НАЗВАНИЯ СВЯЩЕННОГО КОРАНА

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40250
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

НАЗВАНИЯ СВЯЩЕННОГО КОРАНА

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

Всемогущий Аллах нарек Свое последнее откровение различными именами, из которых самыми распространенными являются следующие пять:

1.1 Коран. Всевышний сказал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2:185).

Существует несколько мнений о происхождении этого названия. Согласно одному мнению, оно является производным от глагола «караа», который означает «читать», «собирать».

Согласно другому мнению, оно произошло от глагола «иктарана», который означает «связываться», «сочетаться». Эти богословы считают, что Коран получил такое название, потому что коранические суры и аяты связаны друг с другом.
Согласно третьему толкованию, оно произошло от слова «кира», что означает «угощение», поскольку Коран является даром Божиим для верующих.

Имам аш-Шафии считал, что это слово не является производным. Он сказал: «Слово «Коран» не является производным от какого-нибудь глагола. Это – имя собственное, которое не происходит от других слов, как и другие имена собственные. То же самое можно сказать о словах «Таурат», «Инджил», «Забур», происхождение которых не обсуждается» (Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 21).

Очевидно, это мнение опирается на тот факт, что мусульмане не употребляли слово «Коран» во множественном числе и использовали для этого слово «мусхаф» (мн. «масахиф»). Именно так поступили сподвижники во времена третьего праведного халифа Усмана б. Аффана.

1.2 Кур’ан ( В Шиитском толке )

Кур’ан ― «Чтение». Это название в Коране упоминается в пятидесяти восьми айтах. Например:

إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ

Воистину, это ― Благородный Коран[2],

فَإِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ فَاسْتَعِذْ بِاللّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха[3].

О значении слова Кур’ан («Чтение») и корне, от которого оно происходит, среди учёных нет единого мнения, существуют лишь различные точки зрения. Аш-Шафи‘и утверждает: «Слово Кур’ан произошло не от какого-то корня, а возникло вдруг, экспромтом, для обозначения Божественного Слова и потому не восходит к корню кара’а (“читать”). Иначе всё, что можно читать, мы именовали бы “Кораном”».
Аз-Заджадж и ал-Лихйани считают, что слово Кур’ан производится с хамзой[4] с той лишь разницей, что (по утверждению Аз-Заджаджа) «произведено от корня кар’ в смысле “собирать”, “объединять”, и потому слово кар’ в выражении кара’ту-л-маа фи-л-хаузи (“я собрал воду в бассейн”) использовано именно в этом смысле. А поскольку Коран является вместилищем плодов предшествующих небесных книг, то потому его так и назвали. Кaтада также придерживался этого мнения»[5]. Ал-Лихйани тоже убеждён в том, что слово Кур’ан происходит от корня кар’, но в значении «читать», «приводить последовательно», «декламировать». Поскольку чтец Корана как бы последовательно произносит друг за другом его буквы и слова, то он и назван «Кораном». Поэтому слово Кур’ан является причастием страдательного залога и означает «Читаемый» или «Читанный», подобно тому, как слово китаб («книга») означает «написанное». В таком случае слово Кур’ан также может означать «Читаемое». Это мнение поддерживает и Ибн Аббас[6]. Ал-Аш‘ари говорит: «Слово “Коран” происходит от корня карн, означающего “добавлять”, “присоединять”, “сближать”. Поскольку буквы, слова, айаты и суры Корана сочетаются друг с другом и каким-то особым образом соединены и связаны между собой, его и назвали Кораном».
Ал-Фарра высказывается так: «Слово “Коран” ― производное от кара’ин, являющегося формой множественного числа слова “карина” (“сопряжённая”, “близкая”), а в силу того, что каждый из коранических айатов сопряжён и скреплён прочной связью с другими айатами, его и именуют Кораном. По этой причине, исходя из двух последних мнений, слово “Коран” не должно произноситься с хамзой»


2. Фуркан, или Различение. Всевышний сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение, чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (аль-Фуркан, 25:1).

Священный Коран получил такое название, во-первых, потому что он был ниспослан отдельными частями (нуджуман мутафаррика); во-вторых, потому что он различает между добром и злом, истиной и ложью, верующими и неверующими, дозволенным и запретным; в-третьих, потому что он помогает религии и правоверным мусульманам. Всевышний сказал: «...если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии (при Бадре)» (аль-Анфаль, 8:41). В этом аяте слово «фуркан» (букв. «различение») использовано в значении «помощь».


3. Китаб, или Писание. Великий и Могучий Аллах сказал: «Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем кривды» (аль-Кахф, 18:1).

Коран получил такое название, прежде всего, потому что его записывают. А поскольку арабский глагол «катаба» также означает «собирать», существует мнение, что он был назван так, потому что в нем собраны суры, аяты, слова и буквы. Арабское слово «катиба», например, означает «отряд», потому что отряд собирается из отдельных бойцов.


4. Зикр, или Напоминание. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр, 15:1). Господь назвал Свое писание так, потому что оно напоминает рабам Божиим о религиозных предписаниях, повелениях и запретах. Существует мнение, что Коран получил такое название, потому что он приносит славу тем, кто уверовал в него. Всевышний сказал: «Это – Напоминание о тебе и твоем народе (или для тебя и твоего народа), и вы будете спрошены» (аз-Зухруф, 43:44).


5. Танзил, или Ниспослание. Всемогущий Аллах сказал: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров» (аш-Шуара, 26:192).

Мусульманские богословы также упоминали о многих других именах священного Корана, таких как «бурхан» (букв. «доказательство»), «хакк» (букв. «истина»), «наба» (букв. «весть»), «нур» (букв. «свет»), «худа» (букв. «верное руководство») и т.д. Тем не менее, лучше ограничиваться только первыми пятью именами.

Что же касается слова «мусхаф», которым именуют свитки или экземпляры Корана, то оно не относится к именам последнего откровения. Мусульмане стали использовать его для обозначения свитков Корана во времена правления третьего праведного халифа Усмана б. Аффана, поскольку решили, что слово «Коран» не может употребляться во множественном числе.

Таковы наиболее известные и распространённые названия и символы Корана. Однако одна группа учёных считает, что число их гораздо больше. Шейх Тахир ал-Джаза’ири в своей книге «Ат-Тибйан» отмечает, что Хирали[20] насчитывает более девяноста названий Корана. Ас-Суйути со ссылкой на книгу «Ал-Бурхан» аз-Заркаши пишет: «Кади Шайзала[21] упоминает пятьдесят пять названий Корана[22]:

" Китаб (“Книга”),
Мубин (“Ясный”),
Кур’ан (“Коран”),
Карим (“Благородный”),
Нур (“Свет”, “Луч”),
Худа (“Праведный путь”),
Рахма (“Милость”),
Фуркан (“Различение”),
Шифа (“Исцеление”),
Мав‘иза (“Назидание”),
Зикр (“Напоминание”),
Мубарак (“Благословенный”),
Марфу‘ (“Высокородный”),
‘Алий (“Высочайший”),
Хикма (“Мудрость”),
Хаким (“Мудрый”),
Хабл (“Вервь”),
Мутаххар (“Очищенный”),
Сират (“Путь”),
Мустаким (“Прямой”),
Кайим (“Драгоценный”),
Каул (“Сказ”),
Фасл (“Разделение”),
Наба’ (“Весть”),
Ахсан ал-хадис (“Лучшее из сказаний”),
Масани (“Святые стихи”),
Муташабих (“Иносказательный”),
Танзиль (“Ниспослание”),
Рух (“Дух”),
Вахий (“Откровение”),
‘Араби (“Арабский”),
Баса’ир (“Знамение”),
Сухуф (“Свитки”),
Байан (“Разъяснение”),
‘Илм (“Знание”),
Хакк (“Истина”),
Макрума ― “Благость”,
Хади ― “Ведущий”,
‘Аджаб ― “Изумительный”,
Тазкира (“Напоминание”),
‘Урват ал-вуска (“Прочная связь”),
Сидк (“Правда”),
‘Адл (“Справедливость”),
Амр (“Веление”),
Мунади (“Призывающий”),
Бушра (“Радующий”, “Отрадный”),
Маджид (“Преславный”),
Башир (“Приносящий радостную весть”),
Назир (“Предостерегающий”),
‘Азиз (“Непоколебимый”),
Балаг (“Уведомление”),
Касас (“Повествование”)"
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Ответить

Вернуться в «Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2»