. Авторами фаблио были люди различного социального положения, священнослужители, но главным образом уличные циркачи-жонглеры. Французский автор фаблио: "De St. Pierre et du jongleur" рассказывает, что даже апостол Петр, спускаясь в ад, взял игровые кубики, чтоб обыграть жонглера, стерегущего грешников, и спасти их души.

Игра велась даже и при дворе запрещавших или ограничивавших ее королей. Нередко игра в кости оканчивалась дракой, которой, кстати, не избежал и апостол Петр, играя с жонглером. Из указа Людовика Святого, 1255 г., видно, что во Франции существовали для изготовления игральных кубиков особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников. Указы 1291, 1319 и 1369 гг. запрещают игру в кости, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 г. появился указ против распространившихся искусно подделываемых мошенниками игральных кубиков, которые обеспечивали одной из сторон явное преимущество в игре. Методы были различны. Гильдия производителей костей также попыталась остановить распространение поддельных (шулерских) костей , но это не помогло и умелые мошенники и воры сумели обойти препоны . До сих пор существуют шулерские кости трех типов: со скошенными плоскостями, со смещенным центром тяжести (утяжеленные изнутри с одной стороны), а также кости с неверной разметкой.

По свидетельству римского историка Тацита германские племена также очень любили играть в кости. Он рассказывает, что некоторые мужчины этих племен были настолько зависимы, что, когда у них ничего больше не оставалось поставить на кон , они были готовы рисковать даже своей свободой . О таких азартных игроках Тацит писал: «…потеряв все свое достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкою свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в рабство и, сколь бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу».

Завезенная на Британские острова моряками и пиратами, игра в кости стала популярной там в XV веке, когда в кости начали играть в британских пабах. Азартные игроки нередко брались за ножи, многие разорялись. Поэтому английская пословица того времени призывала сограждан к благоразумию - "лучший бросок костей - это выбросить их в мусор ". Игральные кости изготовлялись из разных материалов: из слоновой кости, из глины , зубов животных и рогов , семян , ракушек , бронзы , агата , оникса , янтаря , алебастра , мрамора , хрусталя ... Состоятельные игроки могли похвастаться костями из драгоценных камней, золота, серебра и фарфора .

Раскопки на территории нынешней России свидетельствуют о популярности игры с костями животных ещё в до христианскую эпоху (игры в "лодыжки", "костыги", "козули"). Игра в кости сохранила свою притягательность и после Крещения Руси , о чем свидетельствуют гневные обличения костей христианскими проповедниками: "И о турех, и о лодыгах, и о колядницех, и про беззаконный быт вы, попове, уимайте детей своих" ("Поучение св. Ильи", 12 в.). В 16 — 17 вв. в России чаще всего употребляется простейший вариант игры в кости — зернь. Небольшие косточки с белой и черной сторонами бросали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали условленной стороной. Игра и зернь, как и игры в карты, считалась предосудительной, игроки подлежали наказанию. Однако в 1667 при царе Алексее Михайловиче зернь и карты в Сибири были отданы на откуп. В зернь играли в основном в корчмах и кабаках. Существовали профессиональные игроки в зернь и шулеры. Играли в основном во время святок; кости раскрашивались в разные цвета (красный, черный, желтый) ; передаваясь от игрока к игроку в качестве платы за проигрыш, они могли существовать десятками лет (костями расплачивались также при святочных играх в карты).
…а Боги, собравшись на Тайное Вече, смеялись над фразой «случайная встреча».
Ответить

Вернуться в «Интересное и познавательное»