
Если внешний мир служит в учении талмудистов и каббалистов жилищем еврейских душ, то это не мешает ему иметь при этом свои особенные цели бытия, и не исчерпывает всей талмудической космогонии. Учение о Mиpе у талмудистов представляет еще особенный, очень обширный отдел в широко развитом учении об ангелах. Каким образом соединили талмудисты космогонию с ангелологией, покажет сам анализ этого учения, приступая к которому, для большей ясности, считаем необходимыми, предварительно заметить, что учение о Mиpе основано у талмудистов на персидском разделении царств света и тьмы, добра и зла, объединяющихся у раввинов в высшем синтезе. Царство света представляют добрые ангелы, царство тьмы — демоны.
Уже само сотворение ангелов, по учению талмудистов, было великим проявлением области огня и света, хотя это сотворение, раввины полагают в различное время. Одни думают, что сотворение ангелов последовало во второй день, называемый у талмудистов светоносным «Во второй день, говорит р. Елезар: «Бог сотворил твердь световидную, огонь преисподней, огонь в человеке и ангелов! » Такой смысл, по его мнению, имеют слова псалма «водами покрыл Ты жилище свое, облака сделал колесницею своею, понесся на крыльях ветра, Ты сотворил ангелов своих духами, служителей своих огнем пылающим». Таким образом, заключает раввин, если твердь, под которой нужно разуметь и все явления, происходящие в ней, образована во второй день, то тогда же должны были явиться и ангелы, которые сопоставляются здесь с атмосферными явлениями. Раввин Ханана, выходя из того начала, что ангелы представляют высшую, далёко отдаленную область света, полагает, что они сотворены в пятый день вместе с птицами, живущими в светлых высших слоях атмосферы. Другие раввины, думая, что ангелы явились задолго до Mиpa, согласны однако с тем, что явление ангелов было явлением светообразования начала Прежде Mиpa,говорит неизвестный автор сочинения Jalkut Chadisch, сотворены ангелы, послужившие началом всех сотворенных вещей, и произошли от блеска света его величия.
Кроме этих ангелов, сотворенных в первые дни творения, каждый день Бо творит новых ангелов для своего прославления, как говорит Еремия (Плач 3 23): «они новы всякое утро» Эти ангелы существуют только один день, в который они поют хвалу Иегова, и затем исчезают. Они выходят из огненной реки, текущей под престолом Божим и в нее же возвращаются. Вот талмудический рассказ об этом замечательном явлении ангелов в дословном переводе: «Император Адриан—да не будет покоя костям его — спросил однажды рабби Иовуа, сына Ханаи: правда ли, что по вашему учению никакой сонм ангелов не может петь Богу славословия два раза, почто Бог каждый день творит себе новых песенников? Раввин отвечал: да. Адриан спросил: куда же отходят ангелы по окончании дня? Они возвращаются туда же, откуда сотворены. — Откуда же они сотворены? — Из реки огненной. — Какой смысл этой реки? спросил Адриан. — Она, как Иордан, не перестает течь ни днем, ни ночью. — Откуда же происходит эта река? От пота των chajoth тех, которые издают этот пот». (Значение этой реки увидим дальше). Кроме того ангелы творятся из разных других стихий: из воды, ветра, огня, смотря потому, в какой должности они назначаются. Так, ангелы, употребляемые как посольства, происходят от ветров, от того они и быстры как вихрь; ангелы, постоянно стоящие перед престолом Иеговы, вышли из огня, как сказано: «своими приближенными слугами он делает огонь подающий»; ангелы, владеющие морями, вышли из воды и пр. Кроме того каждое слово Божие, каждое выдыхание воздуха из груди Его дает жизнь новым сонмам ангелов, как говорится: «словом Иеговы сотворены небеса, и дыханием уст Его все воинства их». Соответственно такому их происхождению, талмудисты и каббалисты насчитывают десять общих видов ангелов:
1) Erellim (могущественные), 2) Ischim (мужи), 3) Bene haеlohim (сыны божьи), 4) Malachim(посланники), 5) Cliascbmanim (раскаленные уголья), 6) Tarsohischim (драгоценные камни), 7) Schinanim, 8) Cherubini, 9) Ofaninm (колёса), 10) Seraphim. Каждый из этих чинов ангельских имеет своего представителя: Михаил поставлен начальником над Erellim, Цефания над Iscbim, Хофшэль над Bene haеlohim, Увиэль над Malachim, Хашмам над Chaschmanim, Таршиш над Tarsohischim, Цадкиэль над Schinanim, Херуб над Cherubim, Рафаэль над Ofannim и Иегуэл над Snraphim.
Между этими ангелами распределено заведывание Mиром во всех частях его, и притом так, что каждый ангел имеет свое специальное занятие. Одна часть ангелов, числом девяноста миллионов, стоит постоянно пред престолом Шехины. Потому и говорите пророк, что Иегова царь всей земли ארצ; слово arez в каббалистических вычислениях может считаться сокращением слов אלפים רבביח צי что значит девяносто тысяч раз девять тысяч. Раввин Хийя учит, что применительно к этому числу стоящих перед Богом ангелов и Соломон сделал престол, при котором было 90 тысяч седалищ. Но главнейшая часть ангелов рассеяна по всему пространству видимого Mиpa. Каждый отельный предмет до последней пылинки, каждое отдельное физическое явление имеет для себя особенного ангела. Так, над огнем поставлен ангел Иегуэль, и при нём семь других распорядителей огня: Серафиэль, Гарбиэль, Нуриэль, Таммаэль, Шимшиэль, Гадарниэль, Сарниэль; над водою поставлен начальником князь Михаил, и при нём семь подчиненных князей: Ранаэль, Ариэль, Малкиэль, Хабриэль, Миннтэль, Данниэль; над ветрами — Рухиэль и при нём Хафанья, Увиэль и Азаэль; над громом Габриэль; над градом Нуриель; над дикими зверями начальствует Ехиэль, и при нём три помощника: Павиэль, Газиэль, Ховиэль; над птицами стоит начальником Анпиэль и при нём помощники Баалиэль и Азиэль. Домашним скотом распоряжается Гориэль и при нём Лазиэль, Парвиэль и Гувиэль; над гадами — Самниэль и Мефаннагэль; над рыбами начальствует Делиэль и при нём три князя: Азиэль, Пакшэль и Пакпувиэль. Между растениями 2000 видов имеют особых ангелов; но вообще всё плодовые деревья находятся во владении Алиэля, а бесплодные в владении Сароэля; скалистая бесплодная местность подчинена ангелу Мактуниэлю. Над человеческой историей высший надзиратель Сандальфон, при котром бесчисленное множество других надзирателей, разделяющих между собою надзор над, разнообразными проявлениями человеческой деятельности и жизни; так, над отношениями между полами смотрит ангел Касриэль, один из серафимов. Над разными проявлениями милости и благоволения смотрит Сандалфиль — серафим; выражение опасений и страха зависят от Гарзиэля; отношения дружбы — от Санзаниэля; распределение физической крепости между людьми зависит от Азмиэля, одного из шашманимов; способность памяти зависит от Сарниэля; врачеваниями заведывает Юниэль, один из офанимов. Есть еще особенные ангелы сна; число их шестьдесят раз десять тысяч. Они переменяются по трем стражам ночи: где повеют они своими крыльями, там всё успокаивается и засыпает. Наконец каждый отдельный человек, как и каждая ничтожная былинка, имеет также своего ангела, как свою звезду счастья. Область своего управления каждый ангел ревниво оберегает от всяких сторонних вмешательств. Так, когда нужно было охладить вавилонскую печь с тремя отроками, Габриэль, князь огня, считает это охлаждение своим делом и спорит с князем града, желавшим укротить жар печи дождем и градом. Так как каждый предмет имеет своего особенного управителя, то по раввинским законам нельзя смешивать между собою разнородных предметов, чтобы не привести в столкновение владеющих этими предметами ангелов. Это правило раввины основывают на расширяемом ими до последней возможности месте.
Библия, книга Левит 19, 19: «скота твоего не своди с иною породою, поля твоего не засеивай двумя родами семян, в одежду из разноцветных тканей не одевайся»