
Все темные силы, откуда бы они ни произошли, находятся под высочайшей властью Саммаэля, который имеет под собой, двенадцать помощников управления, в свою очередь содержащих при себе тысячу подручных начальников. Главное занят бесов, состоящих, в ведении Саммаэля, делать людям вред при всяком случае. Но большая часть бесов не может причинить особенного вреда человеку и ограничивается пустыми шалостями, пугая трусливых и нападая на беззащитных. Они вводят в обман путешественника, указывают ему самую неровную и неправильную дорогу, морочат его видами лесов, кустарников призрачных рек, деревень, гостиниц и прочего. И, когда человек поддается их обманам, то они заливаются громким хохотом. Кто не слышал этого дикого хохота их, блуждая по неизвестной дороге в зимнюю непогоду, темною ночью? Но между этими бесами есть, однако, же, некоторые весьма опасные и грозящие самой жизни человека. Кроме указанных жен Саммаэля, сюда принадлежат: 1) Кетев, бес полуденный, Он господствует от начала четвертого часа пополудни до конца девятого. Вид его, совершенно особенный: голова у него телячья, из средины лба выходит один рог, а сам он круглый как бочка и не ходит по земле, а катится. Его нельзя видеть глазами; кто увидит его, человек или животное, тотчас умирает. Полное господство его на земле от 17 дня июня до 9 дня июля. Потому раввины Гоханан и Шела предписывали педагогам еврейским, не позволять детям выходить из школы между четвертым и десятым часом, особенно в указанные месяцы. 2) Бедаргон. Это бес небольшой величины, не больше ладони, но имеет 50 голов, 56 сердец и весь исписан буквами алфавита, кроме буквы מ и ת. Всякий человек, ударивший этого беса, умирает, и наоборот этот бес, ударивши человека, умирает сам. Оттого этот бес делает всевозможные пакости, чтобы заставить человека ударить себя и тем убить его. Это представление каббалисты выводят из слов Исайи: «чем больше бить вас, тем больше вы умножаете упорство» (упорство по-еврейски Sara в численном отношении дает 265, столько же, сколько слово Бедаргон; следовательно, стоит вместо этого последнего, т. е. служит именем беса) Все головы в язвах (все Col дает число 50, т. е. пророк указывает этим на количество голов Бедаргона) и все сердца изныли (и все Vecol = 65 равно количеству сердец Бедаргона). От подошвы ног до головы нет на нём ни одного целого места ( מתיים— букв этого слова нет на нём от подошвы до головы, следовательно, все другие буквы алфавита есть на нём). Одни язвы, рубцы и раны (эти слова в еврейской библии начинаются буквами: פ иמ,ה которые в особенном соединении дают слово פמה tepah) ладонь, что показывает величину Бедаргона). 3) Кордиакос, 6ес видимый только пьяницам, на которых он исключительно и нападает. 4) Гормис — дух лукавства, хитрости, обмана и воровства, сын Лилит.
Местом жительства бесов служат: воздух, где они сквозь небесные завесы засматривают в царство света и узнают будущее, бездны моря, где они стараются подорвать основание мира, и особенно северные пределы земли. Четыре страны света сотворил Бог, говорится в книг Jalkut Rubeni, страну востока, откуда свет выходит в Mир, страну юга, откуда тени счастья выходят на землю, страну запада солнца, где хранятся зной и холод, дождь и снег, и наконец страну полночи, (оставленную Богом без всякой обработки, как говорить Иов: «он распростер север на пустоте», — 20, 7), откуда выходят бесы и духи злобы с самых краёв земли. Там на севере держатся в заключении велшйе духи зла Аса и Азаэль; они живут на темных горах, скованные громадными железными цепями, концы которых опущены в глубокую пропасть. Эти два беса замечательны тем, что от них происходят все волшебства и волхвования, так что горы, на которых они содержатся в заключении, сделались через них царством волшебства. У них учились волшебствам Валаам, державший своими чарами евреев в Египте, и царь Соломон. Кроме того, приютом демонов нужно считать: (α) в царстве растительном — ореховое дерево, под которым, раввины не советуют, ложиться; (β) в царстве животных — козла. Кроме того бесы живут (γ) в мусоре — никогда не должно бросать мусор возле дверей и окон дома, потому что в нём поселится бес и будет наблюдать, что делается в доме; (δ) в водосточных трубах. Один носильщик, рассказывает талмуд, нес бочку с вином, и для отдыха остановился как раз под водосточной трубой. Диавол, живший там, бросился на бочку, и, разбивши ее, пролил всё вино. Носильщик пришел с жалобою к одному талмудическому учителю, который трубным звуком и заклятием вызвал на допрос виновного беса я заставил его в определенный срок заплатить стоимость пролитого им вина. (ε) В отхожих местах. Отхожие места, говорит талмуд, опасны от трех вещей: змей, скорпионов и бесов. Так в Тивериаде был случай повреждения (падучей болезни) человека бесом в отхожем месте. Кроме того ночью во всех безлюдных местах можно встретить демона и потому нельзя ходить такими местами, а необходимо выбирать самые людные дороги и улицы. Особенно опасны бесы ночи, когда ущербленная луна начинает наполняться. У евреев есть особенный молитвы для путешественников, в которых призываются для охраны ангелы, обязанные по своим именам и должностям сопутствовать человеку. Даже в домах ночью необходимо быть в обществе и не спать одному в комнате, чтобы не быть поврежденным бесами. Кроме того, мужчины и женщины ночью должны опасаться, чтобы с ними не повторилась история Сарры, дочери Регуиловой и женихов её. Вообще над спящим человеком смело летают бесы, пользуясь отсутствием в то время высшей души и садятся на руках; поэтому, вставши утром, еврей не должен отходить от постели дальше четырех аршин, пока троекратно не умоет рук, для чего и вода на ночь должна непременно стоять у изголовья.
Подобно всему земному, бесы нуждаются в пище и питье, но по субтильности их плоти для них достаточно самой легкой пищи. Именно, бесы питаются жаром огня и сыростью воды. Смотря потому, какого материала не достает в их теле, они бросаются в пламя или в воду. Один раввин, рассказывает талмуд, имел в услужении у себя беса, который приносил ему воду. Однажды диавол долго не приходил с водою, и когда раввин сделал ему за то замечание, бес в оправдание сказал, что у источника собралось множество бесов пить воду, и они своими нечистыми ртами возмутили источники. Охотно такие бесы пьют, как греческие тени умерших, кровь животных, посему и предписано в законе, кровь животного скрывать от бесов в землю.
Наконец, бесы, также как в люди, смертны. Бесы, как и человек, образован из четырех стихий; paвновесиe стихий есть здоровье, преобладание одной над другими болезнь, а вытеснение какой либо стихии —смерть. Вообще бесы умирают от тех же причин, что и человек. Во время потопа, вместе с людьми, погибли бы и все бесы, если бы Ной не взял их, по повелению Бога, в ковчег, вместе с нечистыми животными. Многие бесы погибают насильственной смертью от своих же товарищей. Так р. Абба помог одному бесу одолеть другого беса, его противника, и своими глазами видел, как черная кровь потекла на месте преступления. Не умирают только главные бесы, составляющие семейство Саммаэля.
Но, как, ни враждебно относятся бесы в настоящее время к царству света, в будущем веке все они очистятся и рай соединится с шеолом.
По своему смыслу эта демонология представляет собой только дальнейшее продолжение сказаний о добрых ангелах. Если в образах добрых ангелов талмудисты представляют олицетворение благодетельных сил и явлений природы, то образы злых ангелов выражают собою всё враждебное и неприятное человеку, с одной стороны страшные явления природы, а с другой то, что обыкновенно называются гадостью.
Самое общее олицетворение грубой и дикой силы, перед которой древний еврей оказывался бессильным, представляет образ человеконенавистной Лилит. Этот образ, очевидно, явился в то время, когда евреи не переступали еще в Европу, гораздо менее Азии страдавшую от влияний дикой внешней природы, и притом тогда, когда разоренная Палестина представляла собой, полузаселенную пустыню. Прежде всего Лилит, как мы имели случай заметить, представляет мифический образ, аналогичный с греческими чудовищами, кентаврами, и уже семьдесят толковников переводят в Библии еврейское слово Лилит греческим δνοκενταυροι, Кроме того слово Лилит имеет другие различные значения, характеризующие различные стороны грубой и дикой силы. Иногда, талмудическая Лилит является в виде ночной птицы, как римская Striges; иногда принимает вид змеевидного существа, в каком значении употребляется иногда слово Лилит, и у арабов; а иногда — вид женщины, похищающей людей, как греческая женщина εμπεσα, и латинская lamiae, выражая в последнем случае враждебное евреям, грубое и дикое состояние хищных кочевых восточных племен, в каком смысле имя Лилит, хотя довольно случайно, поставляется в талмудических сказаниях в связь с ненавистными евреям, египтянами. Если же при этом Лилит свое гибельное влияние направляет собственно на детей, то в этом нужно видеть страх евреев за свое потомство, многочисленность которого, указанная им, как небесное благословение, сильно сокращалась среди трудных обстоятельств, последовавших за пленом. Другое общее олицетворение многочисленных внешних опасностей и препятствий, стоящих на дороге человека, представляет многоголовое чудовище Бедаргон, замечательное тем, что каждое поражение его только усиливает власть его над человеком. Это совершенно аналогично с нашими сказочными змеями горынычами, к туловищу которых при каждом отсечении одной головы немедленно вырастают две другие. Не имея героев и богатырей, которые у греков и славян являются победителями грубой силы, евреи противопоставили этой грубой силе, для успокоения себя, силу талисманов, к которым вообще любил прибегать восточный человек, не владеющий достаточной энергией, чтобы стать в открытую борьбу с мелкими, но опасными по своей многочисленности, врагами из царства внешней природы.




