Аюрведа.

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Магента
Сообщений: 688
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 01:57
Пол: Ж

Аюрведа.

Сообщение Магента »

Аюрведа.

Откуда произошла Аюрведа, точно неиз­вестно. Известно лишь, что несколько тысяч лет назад она задумывалась и развивалась святыми провидцами (в Индии их называли риши). Эти люди были очень опечалены страданиями людей и всячески хотели помочь им. Они были убеждены, что именно плохое здоровье и короткая жизнь человека не по­зволяют ему в полной мере раскрыть свою духовность и полноценно общаться с вели­чайшим святым - Богом.

Они уходили в Гималаи, где усердно мо­лились и предавались размышлениям, призы­вая Бога помочь людям, уменьшить их стра­дания. И Бог, тронутый состраданием этих святых провидцев к другим людям, наделил их глубочайшими знаниями - он познакомил их с различными приемами исцеления человека. Это, по его мнению, должно было значительно уменьшить страдания людей на земле или даже вовсе прекратить их.

На протяжении тысячелетий сакральное знание передава­лось устно от учителя к ученику, и только примерно в 5 - 6 столетиях до н. э. появились подробные аюрведические тек­сты на санскрите. Считается, что наиболее полным сборни­ком этих сакральных знаний являются Веды, хотя точных доказательств этому нет из-за отсутствия каких-либо исто­рических записей на этот счет. Веды считаются самым древ­ним на Земле письменным упоминанием об Аюрведе. Древ­нейший текст Атхарваведы является одним из первых подробных изложений этих знаний.

Возможно, из других древних источников берет свое начало аюрведическая медицина, ко­торая развивалась, изменялась и совершен­ствовалась на протяжении многих сотен лет, впитывая в себя все самое лучшее, что было известно людям. Вследствие многочисленных войн, которые велись в Индии, и последую­щей колонизации территории этой страны многие древние знания были забыты, ряд древних текстов, содержавших описание этих знаний, был утерян или вовсе уничтожен, однако некоторые из них все же дошли до нас. Они и составляют основу современных знаний о принципах сохранения и поддержа­ния здоровой жизни, которые приобретают все большую популярность в наши дни.

Сегодня Аюрведа является одной из признанных и широко применяемых в Индии систем исцеления людей. Само назва­ние - Аюрведа - происходит от двух санскритских слов: аюр — жизнь и веда — знание, поэтому оно переводится с санскрита, как «наука о жизни» или «практика долголетия».

Это — старейшая, очень сложная систе­ма исцеления людей, дошедшая до нас из древности.. Под ее влиянием находятся многие другие практикуемые во всем мире системы исцеления.

Распространившись из Индии во многие другие страны мира, Аюрведа привнесла в них свою нестареющую мудрость и целостный (холистический) подход к восприятию жизни.

Аюрведа является не очень известной у нас научной системой исцеления (ведь о ней знает немного людей), однако, несмотря на это, среди тех, кто знаком с ней, она пользуется огромным признанием, уважением и даже популярностью. Воспользовавшись Аюрведой, мы можем почерпнуть из нее множество ценных советов и рекомендаций, способных привнести в наши тело и душу мир и покой. Аюрведа учит по-другому смотреть на мир и видеть свое место в нем, предлагает множество советов и рекомендаций, связанных с лечением различных болезней, питанием, расслаблением тела и обретением мира и покоя в душе.
Аватара пользователя
Магента
Сообщений: 688
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 01:57
Пол: Ж

Re: Аюрведа.

Сообщение Магента »

Аюрведическая медицина

Эта система исцеления является очень разносторонней, поэтому в ней предлагаются различные подходы к оздоровлению организ­ма человека. Основное внимание в Аюрведе уделяется правильному пита­нию, поддержанию здоровья при помощи различных трав, массажа и использования ароматических масел. Конечно, эта система исцеления содержит и ряд других, дополнительных направлений.

Согласно предлагаемым Аюрведой подходам к исцелению организма, человеку следует употреблять в пищу больше ово­щей, фруктов и семян — то есть того, что он получает от зем­ли, и ограничить потребление продуктов животного происхож­дения. Некоторые продукты животного происхождения все-таки присутствуют в перечне рекомендуемых к потреблению, но употреблять их в пищу следует крайне ограни­ченно. Следуйте здравому смыслу, а также собственным чув­ствам и ощущениям — они никогда вас не подведут.

К другим известным направлениям Аюрведы относятся ди­етология, хирургия, джотиш (ведическая астрология), психиат­рия и панчакарма (методы очищения организма и его детокси­кации). Йога не относится к направлениям Аюрведы, одна­ко в силу того, что она придерживается одинаковых с Аюрведой подходов к исцелению организма, и йогу, и Аюрведу часто при­меняют совместно, дополняя одно воздействие другим, поэтому они по сути своей являются близнецами. Йога включает меди­тацию, пение мантр, рассматривание янтр и хатха-йогу (прак­тику обретения гармонии между душой, разумом и телом).

(Янтры - мистические диаграммы, образованные из различных геометрических фигур, линий и точек).

Медитация и йога оказывают людям неоценимую помощь, способствуя их расслаблению и обретению внутреннего мира и покоя.

Среди древних текстов Индии - Ригведа.

Санскритские тексты древней Ригведы рассказывают не только о воинственных богах и армиях индо-ариев, штурмующих укрепленные города и поселения, но и говорят о всеобщих философских и религиозных проблемах, а так же и о более прозаических вещах.

Воды жизни.
Воды, только вы приносите
нам силу жизни.
Помогите нам найти пищу,
дабы смогли мы
Ценить ее, как огромную
радость.
Позвольте нам пить ваши
живительные соки,
Как если бы вы были
нашей любящей матерью.

Врачующие растения
Темно-желтые растения
появились на Земле в давние
времена за три столетия до
прихода богов. Сейчас я буду
размышлять о семи видах
этих удивительных растений.
Матери, вы существуете в
сотнях форм и даете начало
тысячам отростков. Вы, совер-
шающие тысячи дел, створяе-
те этого человека для меня.
Будьте радостны и счастли-
вы вы, все растения - и те,
что имеют цветы, и те, что
дают плоды. Подобно тому, как
упряжка коней выигрывает
скачки, так и все живые
растения Земли вместе понесут
нас по жизни.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Магента
Сообщений: 688
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 01:57
Пол: Ж

Re: Аюрведа.

Сообщение Магента »

Теория пяти элементов аюрведы

Аюрведа учит, что любое существо, предмет или вещество состоит из панчамахабхут - пяти первоэлементов, из которых состоят все вещества, предметы и живые существа на Земле. Первый – акаша (эфир), является основополагающим элементом, наименее плотным и наиболее распространенным. За ним следует вайю (воздух), джала (вода), агни (огонь) и притви (земля), являющийся наиболее плотным элементом. Они смешаны во всем живом, существуют во всех формах материи в бесконечном многообразии и различных пропорциях.

Согласно концепции панчамахабхуты, в случае с человеческим телом, акаша соответствует внутреннему пространству (животу и т.д.), вайю – движению и активности, агни – ферментам, джала управляет всеми жидкостями в теле, а притхви относится к костям, зубам и другим твердым структурам.
Аватара пользователя
Магента
Сообщений: 688
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 01:57
Пол: Ж

Re: Аюрведа.

Сообщение Магента »

Аюрведа. Три гуны, пять элементов, три доши

Пракрути состоит из трех основополагающих качеств, трех главных характеристик (в санскрите называемых гунами): саттва, принципа света, восприятия, интеллекта и гармонии; раджас, принципа энергии, активности, эмоций и беспокойства; и тамаса, принципа инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.

Хотя каждое из этих трех качеств является необходимым элементом природы, тем не менее, саттва представляет собой адекватное качество сознания. Раджас и тамас -- напротив, являются чуждыми, "загрязняющими" элементами сознания, которые снижают нашу способность к восприятию.

Индивиды с превалированием саттвы придают особое значение таким императивам как правда, честность, скромность и общее благо. Лица же, у которых наиболее представлен раджас, более всего ценят силу, престиж, власть и возможности править. Те же люди, у которых доминирует тамас, оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.

Отсюда ясно, что важно стремиться к стилю жизни, соответствующему главным образом, саттвическому типу. Поскольку эти три качества существуют во всей природе, важно использовать виды пищи и травы, которые в основном имеют саттвическую природу. В этом плане Аюрведа классифицирует растения, согласно указанным трем гунам.

Это не означает, что травы, относящиеся к раджастическому и таматсическому типам, вообще не должны использоваться. Поскольку саттва находится в состоянии равновесия с раджасом и тамасом, то травы раджастическогго типа могут находить применение в целях коррекции тамазических состояний, и наоборот. Однако, травы саттвического характера обладают самостоятельной ценностью в плане стимуляции развития сознания.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

Из трех гун формируются пять элементов. Из саттвы, состоящей из ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса, состоящего из энергии, возникает огонь, из тамаса, состоящего из инерционного начала, формируется земля. Между саттвой и раджасом берет свое начало субтильный, однако подвижный элемент, -- воздух. Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.

Эти элементы представляют собой пять состояний материи:твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Они характеризуют пять видов плотностей, исчерпывающее все вещества, всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют свои психологические корреляты (соответствия), которые демонстрируют состояния сознания и качества эмоциональных переживаний.

Пять частей растений, согласно Аюрведе, панкангамы, показывают, каким образом строение растений соотносится с соответствующими пятью элементами. Корневая система соответствует земле, будучи наиболее плотной и самой низшей частью растения, которая связывает его с землей. Стебли и ветви соответствуют воде, поскольку они несут воду или сок соответствующего растения. Цветы коррелируют с огнем, которому присущи свет и цвет. Листья же соответствуют воздуху, поскольку через листву ветер приводит растение в движение. Плоды соответствуют эфиру, субтильной сути растения. Семя содержит все пять элементов, заключая в себе весь потенциал, которым растение обладает.

ТРИ ДОШИ

Основу Аюрведы составляет представление о трех дошах, или трех различных основных типах конституции человека. Из эфира и воздуха формируются вата, за счет огня и одного из проявлений воды возникает питта; и, наконец, вода в сочетании с землей дает капху. По соответствующим элементам, или присущим различным лицам дошам мы определяем основную природу соответствующих лиц и устанавливаем направление лечения, специфически отвечающего их потребностям.

Соответствующие три доши распознаются по характерным их атрибутам: вата -- сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая, твердая и грубая, подвержена переменам и ясная8 Это -- наиболее мощная из дош, являясь самой жизненной силой, и наиболее мощной в формировании болезней. Эта доша управляет всем движением и несет как питту, так и капху.

Питта -- горячая, легкая с качествами флюида, субтильная и острая, с неприятным запахом, мягкая и ясная. Именно она управляет жаром, температурой и всеми химическими реакциями. Капха же -- холодная, мокрая, тяжелая, медленная, лишенная живости и жизни, она статична, обладает большой плотностью и, как бы затуманена облаками. Именно функцией капхи является поддержание материального начала организма, его веса и взаимной увязанности, взаимного баланса.

Вата в ее естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдох, выдох, движение, реализацию импульсов, равновесие тканей, остроту органов чувств. Будучи агравированной, она вызывает сухость, очаги избыточной пигментации, потребность в теплоте, тремор, вздутие живота, запоры, снижение физической силы, бессонницу, потерю остроты восприятия, потерю остроты органов чувств, бессвязность речи и быструю утомляемость.

Питта в ее нормальном состоянии отвечает за пищеварение, теплопродукцию, зрительное восприятие, чувство голода, жажды, за хорошее состояние кожи, интеллект, целеустремленность, мужество, а также "мягкость" тела. Будучи агравированной, питта вызывает желтую окраску мочи, каловых масс, глаз и кожи, а также вызывает ощущение голода, жажды, ощущение жжения и тяжелый сон.

Капха в ее нормальном состоянии обеспечивает твердость и стабильность, поддержание (равновесия) жидкостей тела (биологических жидкостей), "смазку" суставов и такие положительные эмоции, как умиротворенность, любовь и прощение. Будучи агравированной, она приводит к утрате пищеварительного потенциала, к накоплению мокроты (флегмы), слизи, чувству изнеможения и тяжести, вызывает бледность, ощущение зябкости, утрату тонуса конечностей, затруднение дыхания, кашель и повышенную сонливость.

Вата концентрируется в толстом кишечнике, бедрах, боковой части тела, костях и органах тактильного восприятия.

Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена.

Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена.

Питта концентрируется в тонком кишечнике, желудке, поте, отделяемом жировых желез, в крови, плазме и органах зрительного восприятия. Ее главной локализацией является тонкий кишечник, где она накапливается и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.

Капха концентрируется в грудной клетке, горле, голове, поджелудочной железе, ребрах, плазме, жировой ткани, в носу и в языке. Ее основным центром является желудок, где она накапливается и вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.

Определение индивидуальной конституции

Индивидуальная конституция обретается в момент рождения и остается постоянной на протяжении всей жизни. Хотя существуют три основных типа конституции, согласно превалирующей в организме доше, тем не менее существуют комбинации и вариации конституций. Например, две доши могут сосуществовать при равном соотношении сил. Приводимые ниже характеристики не имеют целью создать стереотипы, они лишь призваны иллюстрировать типичные ситуации и тенденции к какому-либо превалированию.
Ответить

Вернуться в «Аюрведа и Тибетская Медицина»