
Масленица делилась на узкую и широкую. Узкой Масленицей называли три первых дня: понедельник, вторник и среда.

Понедельник носил название - Встречи.

Невестки на этот день уходили в родительский дом, а к вечеру родители мужей приходили к сватам и обговаривали, как и где будут праздновать, кто что приготовит на общий стол. В этот день бедноте отдавали стопку блинов "на помин душ" усопших.

Вторник - заигрыш.

Помянув накануне родственников, народ готовился к гуляниям. Во вторник проходили смотрины и сватали невест те, кто не смог сделать этого на Крещение. "У нас горы готовы и блины напечены, просим жаловать!" - приглашали родители девушки возможных свата со сватьей.

Среда - лакомки.

В этот день основные хлопоты ложились на тещ - в среду зять в обязательном порядке посещал мать жены, а та должна была оказывать ему всяческое расположение и ублажать сладеньким да вкусненьким: все теми же блинами с заедками да закусками: вареньем, медом, цукатами, поэтому день и получил свое название.

Четверг - разгул.

С четверга начиналась Широкая масленица, честная, весёлая. С этого дня оставляли все бытовые дела и предавались играм да гуляниям. Устраивали кулачные бои, катались на лошадях и с гор, брали снежные крепости, катались на качелях и каруселях, мужчины лазали по столбу за новой парой сапог, по деревням ходили бродячие скоморохи, развлекая публику балалайками, дуделками и шутками-прибаутками частенько непристойного характера. На Масленицу разрешалось "играть" даже мужним женам, вопреки традиции участвовать в гуляниях либо незамужним девушкам, либо молодкам - молодым женщинам, еще не успевшим забеременеть в браке, а женщине, имеющей малых детей, вход на гуляния был разрешен только в качестве зрительницы. С этого дня начиналось разгульное пиршество, не знающее меры: "об Масленой неделю пируешь - семь опохмеляешься".

Пятница - тещины вечорки.

В этот день уже зять принимал в гостях "дорогую маменьку" и стремился ублажить ее разнообразными кушаниями, подарками да ласковыми речами, причем делалось это в присутствии других родственников, чтобы те видели и знали, какое почтение теще оказывает зять.

Суббота - золовкины посиделки.

Женщины устраивали своего рода девичники. Невестка приглашала к себе замужних родственниц со стороны мужа, по приходе каждой она вручала какой-нибудь небольшой презент: или что-то сделанное своими руками, или купленную на ярмарке ленточку, зеркальце, что-то сладенькое. Никогда замужних и незамужних женщин не собирали вместе, для каждой из этих категорий созывались отдельные посиделки.

Воскресенье - проводы Масленой.

Этот день выделяли даже в советское время, именуя "проводами зимы". Побороть проводы Масленой не получилось даже во времена советского атеизма. В парках устраивали гуляния с блинами, с горячим чаем, с мелом-вареньем. Это последний день перед постом, и его более известное название - Прощеное воскресенье. В этот день люди испрашивали друг у друга прощения, причем не только у тех, перед кем были виноваты по-настоящему, но и у всех знакомых, друзей, соседей и даже простых встречных. Иностранцы, наблюдавшие обычаи православных, часто с удивлением описывали трогательные картины: люди на улицах, повстречавшись друг с другом, падали на колени, лобызались и со слезами просили простить. Один говорил "Прости меня Христа ради", второй же отвечал: " Бог тебя простит, как и я прощаю. И ты меня прости". Не произнести в ответ "прощаю" было не возможно, это считалось страшным грехом. «С закатом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, ходят из дома в дом все степенные и пожилые люди с преклоненною головою и тихим голосом выпрашивают прежде всего прощения у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления и непременно кланяются в ноги, ожидая отпущения прегрешений поцелуем в уста», - писал знаток русских обычаев Николай Степанов. Ходили так же и на могилы и просили прощения у усопших. Все это называлось "прощаться". В церквях после литургии совершается особый чин прощения, на котором прихожане и духовенство так же взаимно просят друг у друга прощения.
Завершалось воскресение проводами Масленицы. Со всей деревни собирали всех имеющихся в наличии лошадей и впрягали их в "масленичный поезд". На сани ставили соломенное чучело, изображающее Масленицу, и шутками-прибаутками, с песнями и частушками везли через все село за околицу, где и поджигали. В некоторых областях был распространен малоизвестный нам обычай хоронить Масленицу. По деревне в корыте носили ряженое чучело, процессию сопровождал "поп" - девушка с бородой из мочала, одетая в длинную простую рубаху поверх тулупа, рядом шли плакальщицы и все, кто желал присоединиться к веселью. Обойдя все дворы и предложив всем попрощаться с "покойницей", чучело вывозили на окраину села и сжигали. И в каждый из этих дней пекли блины, высоченными стопками выносили на гуляния - налетай, народ, на блинки - с пылу - с жару, на блинки масляные и с припеком, на дрожжевые толстые и яичные тонкие, пшеничные и гречневые, картофельные, овсяные и гороховые, с вареньем, с засахаренными ягодами, с рублеными яйцами, с сыром, с творогом, с грибами, с сухофруктами, с медом, со сметаной, а уж до чего хороши блины с красной икрой, с белужкой да севрюжкой, с осетринкой и лососинкой - "блин не клин, брюха не расколет".
А с понедельника начинался Великий пост. Первую его неделю именовали тужилками по Масленице. В понедельник женщины подчищали все, что осталось скоромного из пищи, выскребали от жира всю посуду, обкуривали ладаном все уголки, изгоняя из жилища масленичный дух. Вечером всей семьей шли в баню смывать "скоромный пот", а на ночь полоскали рот водкой, чтобы не осталось ни капли жирного, ни вкуса, ни духа. Впереди - 47 дней поста. Время покаяния и молитвы.

На Масленицу нужно сделать маленькие подарки своим близким или друзьям.
Пусть это будут небольшие подарки и не дорогие, на каждый подарок читают наговор:
Кто так сделает, у того в делах начнет преуспевание и успешность.
