13 столбов сэргэ – это священное место находится вблизи скалы шаманки, на острове Ольхон на Байкале. Здесь много обьектов шаманизма.
По шаманским преданиям, раньше существовали 13 нойонов – сыновей тенгериев. Они стремились восстановить справедливость, поэтому спустились на землю и стали помогать людям. И поселились они в разных местах планеты. В честь этих могущественных божеств и были установлены 13 столбов. Так как по преданию в пещере на мысе Бурхан жил старший нойон – Хан Хутэ-баабай. Он очень почитался местными жителями и люди старались не тревожить его покой и даже боялись проскакать на коне мимо мыса и поэтому обвязывали копыта коней кожей, чтобы не издавать шума и не тревожить нойона.
В бурятском языке эти столбы называются сэргэ, что в переводе означает «коновязь». Это и есть основное предназначение столбов – они использовались для привязи лошадей.
Сэргэ это не простой предмет быта, а имеет символическое значение. Столбы устанавливались во время свадьбы и после смерти человека.
По преданию сэргэ символизирует древо жизни или мировое дерево. Каждый столб обьединяет три мира. Столбы своими корнями уходят в нижние миры, а вершины обращены к небесам, где обитают нойоны. Для каждого мира наносилась по кольцевой канавке для привязи лошадей. Верхней пользовались небожители, средней – обычные люди, а нижней – обитатели подземного мира.
В современном мире сэргэ можно встретить возле дорог и у юрт местных жителей, а также они устанавливались у ритуальных мест. По легендам, там обитали духи которые привязывали своих небесных коней к столбам. Самые высокие сэргэ устанавливались на могилах местных шаманов.
Столбы категорически запрещается разрушать. Считается, что уничтожить их имеют право только природа и время.
До сих пор местные жители тоже верят в магические свойства столбов, но бездумно повязывать ленты – не лучшее решение. В этом обычае есть множество тонкостей, ведь каждый столб несет свой смысл, а цвет ткани характеризует просьбу.
Также принято повязывать ленты и цветные платки, которые называются хадак и используются не только для обвязывания столбов. Например в Бурятии местный житель может прийти в дом к другому и преподнести хадак. Это обозначает, что человек что-то просит. Принять платок – это дать согласие выполнить просьбу. Для местных жителей взять хадак и не выполнить прошение – предательство.
На столбы повязываются разные платки, отличающиеся не только по цвету, на могие из них нанесены молитвы. Считается, что ветер раскачивает ткань и доносит написанное до небес. Даже если человек уже давно ушел от столбов и занят своими делами, боги его услышат. Перед тем как повязать хадак, следует определиться с просьбой, то есть мысленно сформировать прошение и потом привязывать платок.
Каждый цвет ткани отвечает за определенную просьбу например,
- белый – символизирует здоровье, чистоту помыслов, выражает благодарность местным духам и просит их о помощи;
- синий – это цвет неба и богов, поэтому он подходит для любых просьб;
- зеленый – обращается к лесу и травам, а также просит о плодородии;
- красный – символ домашнего очага, используется для просьб, касающихся семьи;
- желтый – направлен к солнцу с желанием получить удачу, богатство и процветание.
Имеет важное значение на какой столб привязывается ткань.
Например, первый слева столб посвящен предводителю нойонов. Пятый – покровителю красоты, изыска и талантливых людей, восьмой – покровитель благосостояния. У тринадцатого же задача – олицетворять мудрость и гибкость ума.