
Загадки чуди
Итак, что известно о народе чудь. На самом деле очень многие рассказы о нем друг другу противоречат, а постоянных и устойчивых характеристик у чуди не так много:
чудь всегда славятся как мастера по работе с металлом и искуснейшие кузнецы, отдельно отмечают их удивительные украшения и предметы тонкой работы;
при этом они не так уж ценят золото как таковое и у них нет стремления к его накоплению;
чудь в легендах всегда прочно связана именно с горами, знает различные подземные ходы, нередко вовсе живет под землей;
на каком-то этапе «чудь ушла под землю» — то есть исчезла без следа и именно НЕ в результате каких-либо войн или переселений, а так, словно закрылась внутри своих пещер и больше не вышла наружу;
при этом по всему северу России, на Урале и в Сибири остались многочисленные чудские названия (городов, рек), городища (чудские городки), копи и выработки, артефакты и украшения.
соседние народы не признают никакого родства с чудью — для них его представители совершенно чуждые, непонятные, зачастую им приписывают различные магические способности.
чудь всегда описываются как язычники, яростное нежелание принимать новую веру указывается как одна из основных причин, заставившая их уйти под землю.
Все остальные описания чуди сильно варьируются, поэтому не могут считаться постоянными их свойствами. Так, например:
часто их описывают как низкорослый народ, однако, немало и других рассказов где чудь напротив — высокие, статные и подчеркнуто красивые и даже вовсе — великаны. Причем свидетельств о гигантском росте чуди не меньше, а, возможно, и больше чем о карликовом;
обычно чудь описывают как белокожих людей, этим они сильно отличаются от «обычных». Добавляются и другие признаки — что у них очень светлые почти белые волосы и, аналогично, «белые» — то есть очень светлые, почти прозрачные глаза («чудь белоглазая»). С другой стороны, в иных свидетельствах, парадоксально, но чудь смугла, черна и черноглаза. Есть рассказы, где чудь белоглаза, но смугла — то есть белки глаз как бы выделяются на фоне темной кожи.
большие разночтения также по признаку воинственности. Одни источники говорят о чуди как о свирепых и искусных воинах, другие как о максимально миролюбивых и неконфликтных людях, наивных чуть ли не как дети.