ЗУРВАН И ЗУРВАНИЗМ

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40250
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

ЗУРВАН И ЗУРВАНИЗМ

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

ЗЕРВАН (ЗУРВАН)
Об этом боге времени и судьбы следует сказать особо. Он стал предметом культа, религиозного течения зерванизма, которое даже соперничало с маздеизмом. Не очень ясно, когда и как он возник. Предполагается, что сравнительно поздно. Однако, по-видимому, еще раньше бытовал миф о Зерване, который в пересказе М. Дрездена звучит так.
Некогда не существовало ничего: ни земли, ни неба, ни каких-либо тварей на небе или на земле. Был только один Зерван.
Ему было одиноко, и в продолжении тысячи лет он совершал жертвоприношения, прося себе сына, чье имя было бы Ормазд (Ахура Мазда) и который создал бы небо и землю и все, что есть на них. Совершая так жертвоприношения тысячу лет, он начал размышлять: «Есть ли польза от моих жертвоприношений, будет ли у меня сын, или все мои старания напрасны?»
И пока он так размышлял, в материнском чреве зародились и Ормазд, и Ахриман. (Из этого следует, что это первосуще-ство – человекоподобный Зерван – был двуполым по природе своей.) Ормазд предугадал его мысли, и как сама Правда сказал о них Ахриману. Тогда тот разорвал чрево и явил свое отвратительное обличье отцу Зервану, сказав: «Я твой сын, Ормазд».
С отвращеньем отвернулся от него Зерван, видя в нем исчадье тьмы, ощущав его смердение и чувствуя в нем творца зла. Он зарыдал. И тогда появился на свет его сын Ормазд – светлый и благоуханный.
Ахриман приблизился к Зервану и напомнил о его зароке: «Берегись, разве ты не поклялся первому пришедшему дать владычество над миром». И Зерван ответил: «Сгинь, Нечистый- я сделаю тебя царем на девять тысяч лет, но Ормазд будет править над тобой, а после отведенного времени будет царствовать Ормазд и все исправит по своей воле». Так и свершилось.
Этот миф, как всякий другой, оперирует человекоподобными образами. По всей вероятности, жрецы привнесли в него мысль о великом благе и действенной силе жертвоприношений. Народная фантазия украсила его живописными деталями и острой сюжетной коллизией. Однако у него есть глубокая философская основа. Он повествует о Вечности, которая существовала изначально и содержала – в материальном воплощении – изначальную двойственность, мужское и женское начало, без разделения добра и зла, без всего разнообразия известного нам материального мира.
В средневековом сочинении «Бундахише» («Первотворение»), в котором пересказаны, как считается, утраченные космологические взгляды, содержавшиеся в соответствующем разделе Авесты, есть гимн Вечности, где сказано: Зерван – могущественнее обоих творений – Добра и Зла. Все, что происходит в этом мире, уже предопределено Зерваном, и судьба каждого человека в его ведении.
Эти идеи стали основой манихейства, считающего равнозначными, равновеликими силами Добро и Зло. Более того, убеждаясь на горьком жизненном опыте в торжестве зла, нередко побеждающего добро, лжи, которая привлекает многих больше, чем правда, некоторые зерванисты утверждали, что в мире правит Ахриман, а Ормузду суждено вечно бороться с ним, так и не одерживая окончательной победы.
Интересней другое. Обратим внимание на выделение Вечности и Временности, то есть существования череды событий, которая служит материальным воплощением течения времени. Эту идею можно толковать как существование изначальной неопределенности, отсутствие следов каких-либо объектов и явлений. В таком случае о начале творения говорить не имеет смысла. Можно судить только о том периоде, когда в мире уже оформились и стали действовать две первичные силы.
Если обратиться к современным взглядам на структуру Вселенной, то появление материальных носителей «положительной» и «отрицательной» первоосновы мира сопоставимо с возникновением из космического вакуума частиц и античастиц. Но для такого «саморождения» (в физике этот процесс называется фоторождением) требуется «сгущение» энергии вакуума в отдельных «узлах»…
Не станем вдаваться в детали (тем более что теория фоторождения Вселенной еще не создана, заявлена лишь гипотеза). Самое замечательное, что в дальнейшем должно было происход
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Ин-когнито
Сообщений: 863
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:58

ЗУРВАН И ЗУРВАНИЗМ

Сообщение Ин-когнито »

К сожалению, Зрван упоминается только в русском переводе. Да и не во всех. В пехлевийских текстах его нет в том контексте, в котором он упоминается в зерванизме. А та цитата из текстов, на которой он базируется - вырвана из контекста. Поэтому её можно трактовать как душе угодно. Причём сама структура предложения на пехлеви можно понять двояко. Чтобы понять значение, нужно обратится к контексту.

О происхождении Ахура Мазды в Бундахишне говорится о неком Зендегах. Что это, трудно сказать. Если дословно зенде &quot-живой&quot-, а гах &quot-обозначение для некое-го места, пространства&quot-. Возможно - &quot-источник жизни&quot-.

Миф, описанный здесь, не имеет подтверждения ни в одним из сохранившихся памятников. Многие приписывают его самому Дрездену, пытавшемуся придать некий мистицизм, присущий, например, китайской мифологии, где великий предел - единица - рождает двойку - ян и инь.

Далее, на счёт двухполого Зрвана и его человекоподобности. Человекоподобность особо вызывает сомнение. Зрван всё таки существо духовное, бестелесое , аморфное существо. Идея священнодейства и сомнения во время его проведении возможно имеет древние корни, но остальное (я о чреве) - фантазия исследователя.

Кстати, имя Ахура Мазда тоже сочетает в себе элементы мужского и женского. Слово Ахура в авестийском языке - в форме мужского рода, Мазда - в форме женского. Т.е. получается некая бесполость.

Не отрицая существование зурванизма, не поддерживаю приписываемой ему первичности. Тот сгусток, о котором идёт речь в конце статьи, может быть и тем самым Зендегах, о котором современные зурваниты предпочитают почему-то умалчивать.

ПС: я так понимаю, это статья Рудольфа Константиновича Баландина
Ответить

Вернуться в «*Общение»