
Их называют по разному - Семь спящих отроков, Семь отроков Эфесских или Семь святых отроков, но одинаково почитают и в христианстве и в исламе.
Эти юноши жили в городе Эфесе в 3 веке нашей эры, во времена жестоких гонений на христиан и сами являлись скрытыми христианами. Все они были знатного происхождения, а один и вовсе являлся сыном градоначальника Эфеса.
Когда в город прибыл римский император Деций Траян, он приказал всем жителям приносить жертвы языческим богам перед очередной намечавшейся войной. Однако семеро друзей демонстративно отказались это сделать.
К удивлению, их за это даже не убили, а лишь лишили военных поясов и отправили "подумать и поменять свои убеждения". Юноши на это решили отправиться в добровольное изгнание. Они ушли из города и нашли прибежище в пещере на горе Охлон (Селион или Пион). Точное местонахождение этой пещеры до сих пор неизвестно.
Некоторое время юноши жили в пещере, но потом император вернулся и велел им явиться на суд, если они все еще отказываются повиноваться его приказу. Юноши пришли и заявили, что не отказываются от своей веры и тогда их приговорили к страшной смерти.
Юношей завели в пещеру, в которой они укрывались, а потом заложили вход камнями, чтобы они медленно умерли внутри от голода и жажды. У входа в пещеру был поставлен ящик с табличками, на которых было описано кто тут замурован и за какие провинности.
Однако из-за божественного вмешательства или чего-то иного юноши не погибли, а вскоре один за другим заснули. Проходили дни, месяцы и годы, а они все спали и спали. И так прошло два столетия.

Наступил 5 век нашей эры и владелец земли, на которой стояла гора Охлон с пещерой, решил начать стройку дома и для этого велел своим рабочим разобрать вход в пещеру и эти камни принести ему. И едва вход в пещеру снова был открыт, как все семеро юношей проснулись, словно и не проспали 2 века.
Более того, юноши даже не помнили, как их замуровывали в пещере, но вскоре они проголодались и послали одного из них по имени Иамвлих сходить в город за хлебом.
Когда Иамвлих подошел к Эфесу, он поразился увиденному, на воротах города был изображен христианский крест. Времена гонений на христиан уже прошли. Однако Иамвлих все еще не понимал в чем дело, он списал крест на божественное чудо, а потом пошел покупать хлеб, за который расплатился монетой времен Деция Траяна.
И его тут же за это схватили и обвинили в том, что он нашел старинный клад и укрыл его у себя. Когда парня привели к градоначальнику, тот по его неясным словам понял, что дело совсем в другом, а потом отпустил Иамвлиха и всех любопытствующих к той самой пещере.
Только тогда возле пещеры был найден тот самый ящичек с табличками, где описывалось все случившееся с семерыми юношами.

Отдельно надо упомянуть еще одну деталь. Именно в 5 веке появилось множество сомневающихся в том, что мертвец может быть воскрешенным по воле Господа. То есть сомневающихся в чудесах, творимых Иисусом и в самом воскрешении Иисуса. "Как может быть воскресение мертвых, если после смерти не остается ни тела, ни души?", - вопрошали они.
И когда явились семь отроков, которые мертвые пролежали или проспали 2 столетия в пещере, то это было истолковано народом как то, что Бог этим случаем доказывает - воскресение из мертвых возможно.
Вскоре слух о чуде семи отроков разошелся по другим городам и в Эфес прибыл император Феодосий II. Он долго о чем-то разговаривал с юношами в пещере, а потом они поклонились ему и снова "заснули" или умерли.
Пещеру после этого снова замуровали и было объявлено, что юноши в следующий раз воскреснут уже перед мировым Судом.
В исламе легенда о семи отроках звучит похоже, только там с ними была еще собака.
