
Коми-пермяки считают, что произошли от древнего народа чудь, который жил на этих землях, но однажды целиком ушел в некие подземные пещеры и там остался. Есть у жителей округа и особо почитаемые места, где, как говорят местные жители, захоронены эти древние люди.
"Интересное явление — поминки древних. Это когда ходят в несколько святых мест, как правило, это археологические памятники, Важ Чазев или могильник в Борино, где, по преданию, похоронены предки — чудь. Там в Троицкую субботу совершается ритуал поминовения — важжес. Это явление, которое характерно не для всех народов, и для коми-пермяков, для северных в первую очередь, это один из интереснейших ритуалов, связанных с почитанием именно чуди, древних жителей", — говорит Александр Черных. Обряд нужен для того, чтобы задобрить предков, чтобы те не напустили мыжу, что буквально можно перевести как "кара, наказание".
Как отмечает кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и научный руководитель лаборатории теоретической и прикладной фольклористики Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Светлана Королева, коми-пермяки говорят, что, когда на человека напускают мыжу, он начинает болеть и это невозможно вылечить. "Болит поясница, отнимается и болит нога, болят глаза, например. Это наиболее часто встречающиеся болезни. Считается, что это воздействие кого-то из умерших, кто-то из них прогневался за что-то", — поясняет Королева.
Троицкие гулянья коми-пермяков вокруг березы. Обязательный атрибут — угощения под наряженной березой: шанежки с картошкой и капустой, пирожки с побегами полевого хвоща — пистиками, рыбный пирог и другая выпечка
Поминальный обряд, по большому счету, мало чем отличается от традиционного похода на кладбище в Троицкую субботу у русских, когда приходят почитать молитвы, приносят с собой какие-то угощения. У коми-пермяков в качестве угощения — местные самодельные шанежки с картошкой или с капустой, пирожки с пистиками (побегами полевого хвоща) и обязательное поминальное блюдо черинянь — рыбный пирог. Обряд поминовения проводится коллективно. А кое-где, например в урочище Кушдор, после похода на старое кладбище коми-пермяки водили хороводы в память о древних "чудских родителях", объясняет фольклорист.
Кто такая икота?
Чуды (не путать с чудью) в коми-пермяцкой мифологии — это своего рода мелкие бесы, которые могут и не принести большого вреда, но имеют свойство пакостить. Чтобы изгнать их, у коми-пермяков существует обряд — "топтать" чудов на Святки. Считается, что тогда грань между миром живых и миром духов стирается, чуды оказываются на свободе, и, чтобы от них не было беды, принято скакать в это опасное время на лошадях по улицам и "топтать" чудов, прогоняя их.
Есть и другая коми-пермяцкая нечисть, икотки — мелкие бесы, которые проникают в человека и вызывают у него одержимость. В мифологических рассказах коми-пермяков говорится, что икота (ударение на а) может забраться в любого человека, заставляя его делать не свойственные ему вещи: говорить странным и пугающим голосом, внезапно ругаться или выкрикивать что-то. Считается, что одержимые икотками люди знают больше, чем все окружающие, и имеют связь с потусторонним миром, поэтому к ним часто идут за помощью. Сейчас икоток, по данным Светланы Королевой, уже не так много в Коми-Пермяцком округе.
Лесной царь.
Лесов в Коми-Пермяцком округе очень много. Люди активно ходят туда за грибами, за ягодами, на охоту. Поэтому до сих пор живо сохраняется и вера в лешего. По словам Королевой, часто встречаются истории о том, как человек сбивается с дороги и его "леший водит", или же дети уходят в лес и теряются там, будто бы леший их увел.
"Какие-то странные ситуации, звуки, визуальные явления, когда показалось, почудилось, как будто кто-то позвал, даже по имени назвал, как будто какой-то человек прошел, — их тоже списывают на лешего. Поэтому леший продолжает оставаться очень хорошей объяснительной моделью для разных странных визуальных и аудиальных явлений в лесу", — отмечает исследователь.
Кроме того, в тех деревнях, где продолжают держать домашнюю скотину или держали до недавнего времени, есть представление о том, что, если корова или овечка пропала, надо нести в лес гостинец, класть на пень с определенными словами и просить лешего эту потерю вернуть. Точно так же принято поступать и в случае пропажи человека.
"Записки лешему пишут до сих пор, — говорит Светлана Королева. — Мы просили действующую русскую знахарку при нас реконструировать обряд, который она иногда проводит. Это был Юрлинский район, одна из достаточно отдаленных деревень. И женщина была, кстати говоря, довольно молодая, 50-х годов рождения. У нее мама занималась этим, и она многократно видела этот обряд. И когда мамы не стало, односельчане и жители соседних деревень начали ходить к ней и просить провести его. И она проводит, пишет эти записки, притом что она совершенно современная женщина во всех остальных отношениях. Она садится во дворе, потому что в их семье это делалось не дома, берет бересту посвежее, которую можно развернуть, берет уголь и справа налево пишет: "Лешак Вихорь Вихоревич, верни нашу корову, например Забаву. Черно-белую или черную с белым пятном — не вернулась домой. Если она у тебя, верни, пожалуйста".
Интересно, что на некоторых территориях Коми-Пермяцкого округа у леших все еще сохраняются имена, местные жители точно знают, как обращаться к своему духу леса в случае необходимости. Где-то лешего зовут Вихорь Вихоревич, где-то Виктор Викторович, Тимофей Иванович, Федор Федорович. "Самая ранняя фиксация — лесной царь Митрофан Митрофанович. И лешего по-прежнему зовут Митрофаном, это имя сохранялось до недавнего времени", — отмечает Светлана Королева.
Кто хотел завести дружбу с народом чуди, тот делал им подношения в виде пирогов и печеного домашнего хлеба.
Народ чуди очень любит хлеб и по какой то странной прихоти законов сами его печь почему то не могут...
А вот человеческий хлеб им очень нравится.
Когда ведающие матери или ведуны приносили для чуди хлеб, то читали слова для их помощи:
".................
.................
.................
.................
................."