
Слог Ом, также известный как Аум и Пранава, является одним из самых священных символов индуизма, буддизма, джайнизма, сикхизма и зороастризма. Он используется как символ и как звук в религиозном поклонении, ритуальном песнопении, совершении таинств и ритуалов, йоге и тантре. В индуизме он почитается как Брахман в форме слова (аскшара) и звука (шабда).
На практике его редко поют отдельно, а в основном в сочетании с другими мантрами, молитвами, именами богов и богинь, веря, что это усилит их вибрацию, святость и чистоту. Согласно древнему тексты Мантрайога Самхита, сам по себе Ом не имеет силы, если его поет кто-то, кто не был инициирован гуру и не получил от него дикшу - посвящение. Он остается неэффективным как средство самореализации, если только он не передан лично мастером инициированному как часть семенной (биджа) мантры. Подобного взгляда придерживаются многие школы индуизма. Тайтирья Самхита описывает его использование и значение в ведических ритуалах следующим образом:
«Аум — это Брахман. Аум — это всё. Аум, это поистине, согласие. произнося «читай», они читают. С Аум они поют саман-песнопения. С Аум, сом, они читают молитвы. С Аум жрец Адварью произносит ответ. С Аум соглашаются на подношение огню. С Аум брахман начинает читать, да обрету я Брахмана; так желая, Брахмана, поистине, обретает он».
Происхождение Ом или Аум
Существует множество теорий относительно происхождения слога Ом. Исследователь Макс Мюллер предположил, что он мог произойти от древнего слова «Авам», которое использовалось в доисторические времена в значении «То» для обозначения удаленных объектов.
А по мнению Свами Шанкарананды, слово могло произойти от «Сома», имени важного божества, которое часто упоминается в Ведах и с которым связаны многие эзотерические ритуалы.
Слово Ом также связано со звуком дыхания и тонкой и высокоэффективной универсальной вибрацией, которую адепты могут слышать внутренне на тонких планах как глубокий звук (пранава нада) все время.
Возможно, что слово могло быть интегрировано в ведическую религию из какой-то аскетической традиции древней Индии. Чхандогья Упанишада повествует о том, как слог Аум исходил от Брахмы, когда он размышлял над мирами, которые он создал на начальных стадиях творения. Из его размышлений сначала возникло тройственное знание (trayi vidya), а затем слоги bhur, bhuvah и suvah. Когда он размышлял над ними (bhur, bhuvah и suvah), из них возник слог Aum. Таким образом, символически, Aum представляет все творение, проявленное в трех планах, а именно, на земле, в подземном мире и на небе.
Когда появился Ом?

Слово Ом не упоминается напрямую в самых ранних гимнах Ригведы, но упоминается в других Ведах и нескольких Упанишадах, связанных с ними. Первоначально, в ранний ведический период, из-за святости, связанной с ним, слово хранилось в секрете и никогда не произносилось публично. Оно использовалось в частных разговорах и передавалось от учителя к ученику или от отца к сыну напрямую и в тайне. Оно также не использовалось в ритуалах.
Поскольку не разрешалось использовать слово напрямую, некоторые ранние Упанишады упоминали его косвенно как удгита (звук) или пранава (вызов), намекая на его значение в регулируемом дыхании и религиозном песнопении соответственно.
Другие выражения, используемые в писаниях в отношении него, - это вачака (символ), тарака (пересечение) и акшара (нетленное слово).
Ом также описывается как Брахман в звуковой форме (Шабда Брахман). В «Бхагавад-гите» Господь Кришна провозглашает, что из всех речений Он является односложным словом «Аум».
Пранава и Удгита
В ведических писаниях это слово впервые открыто упоминается в первом гимне Шукла (белой) Яджурведы. Некоторые полагают, что это может быть более позднее междометие, поскольку в Тайттирия Самхите - части Белой Яджурведы - оно все еще косвенно упоминается как божественное качество (дева лакшна), имеющее три способа выражения (три-алихита), выражение, которое обычно ассоциируется с Аум.
Мы находим все больше ссылок на него во многих Упанишадах, которые были составлены в пост-Ригведический период, таких как Брихадараньяка, Чхандогья, Тайттирия и Мандукья Упанишады. Эти Упанишады черпают его символическое значение, связывая его с Вселенским Я или Верховным Брахманом. Они напрямую ссылаются на него как на Ом, Аум, Удгита, Пранава и Омкара.
В некоторых стихах Брихадараньяка Упанишад Ом используется как утверждение в смысле «Да, я согласен».
Чхандогья Упанишад сообщает о различных способах медитации удгиты и о преимуществах, которые она дает. Она заявляет, что медитируя на ней, можно развеять тьму и страх, обрести силу, разбогатеть и обрести бессмертие. В некоторых стихах она приравнивает Аум к пространству (акаша).
Йога-сутра Патанджали утверждает, что Ишвара (Я) выражается как Пранава. Его непрерывное повторение (джапа) приведет к овладению правильным знанием и устранению помех (антарайяс), которые возникают в форме отвлечений (викшепы), таких как болезни и тупость.
Традиция йоги утверждает, что непрерывное повторение слова принесет много пользы, такой как очищение ума, тела и окружающей среды, устранение грехов, уравновешенность ума, устранение желаний, заблуждений и привязанностей и достижение всех четырех целей человеческой жизни, а именно обязательного долга (дхарма), богатства (артха), удовольствия (кама) и освобождения (мокша).
Аум в Тантрах и малых Упанишадах
Тантры описывают изначальный звук Аум как чистую вибрацию (спанда), без причины и источник всех звуков и вибраций. Они объясняют происхождение изначальных звуков, таких как дхвани, нада и тонких алфавитов, называемых матриками, и их связь с Шивой и Шакти.
Шарада Тилака Тантра раскрывает источник всех звуков как бинду (точку), которая состоит из трех составных частей, а именно нада (тонкий звук), биджа (семя) и бинду (точка). Нада имеет преобладание сознания Шивы (Шива), бинду имеет преобладание энергии или Шакти, в то время как биджа содержит их обоих в равных частях. Кирана Тантра описывает Аум как божественный сам по себе, который пребывает в горле Шивы и который является корнем всех мантр, а также источником всей речи (вак).
Амритабинду Упанишада различает слышимый Ом (свара) и неслышимый Ом (ашвара), который невоспринимаем в сознательном мире, но воспринимаем на тонких планах в более глубоких состояниях медитации. Слышимый Ом преходящ (кшара), тогда как тонкий — нетленен (акшара). Только медитируя на последнем, можно достичь состояния уравновешенности и испытать единство с Богом.
Амритабандабинду Упанишада описывает Ом как колесницу для достижения Абсолюта. Повторяя священный звук, отстранившись от первых трех букв Аум, человек входит в тонкое состояние через последнюю букву м, которая также является бинду (семя или фокусная точка). Отключив чувства, практикуя контроль дыхания, сидя на земле, свободный от недостатков и оберегая себя от вредных мыслей, следует полностью сосредоточить свое внимание на Ом и размышлять над ним. Ом не следует выдыхать, поскольку он обладает способностью очищать и устранять дефекты.
Надабинду Упанишада описывает Аум как великолепный гудящий звук (Вайраджа пранава), имеющий четыре части, через которые можно достичь внутреннего звука (нада) в правом ухе. Когда он услышан, все внешние звуки исчезают, и человек способен слышать различные тонкие звуки, посредством чего он становится видехамукта (освобожденным от тела).
Согласно Хамса (лебедь) Упанишаде, нада проявляется как десять различных звуков, которые слышат адепты и йогины на тонких планах на прогрессивных стадиях своего духовного продвижения. Слышать их - верный признак успеха на пути. Эти звуки - звук чини, чини-чини, колокольчика, раковины, арфы, цимбал, флейты, литавры, тамбурина и удара грома. Из них только последний следует развивать. Говорят, что различные физические симптомы возникают в уме и теле, когда слышатся эти звуки, такие как покачивание головы и сладость во рту.
Когда, наконец, слышится последний упомянутый звук (удар грома), человек становится идентичным с трансцендентным Я (пара Брахман). Тантра-шастры признают Аум как семенную (биджа) мантру и предлагают ее ассоциацию с другими мантрами и именами Шивы, Шакти и других божеств, чтобы увеличить их силу и вибрацию и ускорить процесс очищения и самореализации. Некоторые из хорошо известных и мощных мантр, которые используются в сочетании с Аум в качестве префикса, упомянуты ниже.
Маханирвана Тантра говорит о значении «сохам» или «хамса», используемых как в медитации, так и в песнопениях как средств самореализации. Оба слова символизируют высшую реальность, скрытую в проявленном творении, и содержат в себе как мужской, так и женский аспекты творения, а именно Шиву и Шакти, представленные звуками «хам» и «са» соответственно. Хамса означает лебедя, а также «Я есть Он». Он приравнивается к звуку естественного дыхания, потому что звук нашего естественного дыхания очень похож на звук хамсы.
При многократном повторении хамса (Я есть Он) звучит как сохам (Он есть Я есть) или наоборот. Таким образом, говорится, что при естественном дыхании каждое живое существо неосознанно и спонтанно поет одну из самых мощных мантр в мире, которая считается самой пранавой.
Через дыхание все существа непрерывно поклоняются Богу, напоминают себе о своей истинной природе и связи с Богом и отождествляют себя с Ним, хотя они могут осознавать это или не осознавать вовсе.
Подобное объяснение мы находим в Дхьянабинду Упанишаде, где пение хамсы описывается как аджпа гаятри или непроизносимая гаятри.