что душа человека бессмертна"
(Геродот).
Древние египтяне верили, что человек состоит из восьми элементов. Первый - его "имя", затем - "тело", "сердце", "тень" - источник сексуальной потенции; наконец, "энергия", или жизненная сила. Их дополняли "светозарность", "ба" и "ка". Неизвестно, что обозначали эти термины (эти и другие духовные сущности - "ах", "шуит", "рен", "хемсут", "бат" - в многогранном своём значении остаются полностью неразгаданными), но предполагается, что "ка" соответствовало позднейшему астральному телу, "ба" - человеческой душе, а "светозарность" - божественной силе и энергии, имеющимся в той или иной мере у каждого человека.
"Книга мёртвых" Хунефера. Обряд отверзания уст и глаз.
Папирус. Ок. 1310 г. до н. э. Британский музей. Лондон.
Согласно "Текстам пирамид", составляющие человека элементы разделяются на подлежащие смерти и бессмертные. Бессмертной остаётся "ба", то есть собственно душа. Все остальные элементы разрушаются и разлагаются вскоре после захоронения трупа (в среднем примерно через 40 дней). Однако, если труп не разлагается, как, например, в случае ламы Итыгэлова, то элементы "ка" и "тень" не покидают тело человека после его смерти. В этом случае умерший, при помощи жреца, может двигаться и даже говорить. Для этого необходимо только устранить процесс разложения; отсюда приёмы, самый известный из которых - мумификация, и магический ритуал, называвшийся "отверзанием уст", которым возвращают трупу способность движения.
Интересен в этой связи рассказ русского исследователя, который провёл ряд лет в Тибете. В одном из монастырей бон ему довелось наблюдать совершение обряда "ро-ланг" (или "рланг"). При большом стечении народа - жителей ближайших деревень, монахов, родственников умершего - его приносят и кладут на монастырском дворе. Перед ним "в позе лотоса" располагается лама. Медитация совершается в полной тишине. Проходит какое-то время, и умерший медленно подымается. Глаза еговсё так же закрыты, лицо остаётся лицом мёртвого человека. Двигаясь, как автомат, он трижды обходит по кругу место, где лежал, ложится снова и замирает, готовый к погребению (Горбовский А. Иные миры. - М., 1991, с. 70-71).
Существует много разновидностей "ро-ланг". Из древних манускриптов явствует, что до распространения буддизма в Тибете жрецы бон часто придерживались этого ритуала во время заупокойных церемоний. Александра Давид-Неэль пишет, что жрец запирается один на один с трупом в тесной комнате (ср. 4 Цар. 4:33). Он должен оживить мертвеца, распростёршись на нём, прижав рот ко рту и беспрерывно повторяя одну и ту же мантру, ни на миг не отвлекаясь никакой посторонней мыслью (ср. 4 Цар. 4:34). Через некоторое время труп начинает шевелиться. Он приподнимается и старается избавиться от колдуна. Тогда последний должен крепко обнять мертвеца и замереть, тесно прижавшись к нему. Труп шевелится всё сильнее и сильнее. Он прыгает, и обнимающий его человек скачет вместе с ним. В дальнейшем колдун может совершить над трупом ритуальную церемонию "возрождения", посредством которой дух какого-нибудь существа принудительно переходит в мертвеца и его "оживляет"; после этого мертвец на какое-то время становится одновременно зомби и медиумом; обычно ему задают вопросы и дух через него отвечает, предсказывает будущее.
По всей видимости, в архаическую эпоху таких "живых мертвецов", как лама Итыгелов, имелось гораздо больше, чем сейчас. Именно для них древние люди строили дольмены. Собственно, египетские пирамиды построены по принципу тех же дольменов; в них покоились тела фараонов, которых можно было "оживить". Конечно, современные мумии фараонов, выставленные на всеобщее обозрение в музеях, это совсем не те мумии, что лежали в запечатанных саркофагах. Археологи рассказывали, что при распечатывании саркофагов тела фараонов выглядели как живые, но затем, буквально на глазах, они чернели, усыхали и сморщивались.