СКАЗАНИЕ АФРОДИТИАНА ПЕРСИАНИНА, СПИСАННОЕ У ФИЛИППА ПРЕСВИТЕРА, БЫВШЕГО СИНКЕЛОМ ПРИ ВЕЛИКОМ ИОАННЕ ЗЛАТОУСТЕ. О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВЕ И О ЗВЕЗДЕ, И О ПОКЛОНЕНИИ ВОЛХВОВ, ЧТО ПРИШЛИ ИЗ ПЕРСИДЫ. БЛАГОСЛОВИ,ОТЧЕ
В Персиде впервые узнали о Христе. Ничто же не скрыто от законоучителей, которые в ней в Персиде . И о словах, всячески смущавших, и которые на золотых щитах вырезаны и лежат в царских храмах. Об этом рассказать хочу, как и о первом о Христе . Это связано со священными сосудами и что в них, священных сосудах, употребляемых для приношения жертв , услышано имя Христово. Это была кумирница Иры, которую в высоких царских полатах царь устроил. Эта кумирница была богато украшена. И поставил царь в ней богов-истуканов золотых и серебряных, мужского и женского пола. И украсил их царь камнями драгоценными. Да не об украшении я говорю, но я продолжу свою речь. В те дни, как свидетельствуют написанные книги, царь вошел в кумирницу, чтобы, как обычно , получить разгадку снам. Тогда сказал ему жрец Проп: «Радуюсь вместе с тобой, владыка царь. Ибо Ира во чреве зачала». И царь рассмеялся, говоря ему: «Может ли мертвая во чреве зачать?» Он же Проп сказал: «Да, мертвая ожила и жизнь рождает». Царь же спросил : «Что это значит, скажи мне, Проп». Он же жрец сказал ему: «Воистину, владыка царь, вовремя застал ты сегодня то, что здесь происходит. Ибо всю ночь статуи пребывали , играя и ликуя, мужские и женские статуи, и друг другу говорили так: «Придите, порадуемся вместе». И сказали они мне: «Жрец, иди, порадуйся с нами за Иру, что она возлюблена». Я же сказал: «Кто хочет ее целовать, ибо не существует она». Они же сказали мне: «Ожила Ира и жизнь рождает, и к тому же не называется она Ира, но Урания Небесная, Великое Солнце целовало ее». Женские статуи мужским статуям говорили, что такое название Небесная умаляет происшедшее: «Источник есть та, которую целовали, а не Ира. Плотник обручился с Ирой». И решили мужские статуи и сказали женским статуям : «Что она—Источник, вы истину сказали и мы соглашаемся, ибо Кариа же имя ей, да, которая зовется Мария, поскольку в своем чреве, как в море, корабль богатый носит,—Слово Божие. Еще Источник она зовется,—Источник есть воистину Живой воды, Источник воды вечнотекущей, единую в действительности имеющий рыбу божественную, которая божественной сетью ловила весь мир, пребывающий как в море. И своей плотью она рыба питала весь мир. Вы верно сказали: С плотником обручилась Ира; но не от совокупления с плотником зачат тот , кого рождает. Она рождает не плотника, но рожденный от нее—это от Безначального Создателя, Основателя, Отца.Кто рождается —это Безначальное Слово и Сын, который трисоставный покров из небытия сделал премудрым искусством и который из этих трех небес словом укрепил это покрывало». И так пребывали статуи, беседуя об Ире и об Источнике. И все вместе решили: как рассветет, все верные все узнаем т.е. истину .
Итак, ныне державный царь остался до рассвета, чтобы увидеть , как дело получит полное обнаружение, потому что то, что явилось -это не напрасно. Царь же остался там и увидел, что статуи сами движутся. И вот женские статуи , держащие гусли, начали играть на них, и псалмопевцы начали петь. Но и все, сколько их было внутри кумирницы, четвероногие и птицы, серебряные и золотые, начали петь каждый на свой голос. И так всем этим удивился царь. И весь исполнился страхом и хотел убежать, ибо он не мог вынести самопроизвольной суматохи. Сказал ему жрец Проп: «Подожди, царь, ибо близко конечное обнаружение, которое Бог богов объявить нам изволил пожелать». Итак, после этого сказанного, открылся покров сверху, и сошла вниз великая звезда светлая и стала над источником. И таков услышали голос: «Госпожа Источник! Великое Солнце послало меня возвестить Тебе и служить при рождении. Великое Солнце не греховный брак совершило с Тобой, Мать первого царя из всех чинов, Невеста Триименного Божества. Назовется же младенец, зачатый без семени, Начало и Конец, ибо начало спасения, конец же погибели». Когда раздался этот голос, все кумиры пали ниц, только кумир—Источник—стоял, на нем был венец царский из драгоценных камней: анфракса и измарагда сделанный в виде звезды. Выше же его венца стала явившаяся звезда. И тотчас повелел царь привести всех премудрых, сколько было в его царстве, занимающихся разрешением знамений. Глашатаи спешили звуками труб сзывали мудрецов . И вот все пришли в кумирницу. И когда увидели мудрецы звезду, стоящую над Источником, и венец из драгоценных камней со звездой, статуи, лежащие на земле, то сказали мудрецы царю: «Род божеский и царский упал ниц т.е. склонился , небесного и земного царя образ принося. Далее, если хочет твоя власть, пусть слышит здесь мудрых разрешение знамений : Источник—Кариа—Вифлеемская дочь, венец же царский—образ, звезда—небесное знамение, на земле чудесным образом проявляющееся. Отсюда открывается, т.е. делается явным , что возникнет царство, которое всю память об иудеях уничтожит, боги же повержены—значит, что пришел конец их значению. Ибо пришедший на землю во плоти—Бог, владеющий старейшими почес¬тями, потрясет новых богов почестями . Итак, теперь царь, пошли послов в Иерусалим и найдешь Сына Вседержителя Бога, которого нянчат руки непорочной девы.» До сих пор было мудрецов разрешение знамений. Оставалась же звезда над источником, названным Небесная до тех пор, пока не посланы были волхвы от кира, царя Перского. Тогда и та звезда с ними пошла. Когда пришел поздний вечер—тогда третье явление—с сатирами явился Дионис. Жрецу Пропу явился в той же кумирнице. Дионис с сатирами, и сказал лежащим кумирам: «Источник—не есть один из нас. Но он рождает некоего человека, являющегося зачатием Божественной Воли. Жрец Проп! Что сидишь здесь, творя суетное. Достигло до нас описанное дело, и мы хотим быть уличенными во лжи от праведного, действительного и истинного лица уличенными в том , что ложно являли и что начинаем и не даем предсказаний. Отняли от нас честь, бесславными и лишенными почестей стали мы. Один есть Бог над нами всеми, взявший себе почести». Сказали они Дионис и сатиры : «Не, бойся, Проп, не тре¬буют персы дани от земли и воздуха, ибо от несуществования в существование все учредивший—Слово Божие,—пришел принести дань пославшему Его Отцу, преобразуя старый образец, по подобию изображая. И неподобное опять подобным делая. Небо с землей радуются, земля же превозносится, принимая небесное прославление. То, что не произошло вверху, внизу было. Его же не увидел блаженст¬вующий чин, грешный т.е. несчастный —увидел, одним—огонь и наказание, этим же—роса и благодать. Карина—благое прославление -Источник в Вифлееме рождает. Радость Источника быть небесной возлюбленной и благодать благодатью зачать. Иудея процвела, а сейчас засыхает. Язычникам спасение пришло, несчастным успокоение увеличивается. Женщины, достойным образом с песнями ликующе, говорят: «Кариа, Источник водоносный, Небесного светильника сделав¬шаяся матерью. Облако, которое от зноя орошает мир, вспомни о своих рабынях, Пречистая Богородица. О, Мать безмужняя, Влады¬чица». Итак, царь, это видев и слышав, нимало не промедлив, послал подданных своих волхвов с дарами, т.е. известного Елимелеха, Елесура и Елиава. Елимелех переводится с ассирийского как Божие благо¬воление и царство. Ему же царь дал золото, Елесур же—значит Божие спасение и вселение, ему же дал царь ливан. Елиав же переводится как —Бог мой и Отец мой и покровительство, ему же дал царь —смирну. Их отправил царь под путеводительством звезды в Иерусалим. Когда же они возвратились, они рассказали всем случив¬шимся людям , что видели, это и написали на золотых досках так: «Когда мы прибыли в Иерусалим, то знамение звезды, указывавшей и сопровождавшей нас, всех удивило. И сказали все : Что это значит персидских мудрецов пришествие с появлением звезды! И вопрошали нас старейшины иудейские о случившемся и ради чего пришли. И мы сказали им: Родился тот , кого вы называете Мессией. Они же, услышав это, смутились и противиться нам не смели. Сказали они нам: Скажите нам, что узнали о небесном суде? Мы же отвечали им: Вы неверием больны, и ни без клятвы и ни с клятвой не веруете, но следуете безумному вашему желанию. Однако скажем вам всю правду: Всевышенего Сын—Иисус Христос родился, который разрушит закон ваш и собрания ваши. Потому что завистью вы чрезвычайно уязвлены, вам неприятно слушать об имени этом, которое внезапно явилось перед вами. Они же, между собой посовещавшись, просили нас принять дары и скрыть это от живущих в этой стране, чтобы не было волнений против них. Отвечав им, мы так сказали: Мы дары принесли в честь Его, чтобы возвестить о величайшем чуде, которое было для прославления Его в нашей стране, когда следовало родиться Ему. А вы предлагаете нам взять дары, чтобы скрыть явленное нам от небесного Божества, и царя нашего повеление преступить. Или разве не знаете, какие муки приняли мы от ассирийцев. Они же, испугавшись, умоляли нас молчать . Потом они отпустили нас к царствующему в Иудее Ироду, который послал, чтобы призвать нас. И мы беседовали с ним на некоторые темы . Когда он спросил, зачем мы пришли , мы ответили и сказали ему зачем пришли . Узнав об этом , он очень смутился. Ушли мы оттуда, не считая нужным сказать ему, как единственному и последнему, куда точно идем . И вот пришли мы, куда и были посланы. Там мы увидели Родившую и Родившегося от Нее. Звезда указала на Господнего Младенца. И мы сказали Матери: Как тебя зовут, Преславная Мать! Она же нам сказала: Меня зовут Мариам41,мужи. И спросили мы ее: Откуда ты? Она отвечала: Я из этой страны Вифлеемской. Мы сказали ей: Не взять ли тебе в мужья, кого любишь. Отвечав нам, она сказала: Когда я была обручена и были совершены обряды, меня стало мучить раздумье, и я не захотела до конца дойти т.е. стать женой . А когда я очень об этом страдала, в субботу на рассвете, когда стало сиять солнце, внезапно предстал предо мной ангел, принесший мне благую весть о внезапном рождении. И я смутилась, вскричав: «Никоим образом не будет это у меня, господин, ибо у меня нет мужа.» И он уверил меня, что по воле Божьей буду иметь рождение. Мы ответили Ей: О мать матерям Все боги персидские восславили Тебя. Слава Твоя великая, ибо ты прославилась больше всех великих жен. Явилась Ты как Царица цариц. Дитя на земле сидело. Ребенок был без малого 2-х лет, немного походил на родившую Его мать, которая была ростом такая, что должна была смотреть снизу вверх. Тело она имела молодое, лицо белое, волосы прямые и прекрасные, и были они красивым украшением. У нас же с собой был хороший живописец. Их обоих изображение т.е. Матери с Младенцем мы написали и, в страну нашу принеся, поставили в кумирнице, в которой было проречение. Написано так в храме: Дионис и Ира. Солнцу Богу, великому, и царю Иисусу положила персидская держава. Взяв ребенка, каждый из нас, понянчив Его, на руках, и поклонившись Ему , дали Ему золото и ладан и смирну, сказав: Тебе—Твое воздаем, Небесных Сил Иисус. Никто же другой никаким образом не смог бы упорядочить беспорядочное, если бы Ты не пришел, никаким бы образом другому не удалось смешать вышнее с нижним, если бы Ты не сошел Сам с небес . Не тогда совершается служба, когда пришлют раба, но тогда, когда Сам придет Господин, чтобы совершить дело , и не тогда победит царь, посылая воинов на войну, но тогда, когда сам отправится на войну . Превосходно было Твоей Великой Премудрости врагов низложить, так победив их . Ребенок смеялся, играл и радовался нашей ласке и нашим речам. И мы поклонились Матери Его. И Она нас почтила т.е. поклонилась нам . И мы здесь прославили Ее и пошли прочь. И когда мы пришли на место, где остановились, был уже вечер. И предстал нам некто, страшный видом, говоря: Скорее уходите, чтобы не подпасть некой беде.»Мы же сказали ему: Кто же умышляет злое , Божий воин, против таких посланников. Он же ответил: Ирод. В сей же час, встав, идите, в мире спасаемые. Мы же, услышав эти слова, поспешили, и, сев на сильных коней, поехали оттуда со всей возможной бдительностью. И вот мы все поведали, что видели в Иерусалиме. Вот только несколько о Христе еще скажем вам. Мы видели Христа Спасителя нашего, принявшего образ человеческий, ибо мы не могли видеть Божественную Вечность, попираемого греховными ногами. Ради нас Он принял человеческий образ, чтобы в этом образе ради нас рабов, Вечносуществующий и Божественный, искупить от грехов и от смерти избавить своей смертью. Своей смертью Он вернет нам безгрешный образ, когда человек был сотворен по образу и подобию Бога и Небесного Отца явит. Люди по образу Его Христа изменившиеся, в последние дни воссияют как истинное солнце, которое лучами благодати своей обновит весь род человеческий». Мы же, исследуя это чудо, говорим: «Начало—от язычников, ибо волхвы были приведены звездой из восточной Персидской земли в Иерусалим и этим положили начало христианской вере. Волхвы были призваны на поклонение с дарами Христу в образе младенца, лежавшего в яслях. Волхвы принесли золото Христу —как Церкви и смирну—как человеку, а ладан—как Богу. Их устрашил Младенец ни скипетром царским, ни царским престолом, но крайней нищетой. Что было хуже пещеры, или смиреннее пеленок, в которые был завернут Младенец —в них же воссияло Божественное богатство. Постараемся подражать тем волх¬вам, Христу Богу эти дары принесем: веру истинную—от душ наших , чистоту—от тел, правду—от языка нашего . Ибо ради того рождества непорочного и блудницы полюбили жизнь целомудренную. Они же бывают честнее девиц. А девицы целомудренные—Бога рождают, то есть незнающих учат, говоря так : «Подражая непорочной девице -как мать Христа будете то есть если пострижетесь в монашество ». Говорят же и беременной, когда приближается время ей родить, кричащей от боли при родах : «Так было возлюбленному Христу, когда Дева Мария из послушания Тебе, Господи, во чреве приняла, страдала и родила Духа Спасения твоего, который сделал на земле так , что матери радуются младенцам , как и Мать Божия». Так же разного возраста юноши и девицы и старцы пусть славят имя Господа, который вознесся на небеса , имя того возвеличивайте, говоря так:
«Радуйся, Мать матерям, Царица, предназначенная Всевышним. Тебе Симеон Богоприимец поклонился и стоп Божественных Христа-Младенца прикоснулся. Не испытавшей брака Божьей Матери сказал Симеон : Огонь,—сказал,—носишь, Чистая. Его же, воплотившегося Бога, боюсь принять как простого младенца, Его —Света Неве¬чернего и миром обладающего. Ему же—Слава с Отцом и со Святым Духом. И ныне и всегда и во веки веков. Аминь».