Отношения с друзьями накладывают отпечаток на структуру семьи и семейные отношения. Разумеется, влияние друзей на эти отношения уступает влиянию родителей, но недооценивать его нельзя. Как и связи с родителями, отношения с друзьями часто оказываются более стабильными, чем брачные узы. И попытка одного из супругов "оборвать" дружеские связи второго либо навязать ему своих друзей небезопасна для семьи. А попытки такого рода возникают в каждой семье почти неизбежно. Почему же так происходит?
Любовь и дружба
Этот подзаголовок кажется скорее темой школьного сочинения. Но даже школьник понимает, что простота темы кажущаяся. Частично упрощение в данном случае возникает из-за того, что в русском языке слово "любовь" заключает в себе несколько оттенков. Оно охватывает и интимные, и родительские, и дружеские отношения, и даже пристрастие к той или иной пище или роду занятий. В греческом языке есть три слова, которые мы переводим как "любовь", но каждое из них имеет свой смысловой оттенок, и все эти слова вошли в наш язык.
Первое слово - "эрос" (eros). Оно означает интимное чувство, в основе которого лежит физическое влечение. В обиход вошло слово "эротика", "эротический". Но в греческом языке значение слова "эрос" шире. Под ним понимают основное творческое, созидательное начало в человеке и в человеческих чувствах. Об этом говорит Сократ в знаменитом диалоге Платона "Пир". Кстати, слово "либидо", которое употребляет 3. Фрейд, тождественно именно "эросу".
Второе слово - "фил" (филейн). Оно вошло в язык как составная часть слов "философ", "библиофил", "филофонист", то есть в слова, выражающие пристрастие к какому-либо делу, занятию. Между тем, в греческом языке "филос" обозначает очень теплое, эмоционально-окрашенное чувство привязанности к родителям, детям, друзьям, и там это слово не имеет чувственного оттенка.
И наконец, существует слово "агапе". Его следует переводить как "непоколебимая доброжелательность". Это слово имеет оттенок долженствования, это та любовь, которую человек должен испытывать ко всем людям, вне зависимости от того, как эти люди относятся к нему. Когда Христос в Нагорной проповеди призывает
любить врагов, он употребляет слово "агапе"...
Итак, даже лингвистический анализ показывает, что четкой границы между понятиями "любовь" и "дружба" в русском языке нет.
Попробуем провести параллели по пяти составляющим брачного клиринга. Применимы ли они по отношению к дружеским связям? По-видимому, за исключением сексуального фактора, остальные четыре возможны.
Физический фактор (внешность друга, особенности экспрессии, мимики) очень важен. Не случайно внешне не привлекательный, имеющий грубые физические недостатки человек, к сожалению, страдает не только от дефицита любви, но и от недостатка дружеских привязанностей. Человека, который дружит с калекой, поддерживает его, мы оцениваем как "самоотверженного" и видим в нем особую красоту души... Увы, это только подчеркивает исключительность ситуации. Именно дефицит эмоционального тепла приводит к деформации психики многих физически неполноценных детей и формированию у них тяжелого комплекса неполноценности (именно таких детей обследовал в свое время А Адлер).
Приходится признать, что физический фактор в формировании дружбы играет не меньшую роль, чем при влюбленности...
Чго касается культурного фактора, то его значение в дружеской компании значительно выше, чем в брачной паре. Можно довольно легко представить себе жизнь супругов, не имеющих общих культурно-эстетических интересов, но представить себе друзей, которые не понимают друг друга, не имеют общих тем для разговора, попросту невозможно. Достаточно часто именно общие культурно-эстетические интересы и являются основным фактором, сближающим друзей.
Психологический фактор, совместимость характеров в дружбе не менее важны, чем в брачной паре. Проблемы психологической несовместимости у друзей, как правило, нет. Во-первых, в дружеской компании контроль над эмоциональными реакциями несколько выше, чем в семье. Во-вторых, "диапазон приемлемости" - шире, мы легко прощаем друзьям те формы поведения, которые вызвали бы у нас возмущение в семье.
Экономический фактор, казалось бы, большой роли в становлении настоящей дружбы не играет. Друзья не ведут общего хозяйства, им не придет в голову выяснять отношения по поводу того, чей заработок больше. И все же дружба предполагает определенные взаимные экономические обязательства, в основном вступающие в силу в "крайних" ситуациях - друг всегда должен оказать другу в пределах своих возможностей финансовую помощь, помощь в работе, с которой в одиночку не справиться, подруга охотно одолжит подруге наряд, украшения- если друзья живут в разных городах, то при встречах они обеспечивают друг друга жильем. Накормить друга или подругу ужином - принцип, который соблюдается более строго, чем ежедневное приготовление пищи для членов семьи...
Итак, все факторы брачного клиринга присутствуют в дружбе, за исключением эротического. Но некоторые психологи считают, что в дружбе присутствует и определенный "эротический" компонент.
Девичья дружба, особенно в подростковом периоде, более "эротична", чем мужская, - объятия, нежные поцелуи и ласки не являются редкостью и не осуждаются. Подобное же поведение друзей-мужчин, несомненно, вызвало бы подозрение в сексуальной извращенности.
Иногда чрезмерная эмоциональная привязанность друзей, сопровождающаяся такими, скорее "семейными", формами отношений, как ревность, частые ссоры и примирения, периоды особой привязанности и некоторое охлаждение, может свидетельствовать о подавляющих гомосексуальных тенденциях.
В дружбе мужчины и женщины нет ничего удивительного. Подобная дружба может основываться на общих интересах, деловом партнерстве. Но почти всегда в ней остается место для эмоциональной зависимости, взаимного влечения. Часто то, что мы называем дружбой, правильнее было бы определить как платоническую любовь, по крайней мере, со стороны одного из "разнополых друзей", чаще со стороны мужчины.
Иногда в дружбе как бы "протезируются" те формы семейных отношений, которые нарушены у человека. В друзьях мы можем искать "родителей", то есть людей, которые будут опекать нас, контролировать и оценивать наши действия, принимать на себя ответственность за наши решения. Если вы часто обращаетесь к другу за советом, ищете его одобрения, склонны подчиняться его мнению, если вы упрекаете друга в том, что последовали его совету, но из этого ничего не получилось, то ваша дружба - это не партнерство на уровне взрослый - взрослый. Это традиционные отношения родитель - ребенок.
В друзьях мы можем искать и "возлюбленных". Это особенно характерно для людей, "недополучающих" в семье эмоциональное тепло, ощущение собственной ценности и значимости. Далеко не каждый супруг или супруга в подобных случаях прерывает брачные отношения либо заводит сексуальную связь на стороне.
Как и семейная жизнь, дружба может быть "прагматической" и "эмоциональной". В первом случае главное обмен услугами - "ты - мне, я - тебе", во втором - обмен эмоциями. При всем различии этих форм дружбы - они подчиняются одному и тому же "принципу равновесия". Количество житейских услуг, которые оказывает гражданин Белов гражданину Чернову, не должно значительно превышать количество услуг, которые Чернов оказывает Белову. Иначе "прагматический союз" может быть расторгнут, поскольку у Белова возникает ощущение, что его просто-напросто "используют".
Некоторая подозрительность людей, занимающих достаточно высокое положение, при выборе друзей понятна. Высокое должностное лицо не без основания опасается, что объект привязанности - не его личность, а его должность. Поэтому социальный статус друга будет иметь для ответственного товарища Белова очень существенное значение. Он отвергнет рядового специалиста Серова и предпочтет ведущего специалиста Чернова. При этом Белов забывает, что именно ведущий специалист немедленно прекратит отношения, если статус самого Белова изменится. Похоже, ответственные лица привыкли к тому, что друзья уходят вместе с престижной работой... То же может произойти в семье Белова, если его жена значительно моложе его и при заключении брака имела исключительно прагматические установки.
Но даже и при "непрагматической" дружбе почти бессознательно ведется учет оказанных друг другу знаков внимания, приглашений в гости, улыбок, одобряющих слов... И если имеется явный крен в одну сторону, дружбе угрожает серьезная опасность. Как здесь не вспомнить аналогичную семейную ситуацию.
Реакция группирования
Иногда дружеские связи завязываются в раннем детском возрасте. Но обычно наиболее близких друзей мы приобретаем в подростковом и юношеском возрасте. Именно в этот трудный период жизни нам приходится решать такие задачи, как переход от зависимости к самостоятельности, от фантазий - к реальности, от интереса к престижным профессиям - к реальной оценке своих возможностей, от эмоциональной непосредственности и несдержанности - к контролю и уравновешенности, от неуживчивости - к терпимости...
Не случайно подростковый период в обиходе получил название "переходный возраст". Выдающийся психолог Л. С. Выготский видел в этом термине наиболее существенную черту подросткового возраста, где "нет ничего устойчивого, все - течет". Он обратил внимание и на то, что многие события, происшедшие в подростковом возрасте, в дальнейшим забываются так же, как и события раннего детского возраста. В этом запамятовании Л. С. Выготский видел признак особой важности подросткового возраста для последующего развития.
Серьезные исследования в области психологии подросткового возраста в нашей стране проводил А. Е. Личко и его сотрудники. В своих книгах "Психопатии и акцентуации характера у подростков", "Подростковая психиатрия" А. Е. Личко описывает типические "реакции" подростков. Сам по себе термин "реакция" пришел к нам из американской поведенческой психологии - бихейвиоризма. Наиболее радикальный бихейвиорист
Д. Уотсон пытался описать поведение человека по простой схеме "стимул-реакция".
Современные психологи, в частности А. Е. Личко, далеки от того, чтобы считать типические психологические реакции подросткового периода чем-то простым и скоротечным, как, например, реакция на включившийся свет или прозвучавший звонок. Речь идет о долговременных стереотипах поведения, подчиненных общей программе психологического и социального созревания.
Первая реакция - реакция эмансипации от семьи. Подросток начинает сопротивляться влиянию своих родителей, принимает подчеркнуто самостоятельные решения. Дело доходит до открытого негативизма, конфликтов, стремления противопоставить ценностям родителей, а подчас и общества в целом, собственные "альтернативные" ценности. Недовольство родителей подростками, страх перед временем, когда эти "невозможные, безнравственные юнцы" начнут распоряжаться общественной жизнью, пронизывают писания морализаторов от глубокой древности до наших дней. Но "невыносимые развратные юнцы" к тому времени, как бразды правления переходили в их руки, становились благонамеренными и благочестивыми взрослыми и начинали проявлять естественное беспокойство о времени, когда на смену им придет следующее поколение...
Вторая реакция - хобби. Все подростки чем-либо увлекаются, пишут стихи, рисуют, слушают музыку, собирают марки, значки, модели автомобилей, гоняют по ночным улицам на мотоциклах...
Но, может быть, наиболее существенная психологическая реакция подростка - это реакция группирования со сверстниками. На протяжении всей истории человечества подростковые группы бродили по улицам городов, враждовали друг с другом, приводили в трепет взрослых. Некоторые, впрочем, спокойно ждали, когда молодежь "перебесится". Особенный либерализм по отношению к беспокойным подростковым группам царил, как ни странно, в средние века. Странствующие ватаги школяров-вагантов, карнавалы, где "первую скрипку" играла молодежь, "ослиные обедни" - пародийные церковные службы, устраиваемые молодежью, составляли неотъемлемую часть средневекового быта, которая, однако, оставалась "в тени". Реакция группирования имеет и свои филогенетические (эволюционные) корни. Так, олени-подростки отделяются от основного стада и образуют свое стадо молодняка. Молодые самцы-олени не прочь раззадорить взрослого самца, хотя никаких реальных шансов на победу у них пока нет... Так же ведут себя и обезьяны, ведущие стадный образ жизни.
Для подростковой группы типична "однополость", а также презрительно-негативное отношение к противопоположному полу. Девочка, проявляющие дружеские чувства к мальчику, становится объектом насмешек, а иногда и довольно жестокого преследования со стороны подруг, которые склонны обвинить "изменницу" во всех смертных грехах. Еще хуже приходится юноше... Иногда кажется, что подростки спонтанно организовали "молодежный антиполовой союз" из антиутопии Дж. Оруэлла.
Парадоксально, что именно в этот период интерес к противоположному полу и сексуальным проблемам достигает апогея. Все, что отдаленно может напоминать о половых отношениях, вызывает почти болезненный интерес и не вполне понятную взрослым эмоциональную реакцию. И. Кон, известный ученый, психолог и сексолог в своей книге "Психология ранней юности", посвященной психологии старшеклассников, пишет о том, что простое упоминание о пестиках и тычинках на уроках ботаники может вызвать общий смех и оживление... Выражение "покажи палец - засмеется" также имеет непосредственное отношение к чрезмерно смелым ассоциациям "сексуально озабоченного" подростка. Тем, кто склонен в таком поведении видеть испорченность и развращенность "нынешнего поколения", следовало бы предложить вспомнить самих себя в подростковом возрасте. Однополая подростковая группа, с одной стороны, подготавливает подростка к началу половой жизни, с другой - сдерживает преждевременные проявления сексуальности.
В более широком смысле подростковая группа дополняет перечень усвоенных подростком взаимоотношений. В семье, в которой он вырос, ему стали известны такие отношения, как доминирование и подчинение, поощрение и наказание, опека и отвержение. В подростковой группе ему предстоить узнать, что такое сотрудничество и соперничество, лидерство и зависимость, групповые интересы и их защита в конфликте с другой группой.
В дальнейшем связи, сплачивающие группу, ослабевают, вопреки принятым "нормам" девушки и юноши начинают проявлять естественный интерес друг к другу, "ватага" распадается, приходит время первой любви, которая почти наверняка не приведет к появлению новой семьи. Но всплеск чувств и горечь разочарования - все это необходимые уроки, которые в большинстве случаев позволят юношам и девушкам получить символический аттестат эмоциональной зрелости.
Отношения внутри подростковой группы достаточно дифференцированы. В отношении различных членов группы мы употребляем такие слова, как знакомый, приятель, товарищ, друг, близкий друг. Однако в юношеском возрасте мы не всегда понимаем, что не всех друзей и знакомых нашей молодости мы сохраним впоследствии. Вступление в брак неизбежно должно привести к ограничению круга знакомств. Это порождает целый ряд проблем.
Третий лишний
Мы видим, что подростковый и юношеский возраст перенасыщен межличностными контактами. После заключения брака ситуация усугубляется. Мало того, что в геометрической прогрессии растет количество родственников, которым нужно наносить официальные визиты и принимать их у себя, количество друзей также увеличивается. Хорошо еще, если молодые супруги познакомились в одной и той же компании и их знакомые - знакомые общие. Но, как правило, в первые же месяцы супружества возникает деление знакомых на "твоих друзей" и "моих друзей". Количество визитов друзей и родственников из различных подгрупп становится предметом строгого учета и разбирательства в семье.
Жена упрекает мужа в том, что именно его знакомые отнимают столь драгоценное для молодой семьи время,
муж упрекает жену в том же. Подобные же темы разговоров, а иногда в еще более эмоциональном варианте
имеют отношение и к родственникам. Естественный выход из положения - устраивать вечера исключительно по приглашению и согласовывать каждый такой визит внутри семьи- но, как часто бывает, мы не подчиняемся доводам рассудка и данная проблема решается самотеком. Как же это происходит?
Вообразим себе следующую ситуацию. В дом приходит гость. Этот гость может принадлежать к той группе назойливых или навязчивых людей, которых описывал еще греческий философ Феофраст. Он просиживает в гостях часами. Иногда даже не разговаривает с хозяевами дома, а молчит и читает книгу. Хорошо еще, если он уходит до 12 ч. ночи. Так бывает далеко не всегда. Количество чашек чая, выпитых этим человеком, учету I не поддается. Наконец, муж, осознав безнадежность положения, предлагает гостю взять книгу, которую онj читает, домой. "Не нужно, - отвечает гость, - дома у меня есть такая книга". В молчании продолжается визит. Ситуация делается почти невыносимой. Каким же образом молодые супруги выходят из положения? (Кстати, к такому способу они могут прибегать и в отношении не слишком назойливого гостя).
Представим себе, что в присутствии гостя затевается какой-либо семейный конфликт. Муж упрекает жену в низком качестве уборки квартиры либо жена упрекает мужа в том, что он совсем не помогает ей по дому. Предлог, под которым разворачивается конфликт, не имеет значения. Важно другое - конфликт разворачивается быстро, эмоциональное напряжение нарастает и в конечном итоге мы присутствуем при типичном семейном скандале. Если применять терминологию германо-американского психолога К. Левина, вокруг супругов создается очень мощное психологическое отрицательное поле, в котором действует преимущественно сила отталкивания. Эта сила отталкивания действует и на супругов, но она действует и на гостя: причем на гостя она действует с удвоенной силой.
Комфортная ситуация, в которой находился докучливый приятель, читающий книгу у вас в доме, резко меняется. Гость понимает, что он должен либо вмешаться в скандал и попытаться как-то его урегулировать, что сложнее, либо покинуть квартиру, что он и делает. На самом же деле супруги ссорятся между собой, но причина этой ссоры находится как раз в госте, который не вовремя пришел к ним в дом. Бессознательно супруги создают в доме такую ситуацию, в которой гостю не будет слишком уютно. А если гость, несколько раз подряд придя в дом, окажется в подобной ситуации, он подумает, прежде чем приходить в такой дом еще раз.
Этот конфликт не представлял бы никакой опасности для молодых супругов, если бы они осознавали, что просто разыгрывают сцену "Третий лишний" перед гостем. Но, к сожалению, причины конфликта, как правило, не осознаются. Кроме того, устранение гостя часто бывает в интересах только одного из супругов, который и начинает конфликт. Здесь сказывается уже упомянутое выше разделение на "твоих" и "моих" друзей. При этом муж разыгрывает конфликт "Третий лишний" в присутствии подруг жены, жена, напротив, склонна разыграть подобный конфликт в присутствии близких знакомых ее мужа.
Ближайшие последствия такого рода конфликтов понятны. С одной стороны, дом молодых супругов, к их большому удовольствию, будет реже посещаться, с другой - общественная репутация молодой семьи будет не самой лучшей, семья приобретает славу "скандальной". Впрочем, общественное мнение молодых супругов пока не очень волнует. А напрасно. Впоследствии оно рикошетом может вернуться к супругам и привести к серьезному кризису в их отношениях. Через несколько месяцев или несколько лет супруг узнает, что его жена пользуется среди его знакомых устойчивой репутацией конфликтной и вздорной женщины. Узнав об этом, выслушав все, что он может выслушать по этому поводу, муж получает негативный эмоциональный заряд по отношению к жене, который со временем прорвется наружу. Но это уже совсем другая история.
Оборотная сторона медали
Действительно, не только жена или муж стремится ограничить контакты своего супруга с его прежним окружением. Прежнее окружение (в свою очередь) борется за сохранение целостной структуры группы. Именно с этим и связана ревность друзей, подруг по отношению к избранному члену их группы. Наиболее простой и демонстративный пример такой ревности - знаменитая истерия о Стеньке Разине и персидской княжне.
Стенька Разин, утопивший княжну в Волге, сделал это по наущению друзей. Они упрекали его в том, что он променял их на бабу и сам стал похож на нее. Этого оскорбления грозный атаман снести не мог. Но ответил он на оскорбление не тем людям, которые его нанесли, что было бы естественно. Он разрядил эмоциональное напряжение на молодой жене. Вновь произошло то, чтен в психиатрии называется реакцией мимо. Мы уже знаем, почему друзья-казаки так отрицательно были настроены по отношению к новой жене своего атамана. Они понимали, что с каждым днем молодая жена будет занимать все большее место в жизни их предводителя, и для них в сердце атамана останется несколько меньше места, чем было раньше. Ропот, который слышал грозный атаман, был обусловлен чувством ревности друзей к жене своего более могущественного друга, стремлением как-то удержать его возле себя.
Приблизительно то же, но с менее трагическими последствиями происходит в обыденной жизни. Друзья понимают, что когда их знакомый вступает в брак, он волей-неволей будет уделять им меньше времени и внимания. Чувство ревности недавней подружки или приятеля к супруге или супругу является вполне естественным. Корни этой ревности лежат в однополых компаниях подросткового периода.
Молодые супруги попадают под обстрел критических замечаний друзей по прежним компаниям. Направленность этих замечаний понятна. Избранник или избранница не соответствует идеалу: "Ты могла рассчитывать на что-нибудь другое", "Я не думал, что ты возьмешь себе такую некрасивую жену", "По крайней мере, пусть она некрасива, так пусть хоть будет добра, а она у тебя, как видно, с характером". Подобного рода замечания не улучшают настроение молодых супругов. Наиболее жесткие рамки по отношению к общению с друзьями ставят женщины, которые вообще стремятся занять место лидера в семье.
Посмотри, что я делаю с ним
Представим себе следующую ситуацию: к молодой супружеской паре приходит гость. Жена хлопочет по хозяйству, накрывает на стол, и в этот момент муж делает ей обидное и несправедливое замечание, которое вызывает у нее чувство досады и раздражения. Замечание может быть настолько обидным, что женщина сразу уйдет на кухню в слезах. Если же она попытается "наладить отношения" и спросит у мужа:"Дорогой мой, почему ты так со мной разговариваешь?" - то в ответ тут же получит фразу: "А как еще разговаривать с тобой?". Очевидно, не для того затеял супруг конфликт, чтобы жена быстро его погасила. Напряжение не спадет, а, пожалуй, станет еще более выраженным.
Истинная причина конфликта подчас бывает скрыта от того, кто его начинает, кто делает в этой психологической игре первый ход. Но пассивный участник конфликта, вовлеченный в него, понимает, что зачинщик конфликта хочет унизить его достоинство и показать свое превосходство над ним чужому человеку. Поэтому очень часто в упреках пассивного участника конфликта и звучит: "Почему ты показываешь себя перед ним?". Могут быть использованы различные жаргонные выражения, но смысл всегда один: почему ты показываешь своему другу, что ты всевластный господин? Почему ты унижаешь меня в присутствии моей подруги? Чаще всего конфликты "Посмотри, что я делаю с ним" или "Посмотри, что я делаю с ней" являются следствием комплекса ущербности. Тот, кто демонстрирует свою власть, на самом деле в ней не уверен.
Приведем простой пример. Два государства, в одном из которых граждане живут достаточно свободно, спокойно переезжают из города в город, общаются с кем хотят, читают любые книги, и правительство страны совершенно не проявляет по этому поводу озабоченности. Второй вариант - военное положение, проверки документов на каждом углу, обыски и аресты. В каком случае речь идет о более стабильном государстве? Разумеется, в первом. Применяют силу в основном тогда, когда нет внутренней уверенности в том, что положение стабильно. Точно так же муж или жена, которые применяют чрезмерное психологическое либо иногда и физическое давление по отношению к другому супругу, на самом деле испытывают постоянный комплекс неполноценности в супружестве, постоянный страх перед тем, что их достоинство в супружеской паре будет ущемлено. Иногда такое ущемление бывает вполне реальным.
Представим себе ситуацию: муж приходит с работы домой поздно, уставший. Он обнаруживает у себя дома подругу жены, которая сидит вместе с ней на диване и внимательно изучает журнал мод или какую-нибудь другую книгу, представляющую для них интерес. Увидев мужа, жена говорит: "Ох, дорогой, как хорошо, что ты пришел! Приготовь, пожалуйста, кофе для меня и Наташи". Нетрудно представить себе реакцию мужа, даже если он и пойдет готовить кофе. Здесь молодая жена тоже демонстрирует подруге: "Вот что я делаю с ним".
Поэтому с первых дней супружества необходимо расставить все по местам, понять, что супружеские узы более важны и существенны, чем те, которые связывали молодых людей с их друзьями. Но подлежат ли дружеские связи упразднению? Никоим образом! Они скорее подлежат регламентации, нельзя отменять все визиты знакомых, но нужно, даже жизненно необходимо, отменить все визиты без приглашения. Визит гостя должен быть запланирован заранее и введен в определенные временные рамки - это станет особенно важно, когда в семье появится ребенок.
Коллекционер
Почему же необходимо сохранить дружеские связи? Молодая жена, несомненно, хочет быть для супруга всем, она хочет сопровождать его и днем, и ночью, во всех его радостях и горестях. И разделять все его интересы. При этом она даже не задумывается о том, что именно интересует ее мужа. Она может не знать, что муж уже несколько лет собирает марки. К тому же его интересуют марки, скажем, немецких княжеств второй половины XIX в. У него может быть лучшая в городе коллекция этих марок, но жена не знает об этом. Потому что когда они вдвоем гуляли по бульвару, когда они сидели на скамейке, когда они отдавали визиты родственникам, когда они стояли в загсе, они не задавали друг другу вопросов о коллекционировании.
Но у мужа есть друг, и этот друг тоже собирает марки немецких княжеств второй половины XIX в. И хотя в их коллекциях почти одинаковые марки, они очень любят рассматривать их: у этой чуть другой водяной знак, а у этой нет зубцов. Понятно, что жена не знает и не может знать, так ли существенно это различие. Для нее две марки могут быть ничего не говорящими кусочками бумаги. И именно поэтому жена с неодобрением смотрит на гостя, который два раза в неделю по три часа отнимает у нее мужа. Вот он, враг семьи - сидит рядом с мужем на диване и рассматривает с ним марки. Они берут пинцеты, они вынимают эти омерзительные квадратики бумаги и смотрят на них. Нет, это занятие не заслуживает никакого одобрения! Гость должен быть отлучен от дома.
Несколько конфликтов типа "Третий - лишний", и друг перестал приходить в гости к мужу. Но проходит неделя, другая, и жена видит, как муж вынимает из шкафа кляссер и садится с ней рядом, открывает перед ней кляссер, более того, он достает еще одну книгу на французском языке - это каталог. Он показывает своей жене марки, водяные знаки и рассказывает, сколько французских франков по каталогу "Ивер" такого-то года издания стоит его сокровище. Но желанные франки далеко. Не может ведь муж продать свои марки на каком-либо аукционе и купить ей новое платье. Итак, жена начинает скучать. В какой-то момент муж, оторвав глаза от кляссера и посмотрев на любимое лицо, видит, что выражение этого лица изменилось: застывшие черты, отсутствующий взгляд. Муж понимает, что его не слушают, более того, - не слушают давно. Следует скандал на тему: "У нас с тобой нет общих интересов".
Прав муж или нет? Разумеется, он не должен требовать от жены, чтобы она разделяла его увлечение марками. Но муж вправе требовать, чтобы она не препятствовала ему контактировать с теми людьми, которые разделяют его интересы, какими бы необычными и непонятными для жены эти интересы ни были. Муж может увлекаться радиоэлектроникой, конным спортом или рыбалкой. Лишить его предмета увлечений было бы неразумно со стороны жены. Друзья практически выполняют функцию "протезирования" культурно-эстетического фактора брачной совместимости. Если контакты ограничены, то этот фактор может стать одним из ведущих в конфликтных ситуациях. Тема "Мы не понимаем друг друга", "У нас нет общих интересов" становится основной во время выяснения отношений. Выводы напрашиваются сами собой.
Одиночество семьи и одиночество в семье
Как бы то ни было, но значительная часть семей доходит в своем стремлении ограничить дружеские контакты до полной изоляции. Никто не приходит в гости в эту семью, в ней не устраиваются дни рождения, и, естественно, члены этой семьи почти не бывают в гостях. Все внеслужебные контакты супругов - это их контакты друг с другом и с их детьми. Но как показывает практика, дети редко появляются в таких, полностью изолированных семьях. Там, где не хотят видеть друзей, не хотят иметь и детей. Речь идет о недифференцированном неприятии межличностных контактов. В такой семье медленно происходит определенное развитие отношений, изменение семейной ситуации.
Гости бывают беспокойными и надоедливыми. В основном хозяек беспокоит то, что они постоянно должны находиться в ситуации "готовности". В доме всегда должно быть убрано, в холодильнике всегда должно быть что-нибудь, что можно поставить на стол. Посуда должна быть помыта, чтобы по крайней мере несколько тарелок и чашек могли появиться на столе немедленно. Наконец, и сама хозяйка и хозяин должны иметь надлежащий внешний вид. Все это очень хлопотно, но это совершенно необходимо для нормальной ситуации в жизни, в семье.
Но, допустим, что в семье годами никого не ждут. Семья поневоле начинает опускаться. Жена не просто не хочет поддерживать порядок "для гостей", она не хочет вообще заниматься какой-либо домашней работой. В доме не убрано, посуда не мыта, жена за своей внешностью не следит. Часами лежит она на диване, читает книгу либо глядит на телеэкран. Чистая рубашка, носки - все это становится проблемой для мужчины. Понемногу он начинает брать на себя все хозяйственные функции. В таких семьях обычно муж и приносит продукты в дом, и гот-вит себе и жене нехитрый завтрак и обед, и он же занят стиркой собственных рубах и отглажкой собственных брюк. Все это удается мужу не очень хорошо, поэтому на работе он начинает появляться в неряшливом виде, но к этому привыкают. Все, кроме самого мужа.
Постепенно, исподволь у него нарастает враждебное чувство к жене. Годами будет накапливаться негативизм и эмоциональное напряжение. Результат понятен. Лет через десять семья превратится в союз враждебно настроенных по отношению друг к другу, совершенно одиноких людей. Одиночество в семье и одиночество семьи - таков печальный итог ограничения дружеских контактов. Помнить о таком развитии событий обязаны молодые супруги, вступающие в семейную жизнь.
Друзья мужа и подруги жены..
~Lilit~
Вернуться в «Кабинет Психолога»
Перейти
- МАСТЕРСТВО ОТ МАГИСТРА ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣA
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 3
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 4
- ↳ Разные ветви и направления Мастерства
- ↳ Теоретические основы
- ↳ Магия Крови
- ↳ Ключи Для Постижения Мастерства
- ↳ ЛЕЧЕБНЫЕ ПИСЬМА
- ↳ Поучительные Рассказы и Уроки
- ↳ Практическая магия от Магистра ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣA
- Отечественная Школа Мастерства
- ↳ О СИБИРСКОМ МАСТЕРСТВЕ И ОБУЧЕНИИ
- ↳ Сибирская Школа Мастерства
- ↳ МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
- ↳ Сибирское Мастерство 2
- ↳ Сибирское Мастерство 3
- ↳ Сибирское Мастерство 4
- ↳ Школа Знатких. Ступень 1
- ↳ Подготовительный раздел к школе "Магические Атаки и Защита"
- ↳ То что вы ищите
- ↳ Методы и Подходы ОХЗДС
- ↳ МАГИЯ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАНИЯ
- ↳ ЧТО ЗНАТЬ НУЖНО. ПОВЕРЬЯ. ПРИМЕТЫ. ОТЧИТКИ. НАЧИТКИ.
- ↳ Мастера и Законы Магии
- ↳ РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ
- ↳ Старообрядство
- ↳ Знахарство и Знахарское Искусство
- ↳ СОВЕТЫ ЗНАХАРЯ
- ↳ Магия от Степановой
- ↳ МАСТЕРАМ НА ЗАМЕТКУ
- ↳ Славянское Язычество
- ↳ Работа Мастера с Громовой Стрелой
- ↳ СВЯТЫЕ ЛИКИ РОССИИ
- ↳ Знахарям.Целителям.Мастерам.
- ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ЗАМЕТКУ МАСТЕРАМ
- ↳ РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ, МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
- ↳ Магия Священного Писания
- ↳ Молитвы
- ↳ Россия в Свете Православия
- ↳ РЫБНАЯ МАГИЯ
- ↳ "ТАРАКАНЬЯ МАГИЯ"
- ↳ Жизненные истории о мастерах, знахарях
- ↳ МАГИЯ КРЕЩЕНИЯ ( БОГОЯВЛЕНИЯ )
- ↳ МАГИЯ НАРОДОВ РОССИИ
- ↳ Жизненные Истории в Мастерстве Магии
- ↳ СНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- ↳ КОЛДОВСКИЕ РЕЦЕПТЫ
- ↳ Старообрядчество. Мастерство. Подходы.
- ↳ Мракобесие
- ↳ НОВЫЙ ГОД. РОЖДЕСТВО. ОБРЯДЫ. ЗАГОВОРЫ.
- ↳ Пиковая Дама или Кровавая Мэри
- ↳ Обряды и Подходы на Ивана Купалу 2016
- ↳ Методы Одобренные Магистратом ОХЗДС
- ↳ Карма, Род, Энергия
- ↳ ДРЕВНИЕ МАСТЕРСКИЕ МЕТОДЫ И СЕКРЕТЫ
- ↳ РЕАЛЬНЫЕ ПИСЬМА - РЕАЛЬНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ
- ↳ Спецкурс Зеркальной Магии. Ступень 1
- ↳ Орден Хранителей Знаний Древних
- ↳ Уголок Розы
- ↳ Розенкрейцеры и их тайны
- ↳ Семинар Шаманской Магии
- ↳ Славянская. Языческая Школа (Начало)
- ↳ Луггарская Магия. Ступень 1
- ↳ Уроки для пробуждения осознанности
- ↳ Методики даваемые на короткое время
- ↳ Методики даваемые на короткое время 2
- ↳ Методики даваемые на короткое время 3
- ↳ Методики даваемые на короткое время 4
- ↳ Методики даваемые на короткое время 5. Новогодний подход
- ↳ Методики даваемые на короткое время 6. Рождественское Мастерство
- ↳ Методики даваемые на короткое время 7. Крещение
- ↳ Методики даваемые на короткое время 8
- ↳ Один Мудрый Старик
- ↳ Новогодняя Магия 2018
- ↳ Пасхальная Магия 2018
- ↳ Вербная Магия 2019
- ↳ Купальские обряды 2022
- Черная Магия
- ↳ Порчи
- ↳ Практическая Черная Магия
- ↳ Черная Магия
- ↳ Путь Левой Руки
- ↳ Боевая Магия и Энергетика
- Белая Магия
- ↳ Обережная-охранная Магия
- ↳ Светлые Ритуалы
- ↳ Экзорсизмы и Борьба с Подселенцами
- ↳ Ангельская Магия
- ↳ Отчитки
- ↳ Кошачья Магия
- Любовная Магия
- ↳ Привороты
- ↳ МУЖСКАЯ МАГИЯ
- ↳ ЖЕНСКАЯ МАГИЯ
- ↳ Для Милых Дам
- ↳ Фагот и его магия
- Денежная Магия
- ↳ Бизнес Магия
- ↳ "Ритуал привлечения денег"
- ↳ Урок на тему «Планетарные часы»
- Святая Магия
- ↳ Святая Магия
- Мусульманская Магия
- ↳ Мусульманская, Арабская Магия
- ↳ Дуа, Молитвы
- ↳ Арабские Заклинания
- ↳ Мусульманские Талисманы
- ↳ Лечение и исцеление в мусульманской магии
- ↳ Обучение Мусульманской Магии
- ↳ Суфизм
- ↳ Мусульманские Духовные Практитки
- ↳ Редкие Арабские Амулеты и Талисманы
- ↳ Редкие Дуа
- ↳ Ритуально-обрядная Мусульманская Магия
- ↳ Интересные Статьи
- ↳ ЧЕРНАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ
- ↳ Мусульманская Видеотека
- ↳ Поучительные истории и притчи
- ↳ Интересное о исламе и мусульманстве
- ↳ ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКА ( САС )
- ↳ КОРАН, СУРЫ, АЯТЫ.СИЛА и ПРИМЕНЕНИЕ
- ↳ Подходы на все случаи жизни
- ↳ Мусульманская любовная магия
- ↳ Арабская и Мусульманская кухня
- ↳ Покровы
- ↳ Фикх и Указания Факихов
- ↳ ШАМСУЛЬ МААРИФ
- ↳ Культура и традиции Средней Азии
- ↳ Шайтан. Иблис. Азазил
- ↳ Суфии
- ↳ Пророческая Медицина и Мусульманская Медицина
- ↳ Арабские буквенные талисманы
- ↳ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ И ПОДХОДЫ
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 1 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 2 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 3 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 4 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 5 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 6 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 7 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 8 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 9 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 10 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 11 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 12 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 13 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 14 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 15 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 16 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 17 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 18 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 19 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 20 ступень
- Церемониальная Магия
- ↳ Обучение ТАРО - магия, оракульство, жизнь
- ↳ Книга Тота
- ↳ И.М.А.Т.
- ↳ Дополнительный Материал
- ↳ Дополнительный Материал 2
- ↳ Таро
- ↳ Медитации на Таро
- ↳ Эти разные колоды Таро
- ↳ Магия Соломона. Легенды о Соломоне
- ↳ Египетская Магия
- ↳ Герметизм
- ↳ Каббала
- ↳ Алхимия
- ↳ Демонология
- ↳ ГРИМУАРЫ
- ↳ Некромантия
- ↳ Трансильванская Магия
- ↳ Цыганская Магия
- ↳ Мистерии
- ↳ Ритуалы и Обряды
- ↳ Арканалогия. Магия Таро. Таро как ключи к Мирозданию
- ↳ МАГИЯ БОГОВ И БОГИНЬ
- ↳ Теневая Магия
- ↳ Стихийная Магия
- ↳ Интересное о Знаменитых Магах
- ↳ ЗНАМЕНИТЫЕ МАГИ,ПОСВЯЩЕННЫЕ,ЭЗОТЕРИКИ.
- ↳ САЛЕМСКАЯ МАГИЯ И САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ
- ↳ ВИККАНСТВО, НЕОВЕДЬМОВСТВО , НЕОЯЗЫЧЕСТВО
- ↳ МАГИЯ ЗЕРКАЛ И ЗАЗЕРКАЛЬЯ
- ↳ МИСТИЧЕСКИЕ ОРДЕНА
- ↳ ПУБЛИКАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ Р+К
- ↳ Инвентарь Мага
- ↳ Друидизм
- ↳ Магия Киприана
- ↳ СПИРИТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ
- ↳ Раздел Духов: Спиритуализм
- ↳ Младшие Арканы Таро - Масть Динариев
- ↳ Туз Динариев. Магия и Возможности.
- ↳ Ключи Храма
- ↳ В память о мастерах
- ↳ История магии и эзотерики
- ↳ Чернокнижное Таро
- Магия Востока
- ↳ Шива
- ↳ Работа в канале ШИВЫ
- ↳ Тантра
- ↳ ТАНТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
- ↳ Гуань Инь и ее Магия ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ КИТАЙСКАЯ МАГИЯ
- ↳ РЕИНКАРНАЦИЯ И МЕТАПСИХОЗ. ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ.
- ↳ КАРМА И КАРМИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
- ↳ АСТРАВИДЬЯ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Аюрведа и Тибетская Медицина
- ↳ Мудры
- ↳ Работа с Тонкими Огнями
- ↳ Работа в канале Шивы
- ↳ МАГИЯ ГАНЕШИ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Магия Тары
- ↳ Джинны и их магия
- Развитие Магических Сил и Способностей
- ↳ Магические Упражнения, Ритуалы, Комплексы и Техники
- ↳ Энергетика. Развитие и Прокачка. Практика
- ↳ Экстрасенсы и их методы. Экстрасенсорика
- ↳ СВЕРХВОСПРИЯТИЕ
- ↳ Истории из Астрала
- ↳ Астрал и работа на внутренних планах
- ↳ Паразиты Сознания
- ↳ МАГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ И МАНТРЫ
- ↳ Формульная Магия
- ↳ Ментальная Магия
- ↳ Эгрегоры
- ↳ ТАЙНА ИМЕНИ И ЕГО СИЛА
- ↳ МАГИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. НОВИЧКАМ В МАГИИ
- ↳ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- ↳ Интересные письма и мудрость
- ↳ Эзотерические знания и ступени Храма Мудрости
- ↳ Искусство духовного исцеления
- ↳ Древо Жизни и Десять Ступеней Храма Соломона
- ↳ Оккультное и эзотерическое развитие мага
- Ветви Шаманизма
- ↳ Шаманизм
- ↳ Вуду
- ↳ Тольтеки
- ↳ Магические аспекты работы со снами и сновидениями
- ↳ СОЮЗНИКИ И ПОМОЩНИКИ МАСТЕРОВ МАГИИ
- ↳ Афрокарибская Магия
- Магия Символов
- ↳ Школа "Магия Рун" 1
- ↳ Руны
- ↳ Инициации в древнеславянские руны
- ↳ Древние Легенды и Мифы
- ↳ Гальдр ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Сейд
- ↳ Вирд
- ↳ Руны Алхаинты
- ↳ НЕБЕСНЫЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
- ↳ Амулетостроение и талисманология
- ↳ Магические Квадраты. От Абрамелина до Ану Бела
- ↳ МАГИЧЕСКИЕ ПЕЧАТИ АЛОМ ЯХА
- Система естественного исцеления Рейки
- ↳ Рейки
- ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
- ↳ Каруна Рейки
- ↳ Тибетское Рейки
- ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПО РЕЙКИ
- ↳ Кундалини Рейки
- ↳ Кундалини Рейки 2
- ↳ Барака Рейки
- ↳ РЕЙКИ - ЭНЕРГИЯ СВЕТА И ГАРМОНИИ
- ↳ Традиционное Направление Рейки
- ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
- ↳ Рейки Иггдрасиль
- ↳ Видео и Аудиотека Рейки
- ↳ Архив
- ↳ Работа Символами Каруна Рейки
- ↳ Сейчим Рейки
- Целительство
- ↳ Целебник
- ↳ Лечение СПИДа и тяжелых заболеваний
- ↳ Магия Исцеления
- ↳ Духовное целительство
- ↳ Здоровье и Целительство
- ↳ Мастерские подходы и Чудесные исцеления
- ↳ Мастерские подходы и чудесные исцеления 2
- Знахарство
- ↳ Заговорная традиция Руси
- ↳ Травник
- ↳ Магия Камней
- ↳ Магия Деревьев
- ↳ ПОГРЕБОК
- ↳ Магия Специй
- ↳ ГРИБЫ В МАСТЕРСТВЕ И ЗНАХАРСТВЕ
- Магия Быта
- ↳ Магия для дома
- ↳ Бытовая Магия
- ↳ МАГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- ↳ Кулинарная Магия
- ↳ Магия для Сельского Хозяйства
- ↳ ЖИВОТНЫЕ В МАГИИ И МАГИЯ ЖИВОТНЫХ
- Магия Предсказаний
- ↳ КАБИНЕТ ТАРОЛОГА
- ↳ Хиромантия
- ↳ Астрология
- ↳ Оракульство
- Магические Дни. Праздники
- ↳ Магический Календарь на каждый день
- ↳ Календарь. Луна. Дни. Магические обряды.
- ↳ Солнечные дни и их магическая сила
- ↳ Календарь
- ↳ ВАЖНОЕ, НАСУЩНОЕ, БЛИЗКОЕ
- ↳ Интересное о праздниках
- ↳ Магия Рождества
- ↳ Новогодние обряды и подходы года
- ↳ Новогодняя Магия 2019
- ↳ Магия Рождества 2019
- ↳ Покров Пресвятой Богородицы 2019
- ↳ ......................
- ↳ Новогодняя Магия
- ↳ Магия Рождества
- ↳ Магия Крещения
- ↳ День Святого Валентина
- ↳ Сретенье
- ↳ Масленица
- ↳ Вербное Воскресенье
- ↳ Страстная неделя. Пасха
- ↳ Благовещение
- ↳ Вознесение
- ↳ Троица
- ↳ День Петра и Павла
- ↳ Купальское Торжество
- ↳ Спасы
- ↳ Покров Пресвятой Богородицы
- ↳ Самхейн Хэллоуин
- ↳ Касьянов Високосный год
- Зароастризм
- ↳ Мистические Учения и Течения Зароастризма
- ↳ Традиция Вахви Даэна Маздаясна
- Школы Магии
- ↳ Защитная и боевая энергетика
- Психология
- ↳ Кабинет Психолога
- ↳ Магия Бессознательного
- ↳ КОДЫ,ПСИХОКОДЫ,ЧИСЛОВЫЕ КОДЫ
- ↳ Безумие Рядом
- Зал
- ↳ Школы и Направления Магии
- ↳ ВСЯКИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ
- ↳ О ЧЕМ МЫ МАЛО ЗНАЕМ
- ↳ ЗАДУМАЙТЕСЬ ВОТ О ЧЕМ...
- ↳ О Магии - Разное
- ↳ Различные Практики
- ↳ РАЗЛИЧНЫЕ РИТУАЛЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ЦЕЛЕЙ
- ↳ Вопросы
- ↳ Интересное и познавательное
- ↳ Это интересно знать
- ↳ Нумерология
- ↳ СИМОРОН ИЛИ МАГИЯ ЧУДЕС
- ↳ РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ
- ↳ Публикации Администрации ПЧМ
- ↳ AETERNAE VERITATES
- ↳ SANCTUM SANCTORUM ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Байки из Склепа
- ↳ НЕПОЗНАННОЕ.ЗАГАДОЧНОЕ.ИНТЕРЕСНОЕ.
- ↳ НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
- ↳ Ложные и еретические писания
- ↳ ФИЛОСОФИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- ↳ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА
- ↳ ЗАЛ ЦЕПИ И КРУГА
- ↳ Зал Советов
- ↳ АРТЕФАКТЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (О ЧЕМ МОЛЧАТ ИСТОРИКИ И АРХЕОЛОГИ)
- ↳ Тайна Тайн
- ↳ Редкие раритеты, издания, книги
- ↳ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
- ↳ Новости Магического Мира
- ↳ Физиогномика
- ↳ БЕСТИАРИЙ, МИФОЛОГИЯ И МАГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
- ↳ Кинотеатр ОТЗВИП
- ↳ Канальная Магия ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ О ТОМ,ЧТО МАЛО ИЗВЕСТНО...
- ↳ ЭТО НАДО ПОМНИТЬ И ЗНАТЬ!
- ↳ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВСЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
- ↳ Что должен знать каждый Адепт Магии
- ↳ Мистические практики и медитации
- ↳ Магические эсенции, масла, бальзамы, эликсиры, снадобья и порошки
- ↳ МАГИЯ ОБИХОДНАЯ ИЛИ ПРЕДМЕТНАЯ
- ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ
- ↳ ГЕКАТА Богиня Колдовства
- ↳ Полезное
- ↳ Атлантида - наследие эонов
- ↳ Тайные знания народов. Этническая магия
- ↳ Мистерии Розы
- ↳ Блаватская, Рерихи, Клизовский
- ↳ Мистические истории в жизни
- ↳ Праздники
- ↳ Магия Хроноса
- ↳ Информация для продвинутого уровня
- ↳ Магия Древних в практике и теории
- ↳ Свободный Раздел
- ↳ Темы по вашим Вопросам и Проблемам
- ↳ Море из капель, магия из великих душ!
- ↳ Следы Древних и их Магия
- ↳ Древние, Лавкрафт, мистика и реальность
- ↳ Интересные мистические и магические документы
- ↳ ЖИЗНЬ. ГУМАННОСТЬ. ПОЛЕЗНЫЕ ЗНАНИЯ.
- ↳ Музеи Магии
- ↳ Ваше мнение и размышления
- ↳ Ведьмовство и колдовство
- Магия Знаков Зодиака
- ↳ Рыбы
- Магический Магазин "Авалон"
- ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА ИПСИСИМУСА
- ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА САМИРА
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА НИКИФОРА
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА БРУХО
- ↳ КАБИНЕТ ПЕТРА МОГИЛЫ
- ↳ КАБИНЕТ МЭТРА ЭМИЛЯ
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА ПЕРУНА
- ↳ Услуги
- ↳ Обучающие Периодические Издания
- ↳ Бесплатные Периодические Издания
- ↳ Заметки ПЧМ
- ↳ Магазин Артефактов
- ↳ Посвящения Практикумы
- ↳ Школы Курсы
- ↳ Посвящения и настройки которые вы можете пройти
- Площадь
- ↳ Практические Вопросы
- ↳ Ответы на Вопросы для Изданий
- ↳ Интервью с Основателями
- ↳ ВОПРОСЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
- ↳ Программа Публикации Тем
- ↳ Обратная связь
- ↳ Юмор
- ↳ Святой Юмор
- ↳ Книги и Тетради Лжемастеров
- ↳ Разбор и анализ методов Лжемастеров
- ↳ Книги и Тетради Истинных Мастеров
- ↳ Платные Школы Магии
- ↳ *Общение
- ↳ Творчество
- ↳ Пользователям
- ↳ Помощь Магов
- ↳ Первая Башня Магов
- ↳ Вторая Башня Магов
- ↳ Форум Практиков ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Барахолка
- ↳ Куплю. Продам. Обменяю
- ↳ Архив
- ↳ Новости
- ↳ ЗАЛ ОБСУЖДЕНИЙ И СПОРОВ
- ↳ Притчи
- ↳ МАГИЧЕСКИЙ ДАМСКИЙ КЛУБ
- ↳ Ваши Отзывы и Пожелания
- ↳ Неделя притч о Ведьмах
- ↳ Неделя мистического случая
- ↳ Неделя интересной истории из своей жизни про иконы
- ↳ Конкурс - Соприкосновение с цыганами и их магией
- ↳ Вещий сон. Сон который у вас сбылся
- ↳ Неделя вашего любимого эзотерика или мастера
- ↳ Ваша любимая книга по магии и эзотерике
- ↳ Неделя истории - О первой успешной магической работе
- ↳ Колдовство в храме
- ↳ Что вас сподвигло изучать эзотерику
- ↳ Первый негативный опыт в магии
- ↳ Темы наших братьев и сестер (неофитов и адептов) ОХЗДС
- ↳ Новогодняя мистическая история
- ↳ Ваши Новогодние истории. Конкурс
- Внутренний Круг ОТЗВИП
- ↳ Функционирование Внутреннего Круга
- Круг Мастерства Псалтири
- -
- ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ