Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Мастер Тени
Сообщений: 1456
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:58

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение Мастер Тени »

Изображение

Одной из отличительных особенностей социокультурного пространства Сибири является частое обращение горожан к буддийским ламам и шаманам в трудных жизненных ситуациях. Возрастающая роль шаманизма в духовной жизни привела к возрождению многих шаманских практик, практически полностью утраченных в советский период. Ниже мы постараемся освятить некоторые обряды современных шаманов различных организаций, работающие в бурят-монгольской традиции шаманизма.

Обряды в бурят-монгольском шаманизме Шаманы, Бурятия, Ритуал, Длиннопост
Почитание кузнечных божеств

Кузнечный культ играет очень важную роль в бурятском шаманизме. Он восходит к архаическим временам, когда железо и металлические орудия имели чрезвычайно большое значение в жизни общества. Точных данных о времени возникновения этого культа нет, но, по крайней мере, очевидно, что он уже существовал к периоду добывания и обработки железа. В настоящее время кузнечный культ утратил свое первоначальное практическое предназначение и связан с почитанием предков кузнечных родов.

Кузнечество – дарханство – рассматривается в бурятском шаманизме не только как ремесло, как-то ковка по металлу, чеканка, резьба по дереву, а в более широком смысле, применительно к любой отрасли изменения материального мира. Дарханы, они же и живописцы, и ваятели, то есть люди творческие, как говорят у бурят: уран зон – искусный люд. Про людей, имеющих предков-кузнецов говорят: дархан угтай – кузнечного рода. Собственно, в каждом роду у бурят в прошлом были предки – кузнецы, в каких-то родах более искусные, а в каких-то менее.

Кузнечные божества – дархан тэнгэри – в шаманском пантеоне божеств занимают несколько обособленное положение, эти божества не входят ни в состав 99 тэнгэриев и не зависят от каких-либо других божеств, однако как и все остальные, подчиняются верховному богу-творцу. Кузнечные божества располагаются в северо-западной стороне неба. Они считаются очень сильными и суровыми, наказание этих божеств происходит незамедлительно и орудием наказания, в первую очередь, являются железные предметы. Считается, что предки-кузнецы могут наказывать своих потомков автокатастрофами или такими несчастными случаями, когда какие-нибудь части тела повреждаются именно железными предметами.

В настоящее время почитание кузнечных божеств шаманы связывают, прежде всего, с культом предков-кузнецов и рекомендуют относиться к ним с особым почитанием именно тем людям, в основном мужского пола, кто занимается деятельностью, так или иначе связанной с ремеслом: строительством, машиностроением, то есть имеющим дело с железом. Поклонение кузнечным божествам происходит по разному.

Самым простым является подношение – сэржэм (возлияние жертвенными напитками), в основном архи – водкой, также молоком, чаем и белой пищей. Более сложным поклонением является зула тахил (поклонение, при котором приготавливается жертвенник с подношениями: забеленным чаем, белой пищей, водкой, молоком, зула-лампадками, хадаком, шелком, рубашкой и другими), который проводится с приглашением шамана или шамана- кузнеца.

Самым большим поклонением является дарханай хүндэ (кузнечное почитание) подносят наряду с жертвенником – зула тахил – деревья и жертвенного барана. На этом обряде кузнечным божествам также могут посвящать козла рыжей масти (һэтэрлэхэ). Кузецы-шаманы (дархан-бөөнүүд) считаются наиболее сильными среди шаманов, так как им покровительствуют кузнечные божества, которые, как считается, обладают огромной магической силой. Эту силу они получают от огня, в котором куют железо, а огонь, по шаманским поверьям, обладает очистительной силой. На кузнечных обрядах шаманы-кузнецы раскаляют железо и куют его в ритуальных целях. Шаманская традиция считает, что кузнецы могут прогонять злых духов и исцелять от болезней. Кузнецам, таким образом, предписывается способность исцелять и очищать от негативного влияния.


Изображение

Почитание хозяев огня

Почитание огня в первую очередь связано с почитанием домашнего очага, а уже потом в целом огня как стихии. Для поклонения очагу разводят огонь в жилище (в современных условиях обычно в печи). Существуют простые ежедневные подношения первинкой пищи хозяину очага, их может совершать каждый человек. Также существует более сложный обряд почитания хозяина очага с приглашением шамана. Он устраивается в том случае, если нужно оживить (пробудить) очаг в новом доме, либо возродить забытый (потухший) очаг, либо очистить уже существующий оскверненный очаг.

На обряд готовят зула тахил (поклонение, при котором готовится жертвенник с подношениями: забеленным чаем, белой пищей, водкой, молоком, зула- лампадками, хадаком, шелком, рубашкой). Шаман облачается в свои атрибуты и призывает духов и божеств, а также призывает собственно самого хозяина огня и его жену – Сахяадай буурал баабай, Заядай (или Сахали) хатан эжы. Огню подносят топленое масло, баранью грудинку, внутренний жир барана и белую пищу, также подносят водку и первинки чая и молока. Шаман просит у хозяина очага счастья и семейного благополучия в доме, покровительства жителям этого дома.

Огонь считается чистой субстанцией, с ним связано множество запретов. Так, запрещается сжигать в огне мусор, тушить его водой, касаться острыми предметами и вообще относиться к нему непочтительно. Шаманы считают, что тот, кто нарушит чистоту огня, может заболеть из-за этого. Хозяина огня шаманы призывают на каждый свой молебен, просят у него сил, благополучия и удачи в делах.


Изображение

Почитание хозяев воды

В современном бурятском шаманизме одними из духов, влияющих на жизнь людей, считаются хозяева воды и подземного мира – лусад (от слова лус-змеи, наги водяные). Занимают они пространство нижнего мира, все, что ниже поверхности земли: воды и все пространство подземного мира вплоть до царства Эрлиг-хана. Как говорят шаманы, они слепы, немы, но имеют хорошо развитое чувство обоняния и слуха. Духов лусад почитают, прежде всего, из-за того, что они являются подателями земных благ и здоровья. От них зависят полноводие и богатство рек, водоемов и источников, урожайность земель, а вследствие чего и состояние скота и сельскохозяйственных культур. Также в их ведении находятся залежи полезных ископаемых под землей.

Слово лусад тибетского происхождения (тиб. Лу – змей) и проникло к монголам и бурятам с приходом буддизма. Западные буряты, не испытавшие влияния буддизма, хозяев вод называли уһан хат (ханы вод). Лусад – общее название хозяев вод и подземного мира. Хозяева же отдельных рек, озер и источников персонифицированы и имеют свои собственные названия. Вообще вода как стихия считается чистой субстанцией, нарушать чистоту которой является грехом. Духи-хозяева рек, озер, целебных источников – аршанов, и вообще любых источников воды и водоемов, в том числе колодцев способны из-за неуважительного отношения к ним наказать человека болезнями. Болезни, насланные лусад, в первую очередь касаются мочеполовой системы и кожного покрова у людей.

Шаманы в своих обрядах жертвуют им их долю подношений и призывают в качестве помощников при совершении некоторых религиозных обрядов. В наше время для поклонения духам вод и подземного мира подносят следующие виды жертв. Самым простым подношением является жертвование им девяти драгоценностей – юһэн эрдэни*. Драгоценности кладут внутрь кусочка теста и бросают в воду, при этом человек, совершающий подношение, произносит слова молитвы духам воды.

Существует также большой обряд почитания духов вод – лусад тахил или лусадай хундэ. Для этого обряда готовят прямоугольную, размером около 50х60 см, плоскую доску или ДВП, в ней делают 9 х 9, 81 отверстие, в них втыкают восемьдесят одну хворостинку тальника – бургааһан.

Каждую хворостинку украшают одной бело-голубой вязочкой сэмэлгэ. Внизу ставят водные существа девяти видов: рыб, лягушек, черепах, ящериц, улиток, ракушек, раков, морских звезд, змеек, вылепленных из пресного теста, каждой по девять штук, и устанавливают в девять рядов, по девять в ряд. Также из теста лепят девять лампадок – зула, и устанавливают их на свободном месте доски. На свободной стороне доски расстилают синий хадаг, на него ставят девять драгоценностей и кусочки парчи. Сверху всю инсталляцию окутывают красной, золотой и серебряной нитями. Для обряда также необходимо накрыть зула тахил. Он сопровождается призыванием всех духов, с помощью которых шаман доносит жертву (духов предков, 13 хатов, Бурхан Сагаан Гарбал), и призыванием собственно самих лусад. Оживляют подношение на доске водой из трех источников.
Обряд проводят обычно у воды и когда его заканчивают, опускают подношение в воду либо сжигают на берегу реки. Если же обряд проводят не у воды, то его сжигают по направлению к водоему, предварительно налив на землю, где будут сжигать подношение, воду из трех источников. Также из этой воды делают, посредством произношения молитв, лусадай аршан (целебный эликсир духов вод), который якобы исцеляет от болезней посланных духами вод. Целью обряда является просьба о покровительстве духов вод и их задабривание.
Продолжение следует...
Аватара пользователя
Лора26
Сообщений: 6421
Зарегистрирован: 25 янв 2022, 18:41
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение Лора26 »

Уважаемый Мастер Тени,благодарю Вас за ознакомление с обрядами бурят.С уважением.
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 17989
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение Иветта »

Благодарю уважаемый Мастер Тени за статью , с уважением.
Аватара пользователя
Тиа
Сообщений: 14355
Зарегистрирован: 03 май 2015, 16:35
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение Тиа »

Благодарю, уважаемый мастер Тени за статью. С уважением.
Аватара пользователя
nata14
Сообщений: 7565
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 13:27

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение nata14 »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Тени, за интересную статью. С уважением!
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16784
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Тени, за статью.
Аватара пользователя
***phoenix***
Сообщений: 6371
Зарегистрирован: 08 сен 2021, 14:54
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение ***phoenix*** »

Благодарю Вас, Уважаемый Мастер Тени, за интересные шаманские практики почитания огня и воды.
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение Александр В »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Тени.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Аватара пользователя
mira057
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 10557
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 17:06
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение mira057 »

Благодарю вас за интересную тему ,уважаемый Мастер Тени.
С уважением!
Carpe diem-лови момент.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18595
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Мастер Тени за интересную тему. С уважением!
Аватара пользователя
Макошь
Сообщений: 10531
Зарегистрирован: 22 авг 2019, 20:35
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение Макошь »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Тени, за Ваш труд и очень интересный материал!
С уважением.
Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 9535
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 1

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Тени,за статью.
Ответить

Вернуться в «Шаманизм»