
В мифопоэтической традиции под Чудью также понимаются: 1) богатыри и язычники коми; 2) иной, не коми народ; 3) разбойники; 4) раскольники. В представлениях коми-пермян чудские богатыри, легендарные герои, основатели ряда коми-пермяцких селений, чудских городищ (кар), располагавшихся на высоких речных берегах. Известны названия некоторых городищ: Курoгкар, Ошмыс, Быльдoгмыс, Карла и т. д. Чудские городища были связаны между собой подземными ходами, дорогами.
Богатырская Чудь отличалась воинственностью, высоким ростом и необыкновенной силой. Эти качества Чуди определяют такие известные фольклорные мотивы, как перебрасывание Чуди из кара в кар друг-другу палиц, топоров, камней, скатывание бревен с высокого берега на нападающих врагов. Богатырская Чудь воюет с нападающими врагами, со Стефаном Пермским, с хтоническими силами (Пера), выполняет культуртрегерские функции (Кудым-Ош). С приходом новых людей (непосредственных предков современных); с наступлением христианской эры или нового времени чудские богатыри погребают себя в ямах. По другой версии - обращаются в камень. После гибели чудские богатыри становятся покровителями ими основанных населенных пунктов.
Общим для коми-зырян и коми-пермяков следует считать образ Чуди как предков-язычников. Основным источником сведений о языческой Чуди являются предания, сюжетика которых строится вокруг мотива исчезновения Чуди из данной местности после христианизации населения. Принявшие православную веру становятся коми, тогда как некрещеные остаются Чудью, которая: 1) погребает себя в ямах; 2) уходит с этой территории; 3) вступает в конфликты со Стефаном Пермским.
Предания о самопогребении Чуди относятся к числу наиболее распространенных. Городища Чуди находятся на холмах, зафиксированных в современной топонимике как "чудские"; имеются сведения и о Чудских озерах. Найденные в таких местах крупные кости коми-зырян и коми-пермяков считают костями чудских богатырей.
Жилищами Чуди служат пещеры, чаще землянки или ямы, крыша которых держится на четырех столбах. Не желая принимать новую веру, герои преданий семьями заходят в землянки и обрушивают на себя крыши, подрубив опорные столбы. Места самопогребения Чуди называют чудскими ямами. В этих местах может "являться" Чудь, здесь "чудится", поэтому чудские ямы считаются "нечистыми". Тем не менее, еще в 20-30 гг. на чудских могилах совершались обряды поминовения Чуди коми-пермяками важэсö касьтылöм "поминки по древним". С этими местами также связаны представления о кладах Чуди, якобы могущих явиться здесь в образах различных животных.
Параллельно с преданиями о самопогребении Чуди бытуют предания о Чуди убегающей. Чудь сопротивляется христианизации, но вынуждена уйти. Коми-зыряне считают, что Чудь ушла на север, где смешалась с ненцами и обскими уграми. Путь движения Чуди обозначен топонимами, объясняющими обстоятельства миграции.
Из с. Пезмог Чудь уходила по дороге Важ йöз туй "дорога древних людей". На верхней Вычегде часть уходящей Чуди погибает на Чудин ты "Чудское озере" и на речной косе Чудин лыа "Чудская коса". На р. Вишере ряд топонимов связывают с бегством и гибелью безымянной чудинки. Убегая, она теряет свои вещи, которые дают названия ряду ручьев, озер, рек. В Сапöга шор "Сапожный ручей" чудинка утопила сапог, в Сiсь пася ты "оз. Гнилой шубы" она бросила шубу и т. п., наконец в р. Нившере она тонет сама, поэтому в народе название реки производят от ныв сьöра букв. "с девушкой". На Удоре распространены предания о Чудской княгине, бросающейся в воду после того, как Стефан Пермский подплывает к ней на каменном плоту. (Удораса öксань) Убегающая Чудь не в состоянии унести с собой все золото и прячет его в заговоренных местах, а также на дне некоторых озер.
Отношение к языческой Чуди амбивалентно. Чудь признаются непосредственными предками коми-зырян и коми-пермяков, однако язычество связывается с культурной отсталостью, дикостью: сравните присыктывкарский и нижневычегодский диалекты Чудская кодь "нелюдимый, дикий", буквально "как Чудь"; присыктывкарский и верхневычегодский диалекты чудъявны, среднесысольский чуйдалны, нижневычегодский чуйтьчины "быть нелюдимым, боязливым, диким, одичалым".
Чудь связана с "нечистотой", отсюда представления о происхождении Чуди "от сатаны". Коми-пермяки, признавая Чудь своими предками, все же утверждали, будто Ч. - язычники, а коми-пермяки всегда были православными. Ямы, землянки, в которых якобы жила Чудь, противопоставляются избам православных коми-пермяков. Некрещеную Чудь не пускали в избы, поэтому Чудь ночевала в банях, в хлевах, овинах и т. д. От этой Чуди произошла нечистая сила: пывсян Чудь "банный Чудь", рыныш Чудь "овинный Чудь", гидня Чудь "хлева Чудь" и т. д. Чудь бродила по ночам, заглядывая в окна, поэтому коми-пермяки стали закрывать окна ставнями.