Основы тибетской медицины

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Narasimha
Сообщений: 2283
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59

Основы тибетской медицины

Сообщение Narasimha »

1.Общие причины возникновения болезней.

Согласно тибетской медицине причиной всех болезней и страданий является неведение.
Неведение — это незнание об отсутствии индивидуального (независимого) существования. Вся Вселенная , все Мироздание рассматривается как единый организм. Вселенная представлена в виде огромного Будды (Просветленного существа) пребывающего в непрерывном созерцании, различные виды живых существ являются клетками этого организма, выполняющими определенные функции. Таким образом, все мы взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, все мы составляем Единое целое. Незнание и неосознавание этого, неосознование своей истинной природы и того, что мы изначально обладаем природой Будды и являемся Просветленными сущностями Единого целого — порождает собой неведение. Из неведения возникает привязанность (страсть), страсть в свою очередь порождает гнев, в результате чего возникает омраченность (невежество). Страсть, гнев и невежество являются источниками «трех жизненных начал» (или «трех виновников болезней»): «ветра», «желчи» и «слизи» соответственно.
Болезнь присуща нашему организму с момента рождения и еще задолго до того. Болезнь проникла в нас вместе с появлением в нашем сознании неведения.
Из страсти возникает «ветер», его место локализации — низ тела. Из гнева возникает «желчь», она локализуется в средней части тела. Невежество порождает «слизь», она занимает верхнюю часть нашего тела. До тех пор, пока «ветер», «желчь» и «слизь» находятся в равном соотношении друг с другом, без изменений и в своих местах локализации — болезнь не проявляет себя, но как только один из «трех виновников» начинает преобладать или менять свое местонахождения, сразу же возникает соответствующая болезнь, с соответствующими признаками.
Теперь, рассмотрим «трех виновников» подробнее.
Аватара пользователя
Narasimha
Сообщений: 2283
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59

Основы тибетской медицины

Сообщение Narasimha »

2. «Три виновника»

«Ветер»
Характеристики «Грубый», «легкий», «тонкий», «холодный», «твердый», «подвижный» Функции Управляет дыханием (осуществляет вдох и выдох), дает силу для движения и работы конечностей тела, управляет работой органов чувств и памятью, осуществляет открытие и закрытие девяти отверстий тела, управляет функциями «семи сил тела» («прозрачностью сока», «крови», «мяса», «жира», «костей», «костного мозга» и «семени») Тип человека Маленькое тело, сутулый, худощавый, смуглый, говорит много, любит азартные игры, песни, смех, борьбу, ум неустойчивый, сон поверхностный, жизнь короткая и бедная, по повадкам похож на грифа, ворона или лисицу.

«Желчь»
Характеристики «Горячая», «острая», «легкая», «послабляющая», «зловонная», «маслянистая», «влажная» Функции Управляет пищеварением (чувством голода и жаждой), поддерживает температуру тела, регулирует тепло и цвет кожи, придает храбрость уму и влияет на энергию мысли во всех начинаниях. Тип человека Тело средних размеров, кости и волосы желтоватого цвета, много потеет и издает неприятные запахи, часто испытывает чувство голода и жажды, ум острый, вспыльчивый, гордость большая, жизнь и достаток средние, предпочитает сладкое, горькое, вяжущее и прохладное, по повадкам похож на тигра, обезьяну или якшаса.

«Слизь»
Характеристики «Маслянистая», «прохладная», «тяжелая», «мягкая», «устойчивая», «липкая» и «притупляющая». Функции Преумножает и укрепляет тело и ум, способствует засыпанию, увлажняет кожу, ткани, волосы, соединяет суставы и придает им прочность, обеспечивает белизну и мягкость частей тела и внутренних органов, придает телу устойчивость, а уму терпеливость. Тип человека Тело крупное, мясистое, склонность к полноте, суставы и кости имеют округлые формы и нигде не выпирают, светлый или бледный цвет кожи, легко переносит голод и жажду, ум спокойный, медлительный, но добрый и терпеливый, сон глубокий и долгий, жизнь долгая и в достатке, предпочитает острую, кислую и вяжущую пищу, по повадкам похож на льва или буйвола.

Далее, каждый из «трех виновников», в свою очередь , подразделяется на пять видов, при помощи которых мы можем более тонко понять характеристики, функции и дополнительные особенности каждого из них как при диагностировании болезни, так и при ее лечении.
Аватара пользователя
Narasimha
Сообщений: 2283
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59

Основы тибетской медицины

Сообщение Narasimha »

3. Пятнадцать видов «трех виновников»

Пять видов «ветра»:
«Держатель Жизни» Находится на макушке и в голове, циркулируя через горло в грудь, осуществляет дыхание и проглатывание пищи, выводит слюну, мокроту, чихание и отрыжку. Отвечает за работу органов чувств и памяти. Из него возникают четыре оставшихся видов «Ветра». «Бегущий вверх» Находится в груди. Циркулируя через нос, язык и горло, осуществляет функции речи, телу дает силу и делает человека храбрым, поддерживает блеск и цвет тела, поддерживает ясность мышления и усиливает память. «Всепроникающий» Находится в сердце. Циркулирует по всему телу. Отвечает за работу мышечной ткани и суставов (поднятие — опускание, сжатие — разжатие, открывание — закрывание и т.п.), с его помощью осуществляется ходьба и любое движение конечностей.«Подобный огню» Находится в желудке. Циркулируя по внутренним органам, отделяет «прозрачный сок» от осадка, способствует пищеварению и усвоению питательных веществ. «Вниз очищающий» Находится в области таза. Циркулируя по толстой кишке, мочевому пузырю, половым органам и внутренней части бедер, выводит или задерживает кал, мочу, сперму, кровь и содержимое матки.

Пять видов «желчи»:
«Переваривающая» Находится в желудке между зонами непереваренной и переваренной пищи. Способствует пищеварению и отделению «прозрачного сока» пищи от осадка. Дает тепло и силу оставшимся четырем видам «желчи».«Изменяющая цвет» Находится в печени. Отвечает за цвет крови, внутренних органов, мышечной ткани и выделенных нечистот.«Действия осуществляющая» Находится в сердце. Побуждает к осуществлению каких-либо действий, дает человеку гордость, страстность и усердие в достижении желаемого, а так же чувство удовлетворения от совершенных действий. «Видение осуществляющая» Находится в глазах. Отвечает за зрение, способствует восприятию и различению формы и цвета. «Проясняющая цвет» Находится в коже. Отвечает за цвет кожи, делает его чистым и приятным.

Пять видов «слизи»:
«Поддерживающая» Находится в груди. Выполняет роль воды, отвечает за выделение желудочного сока, слюны и других жидкостей тела. «Расщепляющая» Находится в верхней части желудка. Готовит пищу к усвоению, разлагает и измельчает поступившую пищу, преобразует твердую пищу в полужидкое состояние. «Вкушающая» Находится в языке. Дает вкусовые ощущения и способность различать шесть вкусов. «Удовлетворяющая» Находится в голове. Отвечает за удовлетворение, исходящее от органов чувств, позволяет переключать внимание с одних ощущений на другие. «Соединяющая» Находится во всех суставах. Соединяет суставы, придает суставам гибкость и подвижность при сгибании, разгибании, круговых движениях и т. п.

Таким образом, выяснив нарушения и изменения определенных функций и органов в затронутом болезнью организме, мы можем точно определить — в каком именно из пятнадцати видов «трех виновников» произошли изменения, и что послужило причиной возникновения соответствующего расстройства.
Для каждого из «трех виновников» существуют определенные условия болезни. Это условия, при которых нарушается равновесие жизненных начал, энергия одного из «трех виновников» увеличивается, уменьшается, меняет направление своего движения или занимает несвойственное ему место локализации.
Аватара пользователя
Narasimha
Сообщений: 2283
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59

Основы тибетской медицины

Сообщение Narasimha »

4. Частные причины возникновения болезней.

Условия возникновения болезней «ветра»:
Возраст: у людей преклонного возраста (после 70 лет) естественным образом возникают (или обостряются) болезни «ветра». Период: сезон роста растений — в организме происходит накопление энергии «ветра», летом — подъем или активизация движения энергии «ветра», осенью — убывание или успокоение энергии ( и соответственно болезней) «ветра». Местность: проживание в местности с холодным и ветреным климатом способствует возникновению болезней «ветра». Образ жизни: половые излишества, голод, недосыпание, чрезмерный труд, разговоры на пустой желудок, многословие, грусть, тревога, излишняя озабоченность, избыток горькой, грубой и легкой пищи в питании — создают условия и толчок для болезней «ветра».

Условия возникновения болезней «желчи»:
Возраст: люди зрелого возраста (с 16 до 70 лет) естественным образом предрасположены к болезни «желчи». Период: летом — накопление, осенью — подъем, начало зимы — убывание энергии «желчи» в организме любого человека. Местность: «желчь» накапливается и развивается в регионах с сухим и жарким климатом. Образ жизни: чрезмерное употребление мяса и алкоголя, склонность к проявлению гнев, сон в жаркий полдень, тяжелая работа после сна, борьба. Драки, травмы, избыток острой, жирной и маслянистой пищи в питании.

Условия возникновения болезней «слизи»:
Возраст: люди зрелого возраста (до 16 лет)Период: конец зимы — накопление, весной — подъем, в сезон роста растений — убывание энергии «слизи». Местность: «слизь» накапливается и развивается в холодных и влажных регионах с плодородной почвой. Образ жизни: чрезмерный сон, сон после еды, особенно сон в холодных и влажных местах, малоподвижный, сидячий образ жизни, употребление сырых, испорченных или плохо приготовленных продуктов, прием пищи до того как переварилось съеденное раньше. Избыток сладкой, тяжелой, холодной и маслянистой пищи приводит к возникновению болезней «слизи».
При наличии сразу нескольких условий может возникнуть болезнь смешанного типа, как то: ветер-желчь, ветер — слизь, желчь — слизь или же сразу с признаками расстройства всех «трех виновников» ветер-желчь-слизь.
Ветер, желчь и слизь служат опорой друг для друга и любые изменения в одном из них сразу же сказываются на оставшихся двух.
Аватара пользователя
Narasimha
Сообщений: 2283
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59

Основы тибетской медицины

Сообщение Narasimha »

5. Признаки болезней

Признаки проявления болезней ветра, желчи и слизи подразделяются на признаки: накопления, истощения и возбуждения.
Первая причина накопления, истощения и возбуждения трех виновников — это неправильное питание и неправильный образ жизни.
Вторая причина — это активность (усиление или ослабление) «огненной теплоты», имеющей в организме свое определенное место локализации.

Признаки накопления:

Признаки накопления ветра: тело сохнет, темнеет, не может согреться, пучит живот, появляется дрожь, запоры, многословие, головокружение, общая слабость, бессонница, слабость органов чувств.
Признаки накопления желчи: желтеют кал, моча, кожа, белки глаз, появляются чувство голода и жажды, понос, ощущение жара в теле, короткий сон.
Признаки накопления слизи: слабеет «огненная теплота», пища не переваривается, появляется чувство тяжести в теле, бледность кожных покровов, неприятный привкус во рту, слабость конечностей, увеличение слюны и мокроты, сонливость, отдышка.

Признаки истощения:

Признаки истощения ветра: общая слабость, нежелание разговаривать, неприятное чувство в теле, слабеет память, появляются признаки увеличения слизи.
Признаки истощения желчи: ослабевает тепло тела и бледнеет цвет кожных покровов, появляется зябкость.
Признаки истощения слизи: исчезновение слизи в местах ее нахождения, появляется головокружение, сердцебиение, слабость в сочленениях суставов.

Признаки возбуждения:

Признаки возбуждения ветра: пульс полый (т. е. при нажатии не ощущается), плавающий (т. е. ощущается лишь на поверхности в месте ощупывания). Моча похожа на воду, прозрачная, после остывания жидкая. Язык сухой, красный, шершавый, во рту вяжущий привкус. При охлаждении тело охватывает дрожь и покрывается «гусиной кожей». Больному хочется ходить, сознание «легкое» и «возбужденное», головокружение как у пьяного, шум и клокотание в ушах, боли приступообразного характера без четкой локализации. В теле чувство: сжатия, разрывания, ломания, вытягивания, обертывания. Появляется бессонница, зевота, дрожь, гневливость, желание потянуться. В области всех суставов и костей поясницы и таза боль как после побоев. Острые боли в затылке, груди и челюстях. Тайные точки ветра «раскрыты» и при нажатии болезненны. Ранним утром кашель с пенистой мокротой, тошнота, вздутие и урчание во внутренностях. Боли в вечерние сумерки (до и во время заката), ранним утром (до и во время рассвета), после переваривания пищи (на голодный желудок).

Коротко о признаках возбуждения 5-ти видов ветра:

«Держатель жизни»: головокружение, сердцебиение, отдышка с затрудненным вдохом, трудно проглатывать пищу и питье, боли в центре головного мозга, обмороки.
«Бегущий вверх»: заикание или неразборчивая речь, уменьшаются силы тела, перекашивание рта, ухудшается память. Чувство «поступающего комка к горлу».
«Всепроникающий»: чувство «перекручивания сердца», иногда падает в обмороки, многословие, желание двигаться, выраженное чувство страха, легко возбудим, дрожь в теле, потеря аппетита, задержка кала и мочи или недержание.
«Подобный огню»: отвращение пищи до рвоты, вздутие,постоянная отрыжка воздухом, после еды облегчение.
«Вниз очищающий»: перемежающиеся боли в тазовых костях, суставах нижней части тела, хромота, задержка кала, газов и мочи.

Если при возбуждении Ветра присоединится Желчь, то появятся признаки жара, пожелтеют белки глаз, моча и т. д.

Если присоединится Слизь, то будет тяжесть и охлаждение тела, умственная тупость.

Признаки возбуждения Желчи: пульс широкий, тонкий, скрученный, быстрый. Моча красно-желтого цвета, горячая, с сильным запахом и испарением. На языке толстый налет, во рту горький или кислый привкусы. Головная боль, чувство жара в теле, сохнет в ноздрях, глазные яблоки становятся красными или желтыми. Сон короткий, днем спать также не может. Мокрота при кашле красноватая, желтоватая с соленым привкусом, сильная жажда, понос и рвота с кровью или желчью, сильная потливость с неприятным запахом, цвет кожных покровов красноватый или желтоватый. Боли в полдень и полночь, а также во время начала переваривания пищи.

Коротко о признаках возбуждения 5-ти видов желчи:

«Переваривающая»: язык желтеет, сильная жажда, пища не переваривается, пропадает аппетит.
«Изменяющая цвет»: желтеют моча, слабость и чувство тяжести.
«Действия осуществляющая»: чувство скручивания в сердце, отдышка, жажда, неустойчивый аппетит, дрожь и жжение в сердце.
«Видение осуществляющая»: болит голова, глаза желтеют и различают лишь в близи.
«Проясняющая цвет»: тело становится горячим, кожный покров грубеет и становится темно-зеленым.

Признаки возбуждения Слизи: пульс слабый, глубинный и медленный- моча белесая, со слабым запахом и испарением- язык и десна белесые, неприятный привкус во рту- глаза белесые, отекшие, обильные сопли и мокрота, чувство тупости в голове, тяжесть в теле и на душе, отсутствие аппетита и тепла в теле, слабое пищеварение, боли в области поясницы и почек, тело распухает, увеличивается зоб, рвота и понос со слизью, нечеткая память, сонливость, леность, зуд в теле, тугоподвижность суставов, разрастается мясо. Признаки усиливаются в «сезон дождей», утром и вечером, во время переваривания пищи.

Коротко о признаках возбуждения 5-ти видов Слизи:

«Поддерживающая»: неприятное ощущение в желудке, постоянная изжога, отрыжка кислой жидкостью, потеря аппетита.
«Расщепляющая»: ухудшается переваривание любой пищи, появляется отрыжка, при пальпации желудок ощущается твердым.
«Вкушающая»: любая пища кажется безвкусной, незначительная жажда, болят губы, хрипота, отвращение к пище.
«Удовлетворяющая»: головокружение, помутнение в глазах, заложенность носа, чихание, чувство простуженности, тяжесть в области темени.
«Соединяющая»: затрудняется сгибание и вытягивание конечностей, сочленения суставов распухают, становятся болезненными и «полыми».

При расстройстве двух или сразу трех виновников признаки болезней будут смешанными. Например: при объединении ветра и желчи будут проявлены как некоторые признаки ветра, так и некоторые признаки желчи.
Аватара пользователя
Narasimha
Сообщений: 2283
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59

Основы тибетской медицины

Сообщение Narasimha »

6. Средства лечения

При лечении любой болезни используется четыре средства лечения: диета, образ жизни, лекарства и процедуры. Лекарства делятся на успокаивающие и очищающие средства.

Лечение болезней Ветра: в диете следует придерживаться продуктов с «маслянистым», «тяжелым» и «мягким» свойствами- а также со вкусами, в которых отсутствует первоэлемент «ветер» — это сладкий, кислый и соленый.
Рекомендуемая пища при болезнях Ветра: конина, ослятина, медвежатина, сушеное, годичной давности мясо, растительное (неочищенное) масло, масло годичной давности, свекольная или тростниковая патока, чеснок, лук, молоко, брага на зерновых, брага на патоке.
Рекомендуемый образ жизни при болезнях Ветра: необходимо находиться в теплых, полутемных помещениях без сквозняка, общаться с людьми, приятными для души и больше спать.
Успокаивающие средства при болезнях Ветра: бульоны из 4-х питательных костей и черепов- масла на мускатном орехе, чесноке, «3-х плодах» «пяти корнях» и борце.
Очищающим средством при болезнях Ветра является клизма «джям ци», в зависимости от силы болезни она бывает 3-х видов: увлажняющая (слабая), промывающая или вымывающая.
Процедурами при болезнях Ветра являются: массаж и монгольское («мягкое», через войлок) прижигание.

Лечение болезней Желчи: продукты питания должны иметь «прохладные», «жидкие», «тупящие» (противодействие «острому») свойства, сладкий, горький и терпкий вкусы.
Рекомендуемая пища при болезнях Желчи: кисломолочные продукты из коровьего и козьего молока, свежее масло, мясо крупных диких животных (например — оленина), сушеная козлятина, свежее мясо, ячмень грубого помола, холодная вода и охлажденный кипяток.
Рекомендуемый образ жизни при болезнях Желчи: сидеть спокойно в прохладном, хорошо проветриваемом, полутемном помещении, натираться веществами с приятным и прохладным запахом.
Успокаивающие средства при болезнях Желчи: отвары с девясилом высоким, тиноспорой, сверцией (ее заменителем на территории России считается горечавка разных видов)- порошки с камфорой, сандалом, шафраном (его заменителем на территории России является сафлор красильный или календула), бамбуковая манна.
Очищающие средства при болезнях Желчи — это слабительные составы, которые в зависимости от тяжести болезни могут быть 4-х видов: общие, особые, сильные или мягкие.
Процедурами при болезнях Желчи являются: потение, кровопускание и водные процедуры.

Лечение болезней Слизи: продукты питания с «острым», «грубым» (противоположность «мягкому») и «легким» свойствами- жгучим, кислым и терпким вкусами (т. е. те, в которых отсутствует первоэлемент «вода»).
Рекомендуемая пища при болезнях Слизи: баранина, мясо дикого яка и хищных зверей, рыба, мед, старое зерно из сухих мест, теплая пища, кисломолочные продукты из молока яка, крепкие спиртные напитки.
Рекомендуемый образ жизни при болезнях Слизи: больше заниматься физическими упражнениями и греться у огня и на солнце, меньше спать.
Успокаивающие средства при болезнях Слизи: пилюли из борца и различных видов солей, а так же — зольные лекарства из граната, рододендрона, понгамии, жженых солей и кальцита.
Очищающие средства при болезнях Слизи — это рвотные составы, которые в зависимости от тяжести болезни могут быть сильными или слабыми.
Процедурами при болезнях Слизи являются: компрессы и прижигания.

К тому же, в зависимости от силы болезни, сначала больному рекомендуют соответствующее питание, затем — образ жизни, после этого — назначают лекарства и только в том случае, если все вышеперечисленное не приводит к желаемому результату — применяют процедуры. Если заболевание хроническое и врачу ясно, что питанием и образом жизни болезнь не уничтожить, применяют все 4-ре средства лечения одновременно.
Аватара пользователя
Narasimha
Сообщений: 2283
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59

Основы тибетской медицины

Сообщение Narasimha »

7. О качествах лекаря.

Личности врача в тибетской медицине уделяется особое внимание. Кроме его умственных способностей и профессиональной пригодности он должен жить в соответствии с законами исповедываемого Учения.
Что же означает слово «лекарь»? «Лекарь» — это тот, кто лечит болезни, принося пользу телу, тот, кто отвечает за жизнь, кто знает многие источники врачебной науки, не теряется в практической ситуации и на основе опыта приходит к истинному Знанию.
К этической стороне относятся: общение с больным, отношение к наставникам, источникам, другим врачам, лекарству и медицинским инструментам.

Встретив больного, врач решает помочь — не разделяя больных на хороших или плохих людей, не испытывая ни к кому ни любви, ни отвращения, проявляя только милосердие, сострадание, радость и равностность, постоянно практикуя устремленность к Просветлению.
В процессе лечения — врач очень внимателен.
Расставаясь с больным — не испытывает к нему привязанности, равностно принимая от него похвалу или оскорбления.

Такой лекарь легко излечивает любую болезнь и даже приобретает способность спасать от смерти других живых существ. К медицинским инструментам должен относиться как к атрибутам божеств-хранителей, к лекарствам — как к драгоценности.

Наивысшим среди врачей считается тот, кто врачует как плоды болезни тела, так и их причины — 3 яда (страсть, гнев и неведение). Лекарей еще можно разделить на «друзей живых существ» и «врагов жизни». «Враги жизни» — это те, кто ради наживы приобрел кое-какие врачебные навыки.
Кратко о хорошем лекаре можно сказать, что это: имеющий благородное происхождение, умен, хранит взятые на себя обеты, сведущ в текстах, получил устные наставления, приобрел опыт, живет в соответствии с Учением, бесстрастен, бескорыстен, сострадателен, о чужих делах заботится как о своих, знает все, что касается лечения.
Плохой лекарь всего этого не имеет. Он похож на демона в облике врача, такой погубит больного.
В светских делах — врач должен поступать согласно общепринятым законам и обычаям. В поступках — избегать греховных, воздерживаться от безумств, распутства, болтовни, злобы, творить подаяния, быть терпеливым, прилежным и выполнять обещанное.
Нельзя не сказать о плодах, пожинаемых лекарем. Они бывают преходящими и вечными. Первые — это счастье в этой жизни, влиятельность, богатство, радость и покой.
Вечные — это достижение страны Высшего Будды теми, кто без корысти, хитрости и жадности лечил живых существ.

материал взят с сайта : Институт тибетской медицины и астрологии.
Аватара пользователя
Крамольник
Сообщений: 71
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:02

Основы тибетской медицины

Сообщение Крамольник »

Очень хорошо,беру на вооружение.Премного благодарен!
Ответить

Вернуться в «Тантра»