С 13 по 19 век в стране восходящего солнца существовало направление искусства, исследующее девять стадий разложения трупа. Называлось оно "Кусодзу" (Kusôzu). Художники-монахи подробно изображали, как после смерти тела прекрасных девушек постепенно становятся все более обезображенными, и в конце концов остается лишь скелет или надгробие с более ничего не значащим именем. Почему именно девушек? Исследователи искусства полагают, что так монахи решали сразу две задачи: показать непостоянство человеческого тела и избавить своих соратников от соблазна при виде женского тела (отказ от полового влечения тоже выступал важной частью буддистской философии). Постепенно гниющий труп стал выступать на этих рисунках объектом медитации, что стало дополнительной формой духовной терапии для монахов-буддистов.
До наших дней дошли некоторые особенно интересные образцы Кусодзу: например, иллюстрации, изображающие смерть и разложение тела куртизанки. Эту жутковатую серию картин, в стиле традиционных японских шелковых свитков, написал в 1870 году Еитаки Кобаяси — выдающийся японский художник, гравер и книжный иллюстратор. Своими работами мастер показывает бренность всего сущего на примере прекрасной куртизанки. От красоты до праха за несколько ужасных стадий разложения.
Итак, созерцаем смерть.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈