Обряд кормления (выкармливания) огня или духов постоянно сопровождает шамана, помогает на пути, восстанавливает связь с духами и позволяет общаться с ними.
Обряд крапления производится при помощи ритуальной ложки — девятиглазки, при помощи безымянного пальца правой руки и при помощи веточки священного растения, например, артыш. Когда кормим с девятиглазки, то делаем это сразу на все девять небес, если с пальца, то кормим родовых духов, если с веточки, то кормим духа места.
В зависимости от того, что в ложке — зависит то, кто же придет на этот зов. Кормление духов производится в сильные дни, такие как полнолуние и новолуние, так же на всех камланиях. Традиционно для этого используется огонь, но не запрещается это делать в домашней обстановке.
Давайте сперва разберем меню духов, что они любят. Еда делится на белую и чёрную, соответственно белую пищу вкушают светлые духи, чёрную — тёмные.
Белая пища — это все молочные и хлебобулочные изделия, сладости, отварное мясо без соли и специй, толокно. Светлые духи очень любят хороший сыр, а особым лакомством является топленое масло.
Чёрная пища — это алкоголь, мясо с кровью, черный чай без сахара и табак.
Есть два варианта кормления с огнем:
Первый очень ярко проявлен в хакасской традиции, когда сам шаман или специально обученный человек (как правило, это молодая девочка, либо пожилая дама) кормит огонь. С восточной стороны кормят светлых духов, с западной — тёмных, помощник или шаман располагается у «входа» в костёр и после зажжения огня начинает осознанно кормить огонь.
Нельзя сидеть на корточках, мужчины встают на правое колено, женщины на левое, так же запрещено бросать пищу в огонь, необходимо аккуратно складывать.
Второй вариант, все угощения кладутся в белую ткань и аккуратно заворачиваются в конверт, потом этот конверт помещается на еще не зажжённый огонь и после этого только начинается сам процесс камлания, это ярко проявлено с точки зрения тувинской традиции.
Вроде бы суть разная, но на самом деле корень один — шаман кормит духов. Бывает, по наитию, во время обряда приходится комбинировать эти два способа кормления, потому что духи тоже разные, кому-то водочки подлить, а кому-то хлебушком закусить. Об этом могут говорить сами духи, им видней.
Два этих подхода являются двумя вариантами подачи блюда, в первом случае шаман, как гарсон подает разные блюда на стол духов, говорит с гостями и спрашивает: «добавки?», а во втором случае — вся еда стоит на столе и все подошедшие духи могут брать то, что им больше нравится, а шаман в это время вещает о том, зачем он их позвал. В обоих случаях первым делом в костер кладется три ложки топленого масла или сметаны, либо от трех до девяти кусочков бараньего курдюка, это для Матери Огня, в первую очередь шаман задабривает огонь, чтобы можно было более плотно работать в камлании.
Для того, чтобы дух местности позволил проводить на его территории камлание, и заодно помолиться за весь мир, необходимо положить белой пищи на камень и сказать вслух «на благо всего живого и сущего», обязательно поклониться и оставить эти дары. Животные, насекомые и птицы, которые в дальнейшем будут это употреблять выступают в роли духов, ибо если подношение осталось не тронутым, значит это подношение не приняли и необходимо повторять снова. Эта мысль очень ярко проявлена в таком течении, как буддизм, там принято молиться «во благо всех живых существ», делать различные практики, направленные на это, еще одно подтверждение, что взаимопроникновение культур очень ярко можно встретить на самых разных уровнях.
Необходимо так же понимать, что шаман не кормит каждого духа с ложечки, это происходит совершенно по иной схеме. Духи питаются запахом, то есть дымом, который издает сжигаемый продукт, именно факт сжигания олицетворяет тот момент перехода от физики к энергии, именно так плоть становится частью духа. Чем свежее и натуральнее используются продукты, тем больше это понравятся духам. Если шаман способен самостоятельно испечь хлеб, то это станет лучшим угощением для духов, потому что учитывается не только качество продукта, но и затраченные на него силы.
Наша энергия, а вернее её проявления всегда опирается на потраченное время, силы и внимание, чем больше мы вкладываемся в что угодно, тем ярче результат будет в итоге.
Хочешь что-то получить — будь любезен отдай, без этого никуда. родовые духи будут кушать то, что любили при жизни в той самой местности, где проживали. То есть кормить родовых духов орехами и бананами в гипотезе можно, но лучше им давать те блюда, которые радовали их при жизни, к которым они привыкли.