Небесные родители
У классического героя обычно две пары родителей — земные родители и небесные. Во
многих мифах герои рождаются от верховных божеств, но воспитываются в человеческой
семье, хоть и в царской. При этом сам герой обычно не знает о своем происхождении, во
всяком случае вначале. В принципе любая сказка, начинающаяся с сообщения о мачехе или
отчиме, подразумевает наличие у героя «второй пары» родителей. В Таро обе родительские
пары представлены первыми четырьмя Арканами (I-IV).
Маг и Жрица — небесные родители героя. Они олицетворяют полярность мужского и
женского начала на космическом уровне, в мире идей. Везде, где здесь и далее будет
говориться о «мужском» или «женском», под этим следует понимать не распределение
социальных ролей и не набор мужских или женских качеств, и чисто символическое деление
на ян и инь. И, подобно ян и инь, мужское начало немыслимо без женского и содержит его в
себе так же, как в женском содержится мужское, образуя единое целое. Это два полюса той
дуальности, которая лежит в основе нашего мировосприятия. Вот ее примеры:
мужское — женское
активность — пассивность
правое — левое
верх — низ
день — ночь
солнце — луна
прилив — отлив
осознаваемое — неосознаваемое
дух ― душа
логика — чувства
ощущение ― интуиция
количество — качество
иметь — быть
проницательность проницаемость
вмешательство — невмешательство
зачатие — восприятие
напряжение — расслабление
обновление — сохранение
акция — реакция
экстраверт — интроверт
произвольно — непроизвольно
понятие — образ
логос — эрос
причинность — аналогия
абстрактное — конкретное
анализ — синтез
Эта дуальность обнаруживается и в обоих путях, ведущих человека к познанию, пути
магическом и пути мистическом. Они, в свою очередь, соответствуют двум основным
способам сосуществования с Природой: вмешательству и приспособлению. Путь Мага — это
путь Фауста, в поисках познания вмешивающийся в Природу, проникающий в ее тайны,
чтобы понять ее, а потом и овладеть ею. Этим путем пошел человек Запада — и пришел к
своему теперешнему уровню жизни со всеми плюсами и минусами технической
цивилизации. Это — активный путь силы, преображающей внешний мир «всеми
возможными способами», а когда что-то выходит не так или мешает, то от него теми же
способами отделываются. Это — энергия Мага, предполагающая активное действие, в
отличие от Жрицы, идущей по мистическому пути невмешательства, того самого недеяния,
которое мы в наши дни находим на Востоке в качестве основополагающей жизненной
позиции. Мистический путь означает тренировку, терпение и готовность услышать
божественный зов, получить веление свыше и выполнить его. Говоря проще, маг ищет, а
мистик ждет, чтобы его нашли. И тот, и другой путь — это муть познания, но каждый из них
соответствуют одному из двух полюсов как космической, так и человеческой дуальности,
проявляющейся во всем, начиная с различной роли двух полушарий нашего мозга. При этом
ни один из путей не важнее, не «правильнее» и не лучше другого. Он плох, если человек идет
только им одним, И хорош, если человек соблюдает в его отношении верную меру. Поэтому
и герой нашей повести, как и каждый из нас, должен пройти и тот, и другой путь, чтобы
достичь цели.
Небесный отец
Маг — это воплощение активного, творческого начала. Он символизирует солярное
сознание, выводящее все на свет Божий, стремящееся к ясности и однозначности. На карте он
изображен в позе мастера, действующего не своей силой, а получающего энергию свыше и
применяющего ее на земле. Эту связь между «тем, что наверху, и тем, что внизу» выражают
также его магический жезл и лежащая восьмерка, символ бесконечности (лемниската). Она
олицетворяет связь между мирами и постоянный обмен энергиями между ними.
Четырехугольный стол, соответственно символике числа Четыре, символизирует земную
реальность. На столе лежат символы четырех мастей Таро: жезл и кубок и монета,
соответствующие четырем стихиям — огню, воздуху, воде и земле. Собранные вместе, они
олицетворяют целостность Творения, потому что по античным представлением все состоит
из этих четырех стихий. На этой карте они обозначают задачи Мага, точнее говоря, те
задания, ради выполнения которых он воплотился в этой жизни. Таким образом сама карта
символизирует волю и силу, необходимую для выполнения жизненных задач, а тем самым и
достижения целостности.
О том, что Маг — не шарлатан и не халтурщик, а действительно человек, способный
выполнить высокую задачу, свидетельствуют алые розы (божественная любовь), белые лилии
(душевная чистота) и золотой фон рисунка, означающий в Таро Райдера-Уэйта «благородные
помыслы».
Ключевые слова к карте Мага:
архетип — Творец, Мастер;
задача — активность, инициатива, стимул, постановка и решение задачи;
цель — мастерство, самореализация, познание;
риск — впасть в манию величия, в мечты о всемогуществе, в шарлатанство;
жизнеощущение — уверенность в себе, огромный потенциал.