
В одной из волынских сказок некто шелудивый Буняк единственным из женихов царевны узнает ее тайну (она раскормила вошь до размеров кабана). Его веки были такими огромными, что двое людей должны были поднимать их вилами, и тогда он видел на сто миль вокруг. Возможно, его имя происходит от половецкого хана Боняка, о котором в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях говорится, что он начал выть по-волчьи, и ему ответили волки, - и у Гоголя появлению Вия, кстати, предшествует волчий вой (тотем или символ половцев - волк):
И вставъ Бонякъ отъѣха отъ вои, поча выти волъчьскы и волкъ отвыся ему, и начаша волци выти мнози.
В других легендах Буняк сжигал своим взглядом целые города, в этом образе он, возможно, отсылает уже к хану Батыю. В одной из сказок он видит себя в зеркале, и сам от ужаса проваливается под землю.
То есть, как мы видим, кроме имени персонажа гоголевская история действительно вполне вписывается в фольклорные каноны.
Слепота мертвецов.
Как и положено, черти не видят казака, потому что они из мира мёртвых, а он - живой. Мертвецы часто слепы, это зеркальность наших миров: мы не видим их, а они нас. Но как среди нас есть шаманы, которые выступают связующим звеном и могут видеть представителей иного мира, взаимодействовать с ними, так и среди чертей и бесов есть аналогичные шаманы, которые могут связывать их мир с кем-то из нас.
Далее, в сказках мертвец, которого отчитывает священник тоже часто пытается вернуться к жизни. Тут несложно увидеть извечный страх человека, что однажды это всё-таки кому-нибудь из них удастся. Фон ден Штейнен описывал обычай индейцев паресси пребывания родственников на могиле умершего в течение шести дней в строжайшем посте, а потом:
Если мертвец до шести дней не стал вновь живым, то дольше уже не сидят, тогда он прибыл на тот свет.
Похожим образом поступают папуасы: старший шурин должен отбыть на могиле умершего пять дней и пять ночей, время от времени вставая и размахивая руками с криком, чтобы отогнать от трупа дух умершего. На пятый день приходят родственники, отгоняют дух в последний раз все вместе, и на этом обряд заканчивается. Ну, и чтобы не ходить далеко, былички о ведьме и парубке, который должен был три ночи провести у её гроба, став причиной её смерти, в малорусских и южнорусских краях были очень даже в ходу.
Но что же с именем?
Самым логичным по мнению большинства исследователей является его связь с малороссийскими словами "вия" ("вийка"), что значит "ресница", и "повико", то есть "веко". И звучит похоже, и соответствует самой яркой черте нашего героя (фразу "Поднимите мне веки!" все точно знают и опасаются с раннего детства).
Далее мы можем заметить одну общую черту у большинства перечисленных персонажей: связь с железом. Железное лицо, железный палец, железная кровать, железные вилы... Железо находят в земле, это атрибут подземного царства, и ведь Вия действительно привели "всего в черной земле". Отсюда есть мостик и к упомянутым Гоголем гномам, которые в Европе считаются покровителями земных недр и богатств (железо для наших предков - это огромная ценность и дар земли), ведь даже век был в итоге назван Железным, по самому главному материалу.
Есть мнение, что все эти черты, включающие принадлежность к подземному миру, связь с быками (героя зовут Быковичем в русской сказке) и железом унаследованы подобными персонажами ещё от языческого бога Велеса (Волоса). Действительно, древние боги после принятия христианства не уходили полностью, они всегда оставляли какие-то свои черты в наследство сказочным персонажам или новым христианским святым (как, например, Мокошь передала часть своих признаков Параскеве, Ярила - Егорию или Георгию, а Перун - Илье). Может быть, и Велес оставил некоторое наследство, которое распределилось на Кощея, Ивана Быковича, и вот Вия тоже.
Более того, подобные черты можно найти у Святого Касьяна, который был для славян воплощением високосного года и несчастий. Он жил в пещере, а его взгляд нёс болезни и смерть (говорили "Касьян на что ни взглянет — все вянет"). По поверью полтавских крестьян Касьян неподвижно сидит с опущенными ресницами до колен, не видя божьего света, а раз в четыре года 29 февраля, поднимает ресницы, и тогда гибель всему, на что он посмотрит. Ресницы Касьяну поднимает нечистая сила лопатой и крюками. Более того, Касьян считался привратником ада, и одним из его атрибутов была коса ("Касьян все косой косит").
**************************************
Еще один заговор из белорусской школы ведовства, на наказание врага
через Владыку Вия.
Если ваш враг не оставляет вас в покое, то взывают к Судье Навьего Царства,
Владыке Вию. Читают заговор в ведьмин час трижды в форточку или поддувало печи:
"Вогненныя вочы ўладара Ніама Вію адчыняцца,
на ворага майго накіруюцца
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
Слова камень, замак. Амэн."
Врагу вашему от того не позавидуешь. Но делают только очень злостному
врагу, который вам сделал много плохого.
