Шива в форме Ардханар-Ишвара

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Угольахмед
Сообщений: 25523
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:45

Шива в форме Ардханар-Ишвара

Сообщение Угольахмед »

Изображение
На мочке правого уха НатарАджи красуется золотая серьга (мАкара кУндала) в форме фантастического существа мАкара, отдалённо напоминающего крокодила (изображение мАкары часто украшает фасады индусских храмов). Такая форма серёг была предназначена для ношения исключительно мужчинами. МАкара кУндала указывает на Шиву как на верховного наставника (гурУ). В старые времена в Индии такой серьгой отмечали заслуги учёных, учителей, достигших в своей области определённых высот. Этот знак - символ полнейшего знания, а носящий его, следовательно, является обладателем полноты знания в своей области.

Его левое ухо украшает серьга декоративной формы, лишённая особой символики (татАнка). Такая серьга является обычным украшением и мужчин, и женщин, хотя в конкретном случае она представляет божественную красоту, часто проявляющуюся в красоте женщин.

Шива объединяет в себе природу мужского и женского начал в своей форме АрдханарИшвара (Ардха - половина, нари - женщина, Ишвара - владыка), он одновременно и мужчина, и женщина, однако эта "половинчатость" не приписывается самому богу (Ишвара). Считается, что Шива сам выделил эти части в самом себе.

Вокруг его шеи, рук или груди обвивается кобра. Это кундалИни шАкти ("пребывающая в спящем режиме" энергия), шАкти означает внутреннюю энергию любого существа, это запас жизненных сил (йога учит правильно использовать эту силу).

С левого плеча спускается на грудь Шивы священный шнур (ЯджнапАвитам) - символ чистоты помыслов и деяний. Наличие этого шнура (а также чистота помыслов и деяний) - одно из требований, предъявляемых к исполнителю священного ведического ритуала (Яджна), цель которого - духовное очищение. Не имеющий этого особого знака невправе исполнять Яджну. Шива, таким образом, полномочен свершать Яджну в особо крупных масштабах, таких как творение, поддержание, уничтожение вселенных.

Священные тексты наделяют Шиву эпитетом "воплощение дара" или просто "вознаграждающий" (ДАкшина мУрти). Под "даром" здесь подразумевается мудрость, опыт. В произведениях скульпторов или художников он предстаёт сидящим на возвышении под тенью баньяна и наставляющим в божественной мудрости своих четырёх учеников. Рассматривая этот образ, невольно улыбнёшься (кстати, индусская традиция не запрещает смех и улыбку, в том числе по поводу изображения божеств)... улыбнёшься потому, что учительствующий ДАкшинамУрти изображается молодым мужчиной, поучающим убелённых сединами старцев. Это тоже глубокий символ: высший разум вечно юн и неустанно наделяет мудростью тех, кто воспринимает её с должным почтением (т. е. не всех!).

Бог Шива представляет принцип (гУна) тАмас - невежество, косность, но (!), прочувствуйте глубину символа: он разрушает мир, погрязший в невежестве, он заканчивает один цикл жизни и он же создаёт "площадку" для нового - он опустошает и очищает мир от старого, чтобы дать жизнь новому...

Одежды и украшения Шивы - чаще всего шкура тигра и драгоценности: золотые ожерелья с бубенчиками, издающими мелодичный звон, украшают его буквально с ног до головы (грудь, талия, бёдра, запястья и, конечно, щиколотки). Согласно легендам, звуки ножных браслетов (гхУнгхру) НатарАджи превратились впоследствии в исполнительские виды искусства: музыку, пение, танец и театр.
Ответить

Вернуться в «Шива»