Поразительно, как тонко наши предки умели наблюдать природу, не обладая и сотой долей тех знаний и средств, которыми мы сегодня владеем. Удивительная жизнеспособность и раннее цветение ивовых деревьев когда-то натолкнули их на мысль, что вербена может поделиться здоровьем и плодородием с людьми.
Есть одна легенда, согласно которой, верба была женщиной, считавшая себя плодовитее самой Матери-Земли. Богиня, узнав об этом, рассердилась и превратила женщину в маленькое деревце. С тех пор вербена стойко ассоциируется с плодородием во всех его проявлениях.
В прежние времена славянки при бесплодии кушали вербные почки. Прутиками опоясывали подойник, «чтобы прибывало молоко». А беременные клали ивовую веточку под перину, так как считали, что это гарантирует крепкое здоровье малышу.
Во время традиционного праздника весны и плодородия в деревнях устраивали гулянья: парни стегали прутиками молодых девушек и женщин, которые в ответ должны были радостно вскрикивать. Так происходило символическое соединение мужской и женской энергии для созидания новой жизни. Хлестали вербой и новобрачных – чтобы они как можно скорее обзавелись потомством. Стегали ивовыми ветками и детей.
Вербеной выгоняли скотину на первый весенний выпас. В Беларуси и людей, и скот, и пчелиные ульи, и даже землю на полях и огородах били трижды, после чего отправлялись хлестать вербой могилы умерших близких.
Как только ива зацветала, тут же приносили несколько веточек домой. Считалось, что это дерево способно уберечь от стихийных бедствий. Были даже специальные обряды, помогавшие воздействовать на природу.
Если на верное воскресенье положить
по веточке вербы на каждый подоконник
и прочитать "Отче наш" и слова:
То тогда в вашем доме у всех поправится здоровье,
а болящие пойдут на поправку.