Из праздников Северной Традиции именно Йоль считался самым главным и священным, наполненным силой. Тринадцать ночей Йоля, начиная с ночи солнцестояния, - пограничное время, когда все миры переплетались и встречались между собой. Тролли приходят в дома людей, боги и мертвые свободно перемещаются между границами миров, а живые, умеющие соприкасаться с миром мертвых, именно в эти дни могут выйти из тела и испытать иные формы бытия. Но это и дни великого праздника.
Германцы полагали, что именно на Йоль, в глубине зимы, происходит зарождение нового теплого года, то есть закладываются основы возрождения из холодной тьмы Короля Дуба (Солнечного короля), несущего свет и тепло всему живому.
Бог умирает на Самайн и уходит в мир мертвых, а Богиня в двух ипостасях - одна, молодая и плодородная сторона, уходит за мужем, а сверху на земле остается богиня-старуха, Мать Холодов, воплощающая разрушение и смерть. Молодая богиня в чертогах мертвых зачинает нового бога - и время ее беременности является безвременьем, периодом ожидания, которые происходят перед Йолем.
Время родов приходится на Йоль, а ночь до солнцестояния называлась Модранехт - Ночь Матери, или же Мать всех ночей - в эту ночь богиня-старуха, Мать Холодов, рождала молодого Бога Дуба, солнечного младенца, таким образом олицетворяя идею перерождения, возрождения жизни из смерти, а порядка из хаоса. Юный бог начинал битву со старым королем (отцом), за право быть в мире живых, и побеждал его через 12 дней, когда солнце снова показывалось над горизонтом. Ночь Матери проходила под началом матери семьи (и всех женских духов, сущностей, предков, которые оберегают и заботятся о семье).
Эта первая ночь и вечер проводился в компании близких и семьи, потому что быть одному в самое мистическое и темное время года считалось попросту опасным из-за близкого соседства темных сил и представителей иных миров - оставаться в одиночестве было нельзя.
Но самой главной конечно была следующая ночь - ночь солнцестояния, когда зажигался йольский костер и давались клятвы на следующий год. Приводили жертвенное животное (вепря), празднующие по очереди касались его и произносили свои обещания. В магическом смысле это самая сильная ночь года. То, что делается и говорится до захода солнца в день после Ночи Матери и перед ночью солнцестояния, определяет весь грядущий год человека.
Через двенадцать дней, на тринадцатую ночь, празднование Йоля завершается (Þrettándi, тринадцатая ночь на старосеверном). По нашему времени она выпадает на канун 3 января, если отсчитывать Йоль от 21 декабря. Знамения, знаки и послания этих суток считаются наиболее верными, это своего рода кульминация гадательных дней. Слова и заговоры этих дней также считаются самыми сильными.
У славян на эти дни приходятся святки - сейчас христианские, раньше это было временем гаданий, ворожбы, хождений за порог, чтобы узнать имя суженого-ряженого. И до сих пор именно в период конца декабря - начала января для гаданий считается самое лучшее время.
Именно он вдыхал жизнь в семена и отогревал холодную землю. И именно после Йоля день начинал прибывать, солнца становилось все больше и весна понемногу забирала свои права.
Ритуалы Йоля и современное празднование
Помимо вечнозеленых растений (падуб-остролист, сосна, пихта, можжевельник, омела, ель), которыми украшался весь дом, существуют и многие другие ритуалы этого времени. Интересно, что у славян традиция использования еловых веток появилась много позже, потому что к этому дереву относились с опаской.
Зато повсюду, включая славянские земли, имелись обряды с ряжеными на ночь солнцестояния, и было не принято открывать двери чужим - считалось, что постучаться мог кто угодно, пока в мире тьма.
Аналог йольского полена существовал и у славян. Такое полено (деревяшку, корягу) называли бадняк, и жгли его с песенками и приговорами:
У западных славян такой костер представлял собой сгорающее прошлогоднее солнце, на место которого приходит новое молодое.
На Йоль хорошо не только дарить шерстяные вещи близким (помним о Йольском коте), но и вообще проводить обряды и магические действия, связанные с шерстью и нитями. Это создание кукол-оберегов, завязывание, плетение, узелки, обряды с вышивкой, расплетание старых ситуаций и узлов. Все старые узлы и путы необходимо развязать, чтобы войти в Йоль легкими и свободными.
Вообще хорошо, если Йоль празднуется ярко и шумно - это помогает отогнать ночь и помочь рождению молодого бога. Здорово, если удастся дождаться рассвета и поприветствовать юное Солнце.
Если нет возможности сжечь йольское полено по всем правилам, можно вместо этого небольшое поленце обставить горящими свечами, а после их догорания хранить полено в качестве домашнего оберега в течение года. Как вариант - небольшое поленце с ложбинками для трех свечей, такие можно купить в современных магазинах.
Прорицание на Йоль
Расклад Таро “Йольские огни”
Ключ к раскладу:
1. Возвращение надежды: На что Вы надеетесь? Если карта в данной позиции имеет негативное значение, она указывает на проблему, которую Вы хотели бы разрешить или область Вашей жизни, которая нуждается в изменениях.
2. Загадывание желания: Чего действительно хочет Ваше сердце?
3. Поиск видений: Каким Вы видите свое будущее? Каким Вы представляете себя в грядущем году? Если Вам нужно больше ясности, эту позицию можно раскрыть дополнительным мини-раскладом на три карты.
4. Чувство равновесия: Как Вы можете восстановить баланс в своей жизни. Негативная карта в этой позиции будет не советом, а указанием на ту сферу Вашей жизни, которая нуждается в восстановлении баланса и равновесия.
5. Доброе отношение к другим: Ваше выражение любви. Каким образом Вы можете открыть свое сердце другим людям? Если карта имеет негативное значение, возможно, она указывает на то, что нуждается в исправлении или изменении. Обратите внимание, есть ли связь между четвертой и пятой картой в раскладе.
6. Совет. Следующий шаг, планы на будущее. Карта действия. Что вы можете сделать за зиму в практическом смысле, чтобы ваши мечты и планы осуществились.
Рецепты блюд на Йоль
Если говорить о йольских рецептах (именно европейских), то в них присутствует сладкая “Йольская каша”, баранина, специальный хлеб (это из исландских традиций). В кашу можно положить один цельный миндальный орешек - кому достанется, тому подарок.
Рисовая каша "Йоль"
4 ст. молока
0,5 ст. толчёного миндаля
1 ч.л. сливочного масла
0,25 ст. сахара
1 ст. белого риса (лучше круглого)
корица
1 ст. сливок
Приготовление:
В большой кастрюле довести молоко до кипения, добавить рис и масло. Понизить температуру. Накрыть крышкой, дать рису кипеть на медленном огне около часа, пока молоко не выкипит. Переложить в неметаллическую посуду. Добавить сливки, миндаль и сахар. Подавать в мисочках, посыпав корицей.
Йольский глинтвейн
750 мл красного сухого вина
75-100 мл настойки «Бехеровка» или «Рижский» бальзам
1 палочка корицы
3 шт гвоздики
3-4 ст.ложки меда
щепотка молотого мускатного ореха
1 апельсин или мандарин
кардамон по вкусу
Приготовление:
В подготовленную емкость влить вино, настойку или бальзам, а также добавить все специи. На медленном огне довести до температуры 50-60 С и добавить дольки апельсина или мандарина. Потомить немного глинтвейн на огне, не давая ему закипеть. Сняв с огня, накрыть крышкой и дать настояться 10-15 минут. Перед подачей напиток процедить и добавить мед.
Подавать такой глинтвейн следует в теплых бокалах, что даст возможность ему медленнее остывать.
Лиственный хлеб
Молоко
Мука
Соль
Сода или пекарский порошок
Жир для запекания
Приготовление:
Довести молоко до кипения. Смешать муку с пекарским порошком и солью. Влить молоко в муку и смешать. Замесить и вымесить в длинный жгут.
Порезать жгут на кусочки и каждый раскатать в тонкий жгут. Жгуты хаотично сложить в круглую форму, а затем украсить. Закрыть льняным полотенцем до готовки.
Перед поставкой в печь, проткнуть в нескольких местах вилкой. Выпекать на высокой температуре до золотисто-коричневатого цвета. Подавать со сливочным маслом.