Таким образом, Колесница означает, что рай детства, период (бессознательного)
ощущения единства со всем и вся остался позади в тот самый миг, когда был сделан
решающий выбор (Влюбленные), и Герой вступил в мир противоположностей, где ему
предстоит подняться на новую ступень развития сознания и стать взрослым. При этом он
должен постоянно следить за тем, чтобы не увлечься одной из противоположностей (два
сфинкса), а научиться управлять ими, чтоб решающий момент их объединенная сила помогла
ему сделать рывок вперед. Однако покамест он находится еще в самом начале и помнит, что
его учили не переоценивать свои силы. И знает, что лучше не торопить события, чтобы не
угодить в положение гѐтевского «Ученика чародея».
В легенде о Граале этому этапу соответствует эпизод, когда юный Парсифаль надевает
доспехи побежденного им Красною Рыцаря и за счет этого (по крайней мере, внешне) из
подростка, становится взрослым. Теперь он выглядит, как рыцарь, то есть, как человек
зрелый и ответственный. Однако под доспехами на нем все еще надето его шутовское платье.
Чтобы действительно стать взрослым, - «дорасти до своих доспехов», - ему необходим
внутренний рост.
В других мифах этот этап описывается, наоборот, как очень опасный: сыновья богов в них
погибают, переоценив свои силы и навыки, как, к примеру, Икар или Фаэтон, упавшие с
небес на землю.
Ориентиром на данном этапе может послужить одна из тех своеобразных «карт
человеческой души», которые пришли к нам из тибетского буддизма и часто используются
для медитации, а именно мандала". Обычно это - рисунок, в середине которого помещается
круг, а внутри него изображается тот или иной символ совершенства - фигура Будды,
бодхисатва, Кришна, какой-либо абстрактный узор или, как в современных западных
мандалах (например, у художницы Хильдегард фон Бинген), образ Христа. С внешней
стороны круг, в свою очередь, обрамляется элементами креста или квадрата, вокруг которых
вычерчивается еще один круг, внешний.
Круг как символ всегда означает неразделенное целое, некое первоначальное состояние
или, выражаясь образно, рай. Крест или квадрат так же, как и связанная с ними Четверка,
соответствуют земному бытию, миру, в котором господствуют пространство и время. Если
взглянуть на мандалу с этой точки зрения, то два ее круга, внутренний и внешний,
олицетворяют два «рая», разделенные крестом пространства-времени. Эти три Сферы
постоянно отражаются как в древней, так и в теперешней символике. Что такое внутренний
круг в сказках? Это рай детства, утрачиваемый обычно в самом начале повествования, когда,
допустим, золотой шарик, символ первоначальной целостности, падает в колодец. Крест же
означает внешний мир, по которому мы бродим в поисках утерянного первоначального рая, а
внешний круг символизирует цель этих поисков, рай, пусть даже во многом похожий на тот,
детский, однако, тем не менее, иной. Внешний и внутренний круг в какой-то мере повторяют
друг друга. Тем более, что их объединяет один центр, однако тот и другой – не одно и то же.
Внутренний круг - это рай незнания, внешний же гораздо больший и всеобъемлющий, это
рай последнего и окончательного всезнания. Между этими двумя противоположностями
лежит огромная территория вещей, определяемых пространством и временем. С точки зрения
психологии, внутренний круг, символизирует бессознательное, крест обозначает сознание, а
внешний круг соответствует «надсознанию» в терминах К.-Г. Юнга различавшего, как
известно, «бессознательное», «Я» и «Самость». В буддизме эти три уровня называются:
Единичность, Множественность (различение) и Целостность. Люди, достигающие этих
уровней, уже не ощущают себя чем-то особенным: у них больше нет своего «Я», оно им не
нужно, и они от него свободны, и знают, что их знание ничего не стоит, и поэтому они
мудры. В легенде о Граале просматривается сюжет истории грехопадения, изгнания из рая с
его Древом Познания, в народных верованиях неизменно отождествляемым с яблоней. В
надежде на Спасение рыцари отправляются искать Грааль, который, по преданию, хранится в
замке на острове цветущих яблонь Авалоне. Легко заметить, что во всех этих случаях начало
и цель путешествия сходны, однако не тождественны, ибо внешний круг, хоть и построенный
вокруг того же самого центра, всегда символизирует более высокую ступень развития.
Поэтому подлинный путь жизни должен вести не назад, не к погружению обратно
сознательное, а к выходу на высший уровень, к надсознанию.
Можно обратиться к иному образу, характеризующему эти состояния сознания более
наглядно. Пока мы живем во внутреннем круге, мы верим в Младенца Христа. Выйдя в мир
Пространства-времени, мы утрачиваем эту веру. Те же, кому удалось достичь внешнего
круга, вновь обретают веру в Младенца Христа, однако теперь Он становится для них
символом целостности, раскрывающейся перед ними в своем самом глубоком и
всеобъемлющем смысле.
Так же, как первые люди, отведав плодов с Древа Познани научились различать добро и
зло, так и каждый из нас по мере роста сознания ощущает пробуждение совести,
определяющей есть добро и что — зло. Тем самым мы так же, как об этом говорится в
Библии, утрачиваем свой рай, рай все-единства, не-различения, в котором нет оценок и нет
таких противоположностей которые вызывали бы душевное напряжение. Покинув этот рай
мы, по Библии, начинаем жить во грехе. Это понятие иногда трактуют как «обособление»,
что у нас соответствует выходу из внутреннего круга, отходу от середины или, что то же,
утрате ее. Осознавая себя, как личность, мы, образно говоря, вкушаем от Древа Познания, то
есть обособляем себя от этой середины; таково наше общечеловеческое наследие, которое
церковь называет первородным грехом. В Старших Арканах эта тема впервые появляется и
карте Верховного Жреца (Иерофанта), ибо она соответствует первому пробуждению
сознания, которое всегда означает осознание «греховности» нашей натуры, ведь каждый
ребенок рано или поздно с удивлением, а то и с ужасом обнаруживает, что с ним «все в
порядке», что в его существе есть, конечно, кое-какие привлекательные стороны, однако есть
и другие, представляющиеся «дурными» или «грязными», и он начинает отвергать или даже
подавлять их. Это внутреннее напряжение, возникающее как результат обнаружения первых
противоположностей между добром и злом, между дозволенным и запретным, показывает,
что время пребывания в раю подходит к концу. Переходя к седьмому Аркану, Колеснице,
человек окончательно покидает рай, отправляясь в дол гое путешествие на поиски
утраченной целостности.
Это представление о трех фазах жизненного пути присутствует в различных культурах, в
разных мировоззрениях и традициях практически в одинаковой форме. Поскольку средняя
фаза всегда означает развитие, раскрытие человеческого «Я», следует избегать поспешного и
категоричного отрицания роли эго. Нужно не подавлять это развитие, к чему, призывают
некоторые псевдо-гуру, а как раз наоборот. На начальном этапе развитие мощного, сильного
эго очень важно, что без него человеку нет пути во внешний (осознаваемый) мир. Конечно,
на этой фазе мы вынуждены жить обособленно - «во грехе», в мирской суете, вдали от Бога
или как еще называют этот этап. Однако речь идет не о том, чтобы избегать этого пути,
повернув назад, к бессознательному, а чтобы пройти его с достоинством. Тогда со временем
и задача станет другой: преодоление своего эго, возврат к скромности и смирению. Пройти
этапы развития в такой последовательности, конечно, значительно труднее, чем,
испугавшись трудностей, отказаться от раскрытия своего «Я» и остаться на детском уровне
развития сознания.