ДИАГНОСТИКА.ВОРОЖБА.

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ALAKRANA
Сообщений: 684
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:27

ДИАГНОСТИКА.ВОРОЖБА.

Сообщение ALAKRANA »

Во всех шаманских культурах шаман — один из главных участников целительства, значительная часть вашей шаманской работы будет связана с врачеванием. В данном разделе после обозрения различных видов целительства вы увидите, что в каждой хвори заключена духовная составляющая. В сибирской, как и в других шаманских традициях, считается, что первопричина болезни кроется в духовной сфере. Повреждение духовной составляющей человека подавляет способность организма к самоизлечению, а проявления болезни указывают на духовное повреждение. Как некоторые виды лекарств лишь подавляют признаки простуды, не уничтожая вызвавшую ее вирусную инфекцию, так и лечение физического недуга без затрагивания его духовных истоков не ведет к полному исцелению больного. Поэтому я буду определять целебные средства согласно духовным потребностям, к которым они и обращены. Необходимо уяснить, что шаманское врачевание должно не заменять собой традиционное лечение, а скорее использоваться для повышения действенности назначаемого врачом курса лечения. В Сибири и Монголии шаманы неизменно работали бок о бок с травниками, костоправами и прочими традиционными знахарями.
Занимаясь врачеванием, помните: если невозможно лечить больного лично, то можно прибегнуть к врачеванию на расстоянии. Единственное требование — наличие предмета, принадлежащего больному, в качестве его поверенного. Если нет предмета, принадлежащего отсутствующему больному, используйте в качестве такого поверенного, например, камень. При камлании вызовите образ этого человека, и вы сможете обследовать его и лечить, словно он находится перед вами. Результаты будут те же самые, как если бы вы проводили лечение непосредственно. Объясняется же это тем, что все места соединяются через гол, и в своей работе вы преодолеваете призрачную физическую разделенность вас и больного.

Диагностика

Перед тем как приступить к лечению, необходимо выявить причину болезни. Это могут быть стороннее вмешательство (вторжение духов), угнетение души, одержимость, пропажа души и скверна. Расспрашивая больного, часто удается установить возможные причины недуга. Приходилось ли больному неожиданно соприкасаться со смертью или с неким духовным созданием (внеземные встречи попадают в этот разряд)? Был ли больной близок с родственником или другом, который скончался? Есть ли у него враги? Убивал ли он без надобности животное или ранил кого-то из людей или животных? Перенес ли он недавно или раньше психологическую травму? Травмирующий психику опыт и физическая травма часто привлекают духов-бур-ханов, которых необходимо затем прогнать.
Для определения диагноза крайне полезна ворожба. Монгольские и сибирские шаманы располагают многообразием приемов ворожбы, пригодных для постановки диагноза- некоторые из них приведены в конце данной главы. Вполне подойдут здесь и карты Таро. Возможно, вам знакомы иные приемы ворожбы, используемые вами для предсказаний, их вы тоже могли бы приспособить для этой цели.
Наиболее распространенный прием диагностики духовного недуга — непосредственное обследование духовного тела. Поэтому я советую научиться вызывать мысленный образ духовного тела и воспринимать рука-Ми энергию цог, окружающую духовное тело человека. С обретением опыта вы сможете распознавать отсутствие у человека души и чужеродное присутствие.
Чужеродности ощущаются в виде вмятин, жжения или покалывания при проведении руками над местами, содержащими их. Может оказаться, что на духовном теле отсутствуют видимые повреждения, и оно просто ослаблено, причиной чего может быть подавленность души или скверна. При диагностике в вашей голове, возможно, начнут тесниться мысли, это духи ломятся к вам со своими советами по поводу болезни. Не стесняйтесь осведомляться у больного о своих ощущениях, сколь бы нелепыми они ни казались. Может случиться, что состояние больного вызвано необычной причиной. Именно поэтому прежнее лечение не помогало вашему больному.
В случае угнетения души или одержимости больного вы можете отчетливо ощутить чужеродное присутствие внутри или вокруг него. Эти создания обычно выдают себя с головой, выказывая враждебность к шаманам, поскольку те принимаются изгонять их. Нередко внедрение множества таких созданий в поле, окружающее тело человека, вызывается либо частым травмированием человека, либо ослаблением сопротивляемости организма, к которому и цепляются духи. Ваши шаманские духи-помощники обезопасят вас от вреда со стороны любого враждебного духа, с которым вам приходится возиться.
Если болезнь крайне тяжелая или вы не в состоянии выявить причину недуга, вполне вероятно, вы захотите совершить путешествие с целью получить совет у духов. Можете быть уверены, что духи-помощники поведают вам все необходимое для восстановления здоровья больного.

Вторжение духов, угнетение души и одержимость

Я объединила эти условия по той причине, что все они выражают различные степени проявления по существу одного и того же случая. Одно или несколько духовных существ либо осаждают больного, нарушая его духовное равновесие, либо вторглись в его духовное тело. Одни духи оказываются более цепкими по сравнению с остальными и с ними нужно действовать решительно- другие можно удалить без особых хлопот. Если некоторые приемы изгнания таких духов и представляются чересчур простыми, не забывайте, что, прибегая к ним, вы действуете не как простой человек- напротив, ваша духовная сила многократно увеличивается при поддержке вашей удхи, ваших духов-помощников, животных сил и всех прочих духов, которых вы вначале призвали.
Душевная подавленность может быть вызвана вмешательством чужеродных духов в отлаженную работу духовного тела. Это проявляется в виде общего упадка сил, усталости или недомогания. Человек чувствует себя неважно, но не болеет сильно, как и не ощущает себя полностью здоровым. Угнетение души может проявляться в виде постоянной головной боли или даже сыпи. Упадок сил вызывается присутствием чужеродного духа, нарушающего энергетический ток между духовным телом больного и землей или небом. Дух мог нарушить свободное перемещение сунесу и сульде внутри тела. Подавленность ами может затруднить дыхание, вызывая признаки астматического удушья.
Виновниками душевной подавленности обычно выступают души сунесу, не попавшие в нижний мир или по какой-то причине вернувшиеся оттуда. Во многих случаях это души сунесу тех усопших, кого больной знал прежде. Душевная подавленность может быть следствием наложенного проклятия (что чаще встречается в Монголии и России). Угнетающими духами обычно бывают чотгоры, неприкаянные души сунесу, вредящие по причине ревности. Животный дух — обычно дух зверя, убитого из-за жестокости человека, — может иногда проявиться как чотгор.
К счастью, чотгора, угнетающего больного, выпроводить довольно легко. Для этого воспользуйтесь шаманским опахалом (далбуур)- многие чотгоры побегут прочь от шамана, если махать далбууром в сторону больного. Бросившись на больного с ножом и прикрикивая на духа, вы тоже успешно его отпугнете. Привязавшиеся к больному души сунесу могут оказаться менее уступчивыми. Может случиться, что после их изгнания вами они вернутся, как только вы покинете больного. В таком случае изготовьте простой онгон или оберег, призовите природного духа для освящения и оставьте этот предмет больному. Тем самым природный дух будет охранять больного, сколько потребуется. При отказе чужеродного духа уйти или в случае если он принадлежит недавно усопшему человеку, вероятно, вам потребуется предпринять путешествие, чтобы отвести духа в нижний мир. (Подробно об этом я расскажу ниже.)
Вторжение духов по каким-то признакам схоже с угнетением души, но там наблюдается частичное проникновение в духовное тело больного в определенном месте. Как и угнетению, вторжению обычно легко можно положить конец. Ввиду точечности самого вторжения его симптомы проявляются как недомогания определенных частей тела, выражающиеся в виде сыпи, боли, дисфункции, а в тяжелых случаях — в виде опухолей. Если при обследовании у больного выявляется случай вторжения, обычно такой больной испытывает неприятное ощущение в месте вторжения. Вторжение в половые органы может вызвать бесплодие, половое бессилие и иные расстройства половой сферы. Вторжение может быть следствием внезапной физической или психической травмы или присутствия неприкаянного духа, как в случае с душевной подавленностью.
Для изгнания вторгшегося духа нередко достаточным оказывается внезапного толчка, поднесения огня к пораженному месту, размахивания шаманским опахалом или покрикивания. Вторгшиеся духи особо страшатся огня, и укол в пораженное место горящей спичкой выпроводит даже наиболее упрямых непрошеных гостей. Если это не помогает, вытащите упрямца пальцами (будто это заноза), после чего сдуйте его с себя и с больного. Можно также, схватив духа в охапку, прижать его к земле, и тот сквозь нее вернется в нижний мир. Если вам посчастливится быть обладателем шаманского зеркала, вы можете непрошеного духа загнать в зеркало, после чего положить зеркало лицевой стороной на землю, чтобы дух убрался восвояси. Другой прием по изгнанию вторгшегося духа заключается в его высасывании- заручитесь защитой своих духов-помощников, чтобы непрошеный гость случайно не обосновался внутри вас при его высасывании. Вообразите, что он находится перед вашим ртом, а затем с силой выплюньте его на землю.
Слишком упрямые пришельцы требуют более решительных мер. Возьмите одного или двух своих онгонов и призовите духов-помощников выдворить силой непрошеного гостя. Онгон будет удерживать его у себя, пока вы с ним не разберетесь. В крайнем случае придется вам самим отправить его обратно в нижний мир. Очистив больного от пришельцев, вы отправляетесь в нижний мир для водворения незваных духов на место. Если у вас нет опыта хождения в нижний мир, в качестве образца воспользуйтесь путешествием в нижний мир по Долбору (см. с. 106).
Иногда приходится иметь дело не с сунесу или чот-гором, а с бурханом. Духи-бурханы весьма могущественны, пожалуй, даже сильнее некоторых из ваших духов-помощников. Эти духи обычно входят в человека, испытавшего тяжелое потрясение вследствие изнасилования, избиения, аварии или иного серьезного происшествия. Часто это уже не вторжение, а настоящая одержимость духом у больного, приводящая к тяжелой физической или умственной болезни. Если вы имеете дело с вторжением или одержимостью, вам придется напрямую сразиться с бурханом. А поскольку по силе бурхан может не уступать некоторым вашим духам-помощникам, вам потребуется допустить их в себя, чтобы одолеть бурхана. С ним вам предстоит общаться на более высоком уровне, нежели тот, который требовался для неприкаянных душ сунесу или чотгоров.
Само представление о духовной борьбе может показаться нелепым или странным, но именно этим порой приходится заниматься шаману. Если духовный мир во многих отношениях служит отражением физического мира, то одни духи там оказываются добродетельными, другие — разрушительными. Созидание и разрушение суть естественные процессы, необходимые для поддержания равновесия во вселенной. Однако, когда разрушительные силы выводят человека или среду обитания из равновесия, именно ремесло шамана помогает исправить положение дел, даже если это и неприятная работа.
При столкновении с бурханом или иным могущественным духом, вторгшимся в человека, выдворение его может глубоко травмировать больного. Постарайтесь убедить своего подопечного, что он находится в безопасности и пусть не волнуется, наблюдая за происходящим.
Вначале посредством ударов в бубен или другим способом вы должны обрести состояние сознания, необходимое для вселения в вас шаманских духов. Обретя единение со своими духами, тотчас вступайте в схватку с непрошеным духом больного. Вы можете проделать это, отправившись в шаманское путешествие или находясь рядом с больным (лучше всего, чтобы тот лежал внутри обрядового пространства). В любом случае духа нужно сразу же сделать видимым или ощутимым иным образом. Поинтересуйтесь, почему он пристал к больному и что нужно для его ухода. Дальнейшие события могут развиваться по-разному. Дух, возможно, поведает вам о происшествии, привлекшем его впервые к больному Вероятно, дух испытывает определенную эмоциональную потребность, которую он хочет удовлетворить через связь с человеком- в таком случае попросите своих духов помочь восстановить эмоциональное самочувствие духа. Если этого окажется достаточным, он либо уйдет, либо пожелает остаться с вами в качестве духа-помощника. Многие духи, будь то прежние человеческие души или иные природные духи, в конце концов загораются желанием воздействовать на физический мир, благотворно или пагубно —• зависит от их нрава. Если противостоящий вам дух получает удовольствие, причиняя человеку вред, он может воспротивиться уходу, и вам придется вступить с ним в борьбу. Попробуйте подкупить его обещанием угощения после совершения обряда — обычно это спиртное или пиво, вылитые на землю, чтобы попотчевать духа. Если он все еще отказывается уйти, вообразите всех своих духов свирепыми или воинственными, и направьте свое войско против духа. Схватите его в охапку, подымите и вытащите наружу, поместив с противоположной стороны некой естественной преграды — стены, улицы или переулка. Если он отчаянно защищается, ослабьте его обрядовым ударом ножа или вообразите, как один из ваших духов-помощников пожирает его (затем, выйдя наружу, изрыгните его, уже достаточно ослабленного). Представьте преграду огромной мощи вокруг больного, чтобы выдворенный вами дух не мог вернуться. Возможно, вы призовете еще тэнгриев и иных могучих духов, чтобы те терзали непрошеного гостя, если он попытается снова проникнуть в человека.
Тогда побежденный дух убирается восвояси и ищет иные пути приложения своих сил в природе, не беспокоя людей. Помните, что большинство духов тяготеют к самовыражению в физическом мире, проявляемому пагубным или созидательным образом. Одолев духа, вы тем самым укрощаете его- порой в случае совместимости его с вашими духами-помощниками он может быть допущен в ваше семейство духов. Поскольку помощь шаману позволяет духу проявить себя в физическом мире, то, помимо доставляемого духу удовлетворения, такое приложение сил полезно и шаману, и его сородичам.
Сталкиваясь со случаями одержимости, вы обычно обнаруживаете полную физическую или умственную немощь больного, выражаемую в виде застарелого недуга или повторяющихся приступов болезни, от которой больной не может полностью излечиться. Человек, страдающий одержимостью, может иепытывать умственные расстройства или кошмары, или просто неодолимое беспокойство. Над ним как бы сгустилась психическая туча. Даже если вторжение носит местный характер, одержимость поражает весь организм. В этом отношении она схожа с угнетением души, но носит более выраженный характер. При лечении одержимости нужны наиболее решительные меры из тех, что были описаны для самых трудных случаев вторжения духов. Здесь вновь придется столкнуться с глубокой травмой, требующей лечения.
При одержимости, когда приходится выдворять завладевшего больным духа, не помешает создание онго-на для больного и вселения в него природного духа. Он не только воспрепятствует возвращению изгнанного духа, но и поможет выздоравливающему преодолеть чувство опустошенности, пришедшее после излечения. Травма, вызвавшая одержимость, привела к чувству утраты, духовной пустоты, которую затем заполнил вселившийся в него дух. Несмотря на приносимые им физические и душевные страдания, он восполнил потребность, которую ощущал человек после травмы, и изгнание духа вновь вернет эту пустоту, если вы не обратите на нее должного внимания. Ведь последствия травмы выступают наружу в ходе лечения. Пусть ваши духи-помощники укажут наилучший путь избавления от этой пустоты, чтобы больной полностью выздоровел. Возьмите бубен, поместите его себе на грудь для впитывания силы коня-ветра, а затем положите на грудь больного, чтобы эти силы, втекая в него, заполнили образовавшуюся пустоту.
Вызволение души

Еще одна причина физического или умственного недуга — отсутствие души ами или сунесу. При обследовании больного отсутствие души проявится достаточно четко, стоит вам обратиться к его духовному телу. Люди с потерянной душой часто не могут оправиться от той или иной болезни или раны либо выглядят отрешенными или рассеянными. Таких людей легко узнать и без обследования их духовного тела по тому, как их обескураживают простейшие задачи, или из-за ярко выраженной душевной подавленности. Их подавленность объясняется тем, что за умственную деятельность и телесные отправления отвечают теперь две, а не три души. Пропажа души именуется сунс гээх, что означает «блуждание души». Иначе говоря, душа не теряется и не крадется, а просто ускользает из тела. Чаще всего потерю души вызывает пережитое вследствие травмы или болезни физическое потрясение. После смерти души уходят навсегда, а вот при тяжелой болезни одна из душ может преждевременно покинуть своего владельца, посчитав его находящимся при смерти.
Душа ами наиболее подвижна и теряется чаще всего. Поскольку она управляет телом, то неудивительно, что потеря ее обычно проявляется в виде физической болезни или усталости. Я полагаю, что вне тела ами воспринимается в виде образа птицы. Птицы по своей природе боязливы, и их легко спугнуть- также и ами может легко вылететь из тела человека, когда тот напуган. Но ами подобна зверю в том отношении, что, как правило, не играет существенной роли в сознательном мышлении: она более склонна к бессознательному, поскольку большинство телесных отправлений совершается бессознательно. Поэтому я считаю, что потеря ами не вызывает такого смятения ума, как потеря сунесу, а лишившийся ее обьино испытывает усталость и обескураженность. Дети чаще взрослых теряют ами, однако пропажа ами встречается в любом возрасте. Дети теряют ами из-за своей пугливости и неразвитости сульде, отчего их духовное тело оказывается «мягким». Маленькие дети значительно сильнее связаны с ами, чем более взрослые люди, чья личность уже сформирована. Дети в своем поведении руководствуются инстинктивными побуждениями собственной ами. Духовное тело начинает приобретать твердость на пятом году жизни, примерно в то время, когда большинство детей, болезненных в младенчестве, становятся полностью здоровыми — и это неслучайно.
Отыскать ами, покинувшую тело, как правило, достаточно легко. Она всегда остается в среднем мире, а часто и неподалеку от покинутого ею тела. Уйти ее побуждают боль, страх, плохое обращение или большая опасность. Возможно, вы увидите ами в образе птицы, сидящей где-то поблизости. Вкрадчиво позовите ее, уговаривая сесть вам на руку или вернуться в покинутое ею тело. Если она дастся вам в руки, поместите ее на грудь больного, чтобы та поглотила ее, либо сами вдохните ее туда. Попав в тело, ами вернется в свое обычное состояние без посторонней помощи. Те же действия вы можете проделать при возвращении ами в любом обличий. Если ами нет вблизи покинутого ею тела, вам придется предпринять путешествие для ее поиска. Иногда она отлетает к человеку, к которому больной эмоционально привязан, или к полюбившемуся месту. Порой она выбирает место или человека по необъяснимым причинам. Отправившись на ее поиски, попросите своих духов-помощников определить ее местонахождение и перенести вас туда. Обнаружив ами, верните ее в тело, как описано выше.
Пропажа сунесу влечет за собой более тяжелые последствия для ума, и совладать с ними бывает труднее. Поскольку сунесу играет существенную роль в работе сознательного мышления, ее отсутствие может проявиться в виде путаницы в сознании или резких изменений самой личности. Сунесу обычно оставляет тело вследствие перенесенной физической или эмоциональной травмы- она отличается от ами значительно большей устойчивостью, и поэтому ее нелегко вытеснить из тела. Даже если пропажа сунесу и не является основной причиной физического увечья или болезни, ее потеря часто сопровождается тяжелым состоянием организма, мешая ему восстановиться. Другая причина пропажи сунесу — внезапная смерть близкого человека, особенно это касается малыша, потерявшего мать. Сунесу ребенка бывает столь привязан к матери, что может последовать за усопшей в нижний мир. Точно также теряют душу со смертью супруга или любимого человека. Мысли о самоубийстве и ожидание смерти тоже могут привести к утрате сунесу- такой человек своими переживаниями может довести себя до смерти.
Сунесу обьино покидает человека, когда он при смерти. Тот, кто лишился сунесу, уже отчасти мертв и умрет, если не вернуть ему сунесу. Потерянные души сунесу требуют неотложного вмешательства шамана! Без пропавших душ ами можно обходиться достаточно долго, порой годами, а вот утрата души сунесу в итоге приведет к тяжелой психической болезни и быстрому физическому одряхлению. Именно поэтому у пожилых людей за умственным расстройством вскоре наступает физическая немощь и смерть: душа сунесу, полагая близкой кончину тела, преждевременно покидает его, направляясь в нижний мир — еще до наступления смерти. Утрата души сунесу опасна еще тем, что, согласно поверьям, через некоторое время, обычно через пару лет, душа становится «дикой»: у нее рвутся все связи со своим прежним телом. Поэтому все труднее становится отыскать ее, а по возвращении удержать внутри тела. Если сунесу одичала, смерть неизбежна2.
Души сунесу, в отличие от душ ами, обычно странствуют вдали от тела. Во сне и в ходе шаманских путешествий душа сунесу оставляет тело на время, возвращаясь в него без всяких неблагоприятных последствий — даже когда тело спит, ами и сульде в состоянии осуществлять минимум необходимых умственных и телесных отправлений в бессознательном состоянии, а шаманские духи-помощники оберегают душу и тело шамана во время путешествия. Но всегда сохраняется угроза потерять душу в ходе таких путешествий вне тела, и все же случаи пропажи души во время сна или путешествия не столь часты. Бывает, что враждебный дух крадет душу ами или сунесу, обычно когда та находится вне тела. Бурятское проклятие «Чотгор его побери!» может сбыться. Духовное создание вроде чотгора обладает достаточной силой, чтобы не дать душе вернуться в тело. Причины здесь разные. Душа сунесу, находясь вне тела, может забрести в нижний мир, особенно если считает человека умирающим или ищет кого-то из усопших. Поэтому поиски потерянной души сунесу требуют значительно большего напряжения сил по сравнению с поисками ами.
Чтобы отыскать и вызволить сунесу, возможно, потребуется длительное и непростое путешествие. Знаменитое сказание о нишаньской шаманке описывает именно такое путешествие, предпринятое для вызволения души из нижнего мира. Путешествие по Долбору служит образцом такого рода вызволения. Если сунесу обретается в этом мире, то подобное путешествие тянется недолго- в противном случае вам придется спускаться в нижний мир и искать ее там. В ходе путешествия ваши духи, вероятно, разъяснят вам причины и обстоятельства пропажи, если они вам еще не известны. Если здесь замешан дух, препятствующий возвращению души, вам придется вступить с ним в переговоры, как в случае с вторгшимся непрошеным духом. Узнайте, почему он пошел на это и чем его можно задобрить- в случае необходимости вступайте с ним в единоборство и укрощайте его.
В нижнем мире люди и животные часто выглядят так же, как в физическом мире, и сунесу может походить на своего хозяина. Однако это не всегда так, поскольку духи легко меняют свой облик. Но как бы он вам ни представлялся, вы можете уменьшить сунесу (или иного духа) в размерах и поместить его к себе в бубен, ухо, рот или иную часть тела, чтобы затем вернуть в тело хозяина. По завершении путешествия поместите сунесу на тело владельца или вдохните туда, и душа вернется к своим обязанностям.
Если ами и сунесу покидают тело по разным причинам, сульде всегда останется в нем. Как неповторимо тело в этой жизни, такова и сульде, и они неразлучны до самой смерти тела, когда сульде поселяется среди природы. Стоит сульде покинуть тело, как оно почти сразу умирает.
Последствия вызволения и возвращения души могут быть весьма впечатляющими, а некоторые перемены могут проявиться тотчас после вхождения ее в тело. В некоторых случаях последствия начинают проявляться через несколько часов после возвращения души, но явно они проступают лишь по истечении суток.
Всем шаманам рано или поздно приходится сталкиваться с умирающими людьми, когда тело оказывается настолько поврежденным, что любое возвращение души может быть лишь временным. Если вы окажетесь в такой ситуации, будьте честными по отношению к тем, кто пригласил вас совершить обряд. Признание непоправимости положения больного не подорвет репутацию шамана, поскольку тот умирает. Возможно, вы сумеете приостановить течение внешне смертельной болезни, если сможете вернуть человеку утраченное равновесие и восстановить его душу, но каждой судьбе, заяа, отмерен свой срок, и никакой ныне здравствующий шаман не в состоянии изменить это. Если человек умирает, лучше всего постараться успокоить и по возможности очистить его душу, привести в согласие духовное тело, чтобы человек умер с достоинством и с наименьшими страданиями.
Скверна и очищение
Иногда при проведении обследования монгольский шаман ставит диагноз — бохирсон, то есть «загрязнен». Под понятием скверны здесь подразумевается не физическая, а скорее душевная травма вследствие соприкосновения со смертью, изнасилованием, надругательством, бранью или злоупотреблением наркотическими средствами. Хотя эти травмирующие переживания могут вызвать подавленность, вторжение духов, одержимость или пропажу души, они еще могут привести к загрязнению, ослабляющему духовное тело. Само слово «загрязнение» выбрано потому, что подобные переживания часто проявляются в виде скверны внутри духовного тела. В случае злоупотребления наркотиками надругательство над плотью может привести к надругательству над духовным телом- если не врачевать скверну духовного тела, будет трудно избавиться от наркотической зависимости.
Подобно всякой духовной болезни, загрязнение проявляется в виде слабости или затемнения духа. Тело становится слабым и вялым, а сам человек кажется подавленным или обессилевшим без всякой причины. Порой скверна вызывает подергивание лицевой мышцы или частичное онемение лица. Иногда осквернение духовного тела проявляется в виде заболевания крови, электролитного дисбаланса, изменений с содержанием сахара в крови, либо в виде сыпи неизвестной этиологии на коже. При обследовании духовного тела вы обнаружите, что свет, обычно заполняющий собой энергетическое облако, окружающее тело, тускл, мутен или полон затемнений. Все это указывает на травму духовного тела, мешающую энергетическому току и тем самым подрывающую как телесное, так и психическое здоровье. Загрязнение, подобно подавленности и одержимости, воздействует на все тело, отражаясь на всех его отправлениях. Главное отличие — отсутствие здесь определенного духовного существа, порождающего скверну, хотя это могут быть следы давнишнего присутствия такого чужеродного создания. Загрязнение создает трудности для человека, но очистительные приемы могут быстро вернуть ему подорванное здоровье и равновесие.
Любопытно отметить, что даже временный контакт с ранящими психику явлениями вроде смерти, преступления, крайне отрицательных эмоций,и потребления изменяющих состояние сознания веществ способен привести к слабому загрязнению. Недоброжелательные мысли или ненависть тоже ведут к скверне. Многие шаманы и нешаманы прибегают к очистительным приемам, чтобы избавиться от всякой скверны, приставшей к ним из-за собственной беспечности, проявленной ими в повседневных делах.
Очищение известно под именем арюупга (монг ари-утгал). В ходе арюулги некоторые вещества заряжаются духовной силой и изгоняют скверну, стоит только приложить их к телу. К ним относятся аршаан и различные виды священного дыма, включая дымокуры можжевельника, шалфея, пихты, богородской травы, а также благовония. Соль, песок и зерна тоже поглощают скверну и препятствуют ее повторному проникновению в духовное тело. Одной из основных разновидностей очищения считается окуривание больного священным дымом. Окуривают, обнося дымокуром три раза вокруг тела, после чего отпивают аршаана и прикладывают немного аршаана к макушке головы. Такова повседневная арюулга, пригодная при слабом загрязнении.
При более значительной скверне обнесите дымокуром девять раз вокруг тела и побрызгайте на него арша-аном три раза по три. После троекратного окуривания окропите тело три раза, повторив всю процедуру девять раз. Если очищение прошло не полностью, подождите немного, призовите на помощь духов, и все повторите. Прежде чем приступать к повторному очищению, бросьте немного песка, соли и зерна на больного скверной, обходя его три раза. После этого его духовное тело полностью очистится. Возможно, вы посоветуете этому человеку ежедневно окуривать себя и принимать аршаан, если тот все еще подвергается какому-то загрязнению. Приготовьте для него бутыль аршаана, которым он должен пользоваться утром при выходе из дома.

Работа с духами усопшего

В своей шаманской работе вы будете постоянно взаимодействовать с духами тех, кто жил в образе людей недавно и в далеком прошлом. Действительно, большинство ваших духов-помощников в прежних жизнях перерождались людьми, а ваш дух удха запечатлел в себе память многих жизней. В целительской работе духи-чотгоры, как и природные духи, предстают душами сунесу и сульде. Но здесь я расскажу о том, как общаться с духами усопших в целях, отличных от врачевания и оказания содействия.
Необходимость в общении с духами усопших обычно вызывается необходимостью в получении сведений и проведении самих душ в нижний мир, когда те заблудились в среднем мире. Это может потребовать либо призывания духа, либо путешествия, в зависимости от того, с каким духом вы общаетесь — сульде или сунесу.
Нужные вам от умершего сведения могут касаться разрешения вопроса, связанного с семьей этого человека или с его потомками. В остальных случаях шаман связывается с духами шаманов прошлого ради совета или наставления — так обычно поступает ученик, общаясь с сульде своего прежнего учителя. В поисках сведений вы можете призвать сульде нужного вам человека или отправиться в обжитое сульде место. Разумеется, вам может понадобиться помощь ваших духов-помощников в отыскании места, где среди природы обосновалась сульде нужного вам человека. Однако в большинстве случаев для появления сульде достаточно бывает подношения пищи и продуманного призывания. Этим, как известно, многие века занимались медиумы на Западе. Вам решать, хотите ли вы вселения в себя духа, чтобы он вещал через вас, либо достаточно простой беседы, пока вы будете находиться в исступленном состоянии. Считается, что души сульде предков поддерживают тесную связь со своими потомками до восьмого колена, так что их легко можно вызвать. Поэтому, если вы приходитесь родственником призываемому человеку либо родственник приглашаемого духа находится в обрядовом пространстве, вам не составит труда связаться с сульде.
Иногда шаманские духи могут посоветовать вам отправиться к сунесу, а не к сульде нужного вам человека. Это, должно быть, связано с тем, что необходимые сведения хранятся в коллективной сокровищнице знаний в цепи перерождений духа. В таких случаях вам придется отправиться в нижний мир на поиски сунесу, или вы с удивлением обнаружите, что она находится здесь, в среднем мире, вселившись в новое тело. Каждый случай неповторим, поэтому следуйте указаниям духов, как отыскать сунесу. Мне не доводилось слышать о путешествии в нижний мир за советом к ами, но, вероятно, возможно и такое. Если вам необходимо связаться с сунесу, непременно идите к ней, а не призывайте ее обратно в средний мир- свободные духи сунесу могут без умысла наслать недуг на людей-нешаманов. Если дух сунесу придет к вам, обязательно отошлите его обратно, в положенное ему место.
Отправку сунесу в нижний мир в западных традициях именуют проводами душ в загробный мир, работой психопомпа. В древнегреческой мифологии так называли Гермеса — «проводник душ». В большинстве случаев душа сунесу сама в состоянии отыскать дорогу в нижний мир, но может случиться, что вам потребуется провести ее туда. Чаще всего по той причине, что душа усопшего, привязавшись при жизни к кому-то, продолжает кружиться вокруг своего дома или дорогого ей человека. Этим главным образом и объясняется появление привидений. Люди, к которым была близка сунесу, могут ощущать ее присутствие или своего рода психическую связь с усопшим. Хотя это чувство и утешает многих, кто пережил потерю, навязчивое присутствие сунесу усопшего в конце концов пагубно отразится на живых, вызвав у
Ответить

Вернуться в «Шаманизм»