Тафаккур Аль-Маут.

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Вульфолайк
Сообщений: 2097
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 12:08
Откуда: Москва

Тафаккур Аль-Маут.

Сообщение Вульфолайк »

Сердца пребывают в постоянном колебании между двумя диаметрально противоположными чувствами: радости жизни в этом мире и трепете перед грядущей смертью. Тайна и мудрость сотворения, сущность человека не могут быть познаны сполна без размышления над сутью преходящей жизни и смерти.

Смерть, которая настигнет каждого из путников жизни без исключения – явление, смысл которого вынуждены постигать все обладатели разума.

Во 2-ом аяте суры аль-Мульк говорится:

«Он тот, который сотворил смерть и жизнь, чтобы подвергнуть вас испытанию и узнать, кто же из вас (достигнув ихсана) лучше по деяниям».

А в 35-ом аяте суры аль-Анбия повелевается:

«Каждый человек вкусит смерть, и Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испытания. И вы будете возвращены именно к Нам».

Земная жизнь – это экзаменационная для прохождения божественного испытания, смерть – обязательный переход, который неизбежен. Шейх Мавляна восклицает:

«Умрите, чтобы воскреснуть!»

Пробуждение души возможно лишь через преодоление барьеров тела. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказывал:

«Часто вспоминайте смерть, которая обрывает все наслаждения жизни!» (Тирмизи, Кыямат, 26)

Тафаккур маут – это размышление о смерти до ее наступления. Это осознанное приготовление предстать перед Господом, освобождаясь от влияния нафса.

Шейх Хасан Басри участвовал в похоронах и после погребения умершего спросил у одного из присутствующих:

- Если бы умерший сейчас вернулся к жизни, он захотел бы приумножить свои благие дела и зикры, больше каяться в совершенных грехах?

Тот ответил:

- Непременно захотел бы.

На это Хасан Басри сказал следующее:

- Что же тогда происходит с нами, что мы не думаем как этот покойный? (Ибну-ль-Джаузи, Аль-Хасан уль-Басри).

Жизненные планы человека, не знающие конца и края, его земные мечты и надежды подобны вороху опавших листьев, покоящихся на могильном холмике.

Кладбища полны именами отцов и матерей, сыновей и дочерей, близких и родственников, друзей и приятелей, ушедших из бренной жизни. Земная жизнь, где бы и как она ни протекла: во дворце или в хижине, ровно или извилисто, завершается могилой. Нет ни времени, ни места, где можно было бы спрятаться от нее.

В священном аяте говорится:

«Воистину, смерть, от которой вы бежите, настигнет вас, и потом вы вновь предстанете перед Тем, кому ведомо сокровенное и явное. И Он откроет вам то, что вы вершили» (аль-Джум’а),

«Истинно наступит предсмертное беспамятство, и будет сказано человеку: «Настала смерть, которой ты пытался избежать» (Каф, 19).

Словами нельзя передать всей тяжести ужаса смерти! Глубинный смысл смерти спрятан в тайне безмолвия запечатанных посиневших губ мертвецов. Каждое надгробие, погруженное в безмолвие смерти — наставник, неумолимо говорящий языком халя. На красноречивое назидание смерти живущие в этом мире могут ответить лишь слезами и плачем.

Земная жизнь – обманчивая иллюзия, ахират – вечная жизнь, где нет смерти. Большинство людей – пленники иллюзий дуньи, подобных отражению в зеркале. Этот бренный мир, каждый миг которого призрачен и не постоянен, не он ли место самообмана?

Неужели человек не способен увидеть, что жернова времени перемалывают всех созданных, их юность и силу!

Какой трагический самообман перед грандиозной и бесконечной вечностью –жизнь в неведении об истине ахирата и гибель в мирских привязанностях и преходящих развлечениях, последовав за страстями нафса!... Даром прожитая жизнь проходит в детстве в развлечениях, в юности – в страстях, в зрелом возрасте – в беспечности, в старости – в переживаниях об утерянном, муках совести и раскаянии.

Смерть – это начало Судного Дня для каждого человека. Нам следует очнуться до начала Судного Дня, чтобы не быть ввергнутым в глубокое сожаление. Ведь нет сомнений в том, что каждый из созданных встретится с Азраилем в месте и во время, которые известны лишь Всевышнему. Нам следует помнить: нет времени и места, где можно было бы в этом мире спрятаться от смерти; нет возможности вернуться в этот мир из могилы и некуда уйти от ужаса Дня Суда…

В таком случае человек, не теряя времени, воодушевляясь повелением «Бегите к Аллаху!...» (аз-Зарият, 50), должен устремиться к единственному приюту и прибежищу — Милости Аллаха. Следующие аяты являются наглядными указателями того, насколько заблуждаются те, которые надеются на завтрашний день:

«О вы, которые уверовали! Пусть ни ваше имущество, ни ваши дети не отвлекают вас от повиновения Аллаха. А те, кто настаивает на этом, — они и есть потерпевшие урон.

Жертвуйте из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть и вы не скажете: «Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из праведных».

^ Но никогда Аллах не даст отсрочки человеку, чей смертный час настал. Ведь Аллах ведает о том, что вы творите» (аль-Мунафикун, 9-11).

Удивителен человек: он обманывается дуньей, в которой пребывает подобно путнику лишь считанные дни. Каждый день, видя похоронные процессии, продолжает считать, что смерть далека от него самого. Считает себя вечным хозяином тленных вещей, которые в любой миг могут просто исчезнуть. А ведь человек — это путник смерти, на душу которого при входе в дунью надели телесную оболочку. Но большинство людей живут в неведении о том, что они находятся в мире, где необходимо готовиться к смерти.

Но придет день, душа выйдет из тела, и человек войдет в могилу – врата ахирата, из которых начинается долгий путь.

То, что каждое мгновение отведенного нам срока приближает нас к истинному рассвету, наилучшим образом раскрывает аят:

«Кому мы даем долгую жизнь, его силу и мощь мы заменяем на обратное. Неужели они не размышляют об этом? (Неужели они не размышляют над сутью этого путешествия?)» (Йасин, 68).

Через священный аят человеку самым прекрасным образом дается назидание. Самый известный признак дуньи – неверность. Она очень быстро забирает то, что дает. В один день возвысит, в другой – бросит на дно колодца. Она, подобно тени, всегда будет убегать от тебя, если захочешь поймать. Если ты захочешь убежать от нее, она будет преследовать тебя. Пока ты будешь стремиться овладеть тем, что влачит дунья, оглянешься – и жизнь твоя уже закончилась. Если отдать душу дунье, она станет бесстыжей обманщицей. Время от времени она бросает человека оземь. Нет конца и края ее соблазнам. Ее повадкам и поступкам нельзя доверять. Она скоро жертвует теми, кто к ней привязан.

Один сахаба спросил:

- Кто из му’минов разумнее, йа Расулюллах?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Тот, кто крепко помнит о смерти и совершает лучшие приготовления к тому, что будет после смерти. Они и есть самые лучшие из людей. (Ибн Маджа, Зухд, 31).

Также Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

- ^ Помните о смерти и о том, что тела и кости сгниют после смерти. Желающий вечной жизни отвергнет блеск этого мира. (Тирмизи, Кыямат, 24).

Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анху) говорил:

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире как чужестранец и веди себя как странник. И считай себя из умерших и из обитателей могилы». (Бухари, Рикак, 3; Тирмизи, Зухд, 25).

Один великий ученый из табиинов Муджахид бин Джабр говорил:

«Абдуллах бин Умар, после того как передал этот хадис, сказал следующее:

“Эй, Муджахид! Когда наступит утро, не строй планов на вечер! Когда наступит вечер, не строй планов на утро. Пользуйся здоровьем, пока не наступила болезнь, пользуйся жизнью, пока не наступила смерть, т.к. ты, о раб Аллаха, не ведаешь, что будет с тобой завтра – будешь ли жив или мертв”». (Тирмизи, Зухд, 25).

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) говорит:

«Земля каждый день обращается к человеку с такими десятью наставлениями: “О сын человеческий!

1. Ты ходишь по мне, но возвратишься в меня.

2. На мне ты совершаешь разные грехи, но во мне ты будешь мучиться.

3. На мне ты смеешься и развлекаешься, но во мне ты будешь плакать.

4. На мне ты радуешься, но во мне будешь горевать.

5. На мне ты копишь богатства, но во мне ты будешь в отчаянии.

6. На мне ты питаешься харамом, но во мне жуки будут есть тебя.

7. На мне ты горделив, но во мне будешь унижен.

8. По мне ты ходишь в счастье, но во мне ты будешь в печали.

9. На мне ты ходишь при ясном свете, но во мне будешь в темноте.

10. На мне ты находишься среди людей, но во мне останешься один”». (Ибн Хаджар, Аскалани, Мунаббихат, 37).

Смерть, которая является последней декорацией на сцене жизни, подобна зеркалу, сообщающему о будущей жизни каждого. Если человек проживет жизнь под властью нафса, избрав целью дунью, то могила предстанет перед ним устрашающим мраком. Одно упоминание о смерти будет приносить ему невыносимые страдания.

Если человек переступит через преграды нафса и через совершение «тафаккур маут» высвободит свойства руха, присущие ангелам, то начнет воспринимать смерть как необходимое условие для достижения своего Величественного Господа.

Таким путем, смерть, которая у большинства людей вызывает леденящий ужас, понесет в себе желание встречи с Любимым. Такая смерть, по определению одного из последователей Тасаввуфа Мавляны Джалалетдина Руми, является «ша’би-арус» (свадебной ночью). Путь Тасаввуфа – это путь, который даже устрашающую людей смерть делает прекрасной.

Для того чтобы сделать смерть прекрасной, необходимо преодолеть барьер нафса и достичь духовного совершенства через приобретение кальбом таких состояний, как тауба, зухд, таваккуль, кана’ат (довольство тем, что есть), зикр, таважжух, сабр, муракаба и рида.

«Тафаккур маут» имеет особое, не сравнимое ни с чем воздействие на очищение кальба. Про это Раби’ бин Хусейн сказал:

«Я боюсь, что если мое сердце отдалится от поминания смерти, то попадет в порок. И если бы я не боялся впасть в противоречие с прежними поколениями, то до смерти находился бы в могиле». (Байхаки, Китабуз-зухд, с.212).

Кальб до самой смерти постоянно колеблется между нафсом и рухом.

Смерть – обязательный первый этап путешествия в ахират. Приготовление кальба к смерти посредством ма’рифатуллах, оздоровление и успокоение его, освободив от страха и горя смерти, являются условиями, которыми нельзя пренебрегать перед выходом в путь.

Таким образом, станет явной тайна слов: «умрите до смерти», и вместо побежденного нафса станет явной любовь к Аллаху и покорность Ему.
Не мёртво то, что в вечности пребудет, Со смертью времени и смерть умрёт.
Аватара пользователя
Вульфолайк
Сообщений: 2097
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 12:08
Откуда: Москва

Re: Тафаккур Аль-Маут.

Сообщение Вульфолайк »

Ни одна проповедь живущих не является столь выразительной, чем молчание мертвых губ!
Не мёртво то, что в вечности пребудет, Со смертью времени и смерть умрёт.
Аватара пользователя
Nephilim
Сообщений: 5267
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:03

Re: Тафаккур Аль-Маут.

Сообщение Nephilim »

мудро, брат
Изображение

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
Аватара пользователя
Вульфолайк
Сообщений: 2097
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 12:08
Откуда: Москва

Re: Тафаккур Аль-Маут.

Сообщение Вульфолайк »

Щукран, Брат!
Не мёртво то, что в вечности пребудет, Со смертью времени и смерть умрёт.
Ответить

Вернуться в «Суфизм»