Шептуны. Метод на всеобщую любовь

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Перун
Мастер Магии
Сообщений: 11320
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:27
Пол: М

Шептуны. Метод на всеобщую любовь

Сообщение Перун »

Изображение
Шептуха Анна Бондарук в деревне Рутка

В Польше, неподалеку от границы с Беларусью, до сих пор существует особый народный обряд нашептывания, или исцеления с помощью православных молитв. Обычно это действие сопровождается причудливыми ритуалами, такими как выливание расплавленного воска в холодную воду или сжигание льняных волокон. Culture.pl решил узнать подробности об этом феномене, его корнях и о том, есть ли у него что-то общее с медицинской наукой.
Изображение
Это не сон
Изображение
Изображение
Шептуха Мария Насута в Михалове

Эта пожилая женщина будто сошла с картины, изображающей сцену из крестьянской жизни конца XIX века. Она держит руку над головой молодой девушки и бормочет странные заклинания, которые трудно разобрать. Однако потом она упоминает «Сына Божьего», и нет никаких сомнений, к кому она обращается: несложно заметить, что по всему ее скромному деревенскому жилищу развешаны иконы.

Затем она выливает расплавленный воск в чашу с холодной водой и показывает получившиеся затвердевшие фигуры, утверждая, что избавление от них разрешит проблемы ее гостьи. После этого пожилая женщина покрывает голову молодой куском полотна, кладет на него немного льняных волокон и поджигает их — зрелищное, но вполне безопасное представление. Вскоре после этого она говорит, что закончила, и желает своей гостье крепкого здоровья.

Этот эпизод взят не из книги по толкованию снов. Это кадры из документального фильма «Szeptunka z Podlasia» («Шептунка с Подляшья»), снятого несколько лет назад Павлом Колачковским и Кайей Палюсиньской. На экране сеанс исцеления, проведенный ныне покойной Параскевой Артемюк, шептухой, или народной целительницей, из восточнопольского региона Подляшье. Удивительно, но все это происходило в XXI веке.

Изображение
Мастера белой магии
Изображение
Изображение
Шептуха Параскева Артемюк совершает ритуал исцеления в деревне Парцево

Шептуха, или иногда шептунка — так в Польше называют народных целительниц, практикующих преимущественно в Подляшье, реже в других частях страны, например, в Росточье и в Подкарпатье. Их история тесно связана с регионом на восточной границе Польши, областью, находящейся под влиянием мистицизма православия и белорусского языка.

Из-за своеобразных ритуалов исцеления, которые проводят шептухи, их иногда сравнивают с шаманами или ведьмами. Но надо сказать, что «магия», которую они якобы используют, — это магия «белая», а не «черная», то есть направленная на то, чтобы творить добро, а не зло. Самое главное — и именно из-за этого целительницы получили свое название — они молятся за здоровье своих пациентов, шепчут и иным образом читают различные православные молитвы. Они произносят их на своеобразной смеси польского, белорусского и церковнославянского языков, поэтому тем, кто не знает этого диалекта, тяжело их понять. Вот пример целительной молитвы шептухи (в переводе кого-то, кто знает язык), взятый из передачи Польского Радио под названием «Шептухи»:

Злой дух! Не буди человека, не ломай его кости, не высушивай его кровь, не трогай вены... Из вен, из тела, костей и глаз, из ног и рук и из мочевыводящих путей удали герпес, псориаз, пятна и опухоли...

Считается, что способность исцелять через шепот — это божий дар, происхождение которого прослеживается со времен Христа, исцелявшего людей с помощью слова. Несмотря на то что шептухи — истинно православные верующие, для лечения они используют дохристианские народные песнопения. Более того, во время сеансов они совершают причудливые церемониальные действия, подобно уже упомянутому сжиганию льна и выливания расплавленного воска в воду. Среди классических методов лечения можно также встретить натирание больных мест стаканом, наполненным древесной золой и аккуратно завернутым в салфетку.

Из-за этих околоязыческих обрядов православная церковь не признает шептух, но относится к ним не слишком сурово: например, известно, что одну знаменитую шептуху приняли в церковный хор.

Изображение
Проводники целительной силы
Изображение
Изображение
Шептуха на велосипеде в деревне Грабовец

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; (...)Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. (…)И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

Этот отрывок из Евангелия от Матфея указывает на два важных для шептунов аспекта: христианские корни исцеления словом и ключевая роль веры. На этом основано все лечение.

Шептуны считают, что Бог больше внимает их молитвам, чем молитвам других людей, и что они просто направляют божественную целительную силу, идущую свыше. По их мнению, чтобы эффективно использовать этот дар, их вера должна быть крепкой, такой же, как в приведенной выше цитате. Кроме того, чтобы лечение сработало, пациент или, по крайней мере, член его семьи, также должен быть верующим. Это может быть любая христианская вера — в этом отношении учение шептунов носит экуменический характер.

Вера шептунов велика, но и она имеет свои ограничения. Считается, что их молитвы и обряды могут излечивать лишь определенный круг заболеваний. Сюда не входят такие тяжелые состояния как, например, полный паралич, описанный в цитате из Библии, и другие серьезные недуги. Более того, шептуны лечат вовсе не те болезни, которые можно встретить в настоящих медицинских энциклопедиях. Это «народные болезни», которые не признаются официальной медициной. Правда, говорят, что во время своих сеансов некоторые шептуны иногда молятся и за излечение от «официальных» заболеваний, таких как, например, аллергия.

Изображение
Недуги, живущие в теле
Изображение
Изображение
Параскева Артемюк в Парцеве

Какие же недуги берутся излечить шептуны? Во-первых, «przewianie», или озноб — дрожь или даже физическую боль, вызванную холодным ветром. «Róża», «роза» — покраснение кожи или сыпь, которую не следует путать с подобными официальными заболеваниями кожи, такими как рожа (рожистое воспаление). «Przestrach», или «перепуг» — своего рода возбуждение, вызванное неожиданным неприятным событием. «Urok», или «сглаз», когда кто-то попадает под действие чьих-то темных чар. Наконец, «nerw-kołtun», или «нервический колтун». Пояснение этому комплексному понятию дается в цитате из статьи этнолога и специалистки по шептунам Малгожаты Анны Харитон, опубликованной в журнале медицинского университета Белостока «Белостокский медик»:

Это комплексное понятие базируется на традиционной народной психологии, модернизированной шептунами. (...) Я описывала «колтун» — народную болезнь, вызванную активизацией вещества, присутствующего в организме человека. Исторически сложилось, что это состояние называют «gościec» [Ред: подагра]. Сегодня шептуны связывают механизм, вызывающий заболевание, с нервозностью, тревогой.

Синдромы этого странного состояния включают бессонницу, боли в животе и общую слабость организма.

Даже если эти описания не кажутся убедительными с медицинской точки зрения, следует помнить, что цель шептунов — нести в мир добро. Они верят, что их дар — это обязательство, и поскольку они получили его свыше безвозмездно, они должны делиться им с другими здесь, на Земле, тоже бесплатно. И это не мошенничество, придуманное ими для того, чтобы заполучить деньги.

И действительно, шептуха может даже обидеться, если вы предложите ей оплату за услуги. Обычно люди оставляют что-то сладкое на столе в гостиной, или монету, которая, без сомнения, будет потрачена в местной православной церкви на покупку свечи.

Изображение
Увидеть проблему
Изображение
Изображение
Сжигание льняного волокна

За помощью к шептухам обращаются люди со всей Польши. В пациентах недостатка нет. В основном это те, кому не помогает официальная медицина. Вы не пойдете к шептухе, например, с подвернутой лодыжкой — даже если бы вы пришли, она бы просто посоветовала вам пойти к обычному врачу. Когда шептуха видит, что она не может помочь, она, не колеблясь, говорит об этом прямо.

Большинство проблем, за решение которых берутся шептухи, на самом деле носят психологический характер. Ведь если задуматься, то и страх, и сглаз, и колтун очень похожи на беспокойство, нервозность или последствия стресса. Похоже, что народное лечение таких болезней в некоторых случаях может принести пользу.

Возможно, это просто эффект плацебо, однако благодаря ему нематериальные проблемы часто становятся очевидными. Говорите, что нервничаете и не можете спать по ночам? Давайте избавимся от этого, точно так же, как избавимся от куска затвердевшего воска, воплощения проблемы.

Люди видят проблему своими собственными глазами и справляются с ней. Иногда этого достаточно, чтобы человек успокоился. Поэтому многие ритуалы шептунов заключаются в извлечении болезни из тела пациента и избавлении от нее. Вот что говорит антрополог Зузанна Грембецкая о сжигании льна в вышеупомянутой передаче Польского Радио:

Лен — очень распространенное и поэтому знакомое всем растение. Более того, он обладает свойствами, которые позволяют ему гореть и плавать в воздухе, и поэтому может символизировать сжигание и уход болезни. Кроме того, он напоминает человеческие волосы; есть очень старые народные поверья, связанные с запутавшимися волосами, согласно которым, разнообразные болезни могут проявляться таким образом. Поэтому лен может символизировать колтун, который можно удалить во время ритуала.

Иногда вы также можете получить с собой «лекарства»: хлеб, семена мака или заговоренную знахарем воду.

Изображение
Исчезающая практика
Изображение
Изображение
Пани Хайдученя высыпает золу после сеанса исцеления в деревне Ялувка

Сейчас таких целитилей становится все меньше. В деревнях Подляшья осталось всего около десятка шептунов, почти все они преклонного возраста. Как мы уже писали выше, Параскева Артемюк умерла вскоре после съемок фильма «Шептунка с Подляшья».

Пожилая пани Валя — возможно, самая известная из всех знахарок, — как говорят, передала свои умения племяннику (мужчины-шептуны встречаются реже, чем женщины, но некоторые считают их более сильными). Ей повезло, что кто-то заинтересовался продолжением ее дела. Секреты шептунов, тексты различных молитв, знания о том, какие из них относятся к каким заболеваниям, — все это передавалось через многие поколения, но сейчас среди молодежи Подляшья вряд ли существует хоть какой-то интерес к сохранению традиций. Молодые люди предпочитают настоящую работу, которая обеспечивает стабильный заработок. Исчезновение лечения шепотом неизбежно.

Кроме того, основная миссия шептунов устарела. Они выполняли роль местного здравоохранения в своих общинах в те времена, когда многие из их членов не могли позволить себе обратиться к врачу. Сегодня получить квалифицированную медицинскую помощь намного проще, чем раньше, поэтому люди часто выбирают официальную медицину, а не идут к народной целительнице.

Изображение
Опасность
Изображение
Изображение
Анна Бондарук в деревне Рутка

Исчезновению шептунов порадуются немногие — в основном те, кто считает такую практику суеверием или шарлатанством, не видя в ней ничего общего с медицинской наукой. Некоторые вообще недоумевают, как такие странные методики, как исцеление шепотом, могут существовать в современной Центральной Европе.

Как и во многих альтернативных методах лечения, в практике исцеления шепотом существует тонкая грань между оказанием помощи и причинением вреда. Конечно, заговоренный хлеб или молитва не вызовут у вас никаких проблем, но специальные заговоры от рака уже заставляют насторожиться.

Те, кто выбирают исцеление шепотом в качестве основного лечения этой болезни, совершают большую ошибку. Вот что говорит Божена Винч, психотерапевт и психо-онколог, в интервью, опубликованном в бюллетене Региональной медицинской палаты Варшавы «Puls»:

Советов от психотерапевта, как правило, не ждут. Но когда я слышу, что где-то недалеко от города Белосток есть такой знахарь, который лечит рак, я говорю: конечно, поступай, как хочешь, но я против замены химиотерапии целительской практикой, я не могу понять, откуда вообще могла взяться такая идея.

Известна громкая история православного священника, который погиб в автокатастрофе в Подляшье, пытаясь избежать столкновения с туалетом, стоящим на перекрестке. Да, с туалетом. В 2011 году полиция прекратила расследование этого трагического происшествия, и никто не был осужден, но местные жители всегда утверждали, что на дороге его поставил кто-то из своих.

Говорят, что виновник сделал это по совету шептуна. Если это так, то трагедия, вероятно, была результатом суеверия, связанного с враждой. Размещение чего-то, принадлежащего вашему врагу, на перекрестке, считается средством избежать порчи, наведенной им.

Изображение
Стимул продолжать борьбу
Изображение
Изображение
Анна Бондарук в Рутке

Как и в любом другом сообществе, среди шептунов есть разумные люди и те, кому не хватает здравого смысла. Если кто-то из них действительно дал совет разместить туалет на перекрестке, то он или она, безусловно, относился к последним.

Кроме того, существуют и «фальшивые» шептуны, которые просто хотят подзаработать. Их легко узнать, потому что за свои услуги они берут плату, иногда довольно высокую; настоящий шептун никогда этого не делает.

В целом кажется, что преимущества целительства перевешивают его минусы. За исключением уже упомянутой аварии, трудно найти информацию о том, чтобы оно причинило какой-то серьезный вред, зато рассказы о его пользе встречаются часто.

Помощь шептуна в основном носит психологический характер. Целитель уделяет посетителю все свое внимание, относится к нему по-человечески. Там, где осталось мало надежды, он «наколдовывает» ее, мотивируя продолжать борьбу. К сожалению, в отличие от шептунов, официальные медицинские работники не всегда демонстрируют подобный подход, поскольку часто слишком перегружены работой или слишком жестки, чтобы беспокоиться о чувствах своих пациентов.

Несмотря на то что традиция такого целительства, судя по всему, близится к концу, культурный интерес к ней сейчас больше, чем когда-либо. Десять лет назад эта тема поднималась довольно редко, зато сегодня она стала весьма актуальной.

Помимо документальных и других фильмов о целителях, в последние годы вышел также альтернативный исторический роман Катажины Береники Мищук под названием «Шептуха», в центре повествования которого находится современная целительница.

Кроме того, в 2017 году на фестивале искусств SlowFest в городе Супрасль проводились театральные, музыкальные, кинематографические и литературные мероприятия, одним из которых был цикл лекций про шептунов. Читала его Малгожата Анна Харитон, которую мы цитировали выше.

В 2009 году в селе Теремиски был опубликован сценарий пьесы «Opowieści Teremiszczańskie» («Теремисские сказки»). В спектакле, частично основанном на историях из жизни реальных шептунов, один из персонажей рассказывает:

Шептуны используют золу, чтобы исцелять. Шептун может лечить только молитвой и больше ничем. Берется зола из очага, смешивается с водой, скатывается шарик, шептун катает этот шарик по больному месту и тихонько читает в это время молитву.


Изображение

Заговор на женскую шаль, чтобы вас приметили, любили и дивились.

В старину люди знали много заговоров и читали их по надобности. Так и надевая тот или иной убор, одежду или украшение, шептали тайные слова на разные случаи.
Где на защиту, где на любовь, где на уважение и привечание, а где и чтобы побаивались. Сегодня я дам вам заговор на женский платок, чтобы когда пошли в нем куда,
были вы в почете, любви, удивляли всех. Как накинете на себя платок, так скажите трижды и перекреститесь после каждого прочтения:


Полностью тема доступна
членам Внутреннего Круга ОТЗВИП


Изображение
"Осознанность прямой путь к Богу, молитва и покаяние более длинный, но не долгий...жизнь и испытания - самый долгий"
Магистр Ипсиссимус
Изображение
Аватара пользователя
Карина
Сообщений: 2191
Зарегистрирован: 25 авг 2019, 12:12
Пол: Ж

Шептуны. Метод на всеобщую любовь

Сообщение Карина »

Уважаемый Мастер Перун! Спасибо за информацию о шептунах. С уважением к Вам!
Аватара пользователя
Тиа
Сообщений: 14355
Зарегистрирован: 03 май 2015, 16:35
Пол: Ж

Шептуны. Метод на всеобщую любовь

Сообщение Тиа »

Доброго времени, уважаемый мастер Перун, благодарю за новые знания. С уважением.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18595
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Шептуны. Метод на всеобщую любовь

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Мастер Перун за позновательную статью о шептунах и за ознакомление с ценным методом. С уважением!
Аватара пользователя
Меркаба
Сообщений: 8644
Зарегистрирован: 31 май 2017, 14:26
Пол: Ж

Шептуны. Метод на всеобщую любовь

Сообщение Меркаба »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Перун за интересную познавательную статью и новые знания. Доброго Вам здравия.
Лучше быть камнем, который многим не по зубам,
чем глиной для лепки, в чьих-то руках.
Аватара пользователя
Василида
Сообщений: 6924
Зарегистрирован: 23 ноя 2014, 22:52
Пол: Ж

Шептуны. Метод на всеобщую любовь

Сообщение Василида »

Уважаемый Мастер Перун, благодарю Вас за данный материал. С уважением.
Ответить

Вернуться в «Сибирская Школа Мастерства»