Ильм и Ладуни 2

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
RIGDEN
Магистр Приора ОХЗДС
Сообщений: 1041
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 00:27

Ильм и Ладуни 2

Сообщение RIGDEN »

БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Во имя Аллаха, Всемилостивейшего, Милосердного!

Хвала Всевышнему достойная, ибо Он украсил сердца избранных рабов Своих сияющим светом святости, взрастив их милостью и заботой, отворил ключом понимания и размышления врата единения для познавших сердца. А также слава и Божье благословение нашему предводителю, господину пророков Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, обладателю Божественного закона, показавшему мусульманской общине путь к счастью, и его роду — капитанам корабля спасения и наставления.

Один из моих правдивых друзей сказывал мне, что отдельные ученые мужи отрицают Божественное знание и то сокрытое, во что верят избранные суфии и последователи суфийского пути обучения, которые убеждены, что означенное знание сильнее, глубже знаний получаемых и приобретаемых. Они говорят: «Мы не можем себе представить такое знание, которое является предметом веры и убежденности суфиев. Мы не думаем, что в мире найдется некто, способный добиться истины знания и истинной науки, не обретая знания и обучаясь мистическому ведению, а только размышляя и раздумывая».

На что я заметил: «Как будто бы заявивший подобное не имел полного представления о различных путях обретения знаний, не слышал об особенностях человеческого духа, о его качествах, а также о том, как он осознает сокрытые знания и как в нем отражается небесная наука». Мой друг ответил: «Да, тот человек говорит, что наукой являются только фикх, толкование (тафсир) Корана и калам, а более ничего». — «Так. Однако что же это за спорщик, который признает наукой толкование Корана, в то время как Коран — безбрежное море, хранящее в себе все виды жемчугов и драгоценных камней. И ни в одном из популярных среди народа сочинений и толкований не упомянуто об этих дорогих драгоценных камнях и высших истинах. Да и истина толкования представляет собой нечто отличное от воображаемого тем спорщиком». — [174] «Действительно, он кроме толкований, приписываемых Кушайри, Салаби, Маварди и подобных им по известности, не удостаивает иные вниманием». — «Поэтому он слишком далеко уклонился от пути истины. Скажем, Судами исследованиями, пристальным изучением высказываний и мыслей искателей истины собрал в своем толковании Корана искомое и сущностное, отсутствующее в каком бы то ни было из толкований. А тот муж, который за наукой признает только фикх, калам и заурядные толкования [Корана], — словно не знающий о видах знания, его степенях, истинах, внешней и внутренней сторонах и привыкший отрицать тот предмет, в коем невежествен. И как может такого рода спорщик, не вкусивший ни капли от пьянящей истины и не услышавший аромата Божественного знания, постигнуть его и утвердиться в нем? Как он, не обладая мистическим ведением, согласится признать что-то в противоположность слепому подражанию (таклид) и принять это?» Мой друг изрек: «Я хочу, чтобы ты немного поведал о видах знаний, а также о качестве Божественного знания, изложив письменно так, как ты сам представляешь». — «Сказывать об этом предмете очень трудно, но я могу начать вступлением к нему до того рубежа, который будет отвечать моему душевному состоянию и возможностям. Естественно, я воздержусь от пространности и подробностей, ибо лучшая речь — кратка и ясна. Ища у Всевышнего Господа успеха и помощи, я удовлетворяю просьбу достойного и благородного друга в этом низкопробном послании».

РАЗДЕЛ О ЗНАНИЯХ, ЗНАЮЩЕМ И ПОЗНАВАЕМОМ

Следует разбираться в том, что знание состоит из того представления, которое приобретает разумная человеческая душа об истинах отдельных вещей, отвлеченных от их внешней сущности, количества и качества, формы и содержания.

Знающий — тот, кто, обретя осведомленность в вещах, постигает и представляет их. Познаваемое — то, что в результате представления отпечатывается и отражается в душе. [175]

Также надлежит знать, что благородство и ценность знания зависит от ценности и благородства познаваемого, ранга и степени знающего в ранге и степени знания. Поскольку нет сомнения в том, что самое благородное, высокое и ценное из известного человеку — Единственный Господь, Знающий и Могущественный Творец, то знание о Боге, представляющее собой знание Единобожия и теологию, — наивысшее, благороднейшее и превосходнейшее из знаний. Обретение этого знания является обязательным и необходимым условием для всех разумных и мудрых мужей, как о том заповедал Владеющий Божественным законом, да благословит его Аллах и да приветствует: «Искать знание обязательно каждому мусульманину». Для обретения указанного знания он также повелел отправляться в странствия, сказав: «Ищите знание, даже если придется идти до Китая».

Сведущие в данном знании являются самыми достойными и превосходными из знающих. По этой причине Великий Господь упомянул их в ряду высочайших в ранге, сказав: «Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и свидетельствуют это ангелы, и свидетельствуют это обладающие знанием» (Коран, 3:18). Поэтому совершенно ведающими в знании Единобожия являются пророки, за ними стоят наследующие им ученые мужи.

Хотя знание Единобожия и мистическое ведение о Всевышнем — суть высочайшие из знаний, совершенные по сути и благородные, тем не менее, это не служит поводом для отрицания других знаний. Однако данные знания основаны на предпосылках, которые следует извлекать из многих других различных знаний, типа астрологии, астрономии и прочих наук. Сходным образом и другие науки, классификацию которых мы изложим в своем месте, можно получить из знания Единобожия.

Следует обратить внимание на то, что любое знание по природе своей, невзирая на познаваемое, превосходно, будь то даже колдовское знание, хотя ложное и вздорное, но — знание против невежества. А невежество — из необходимых предпосылок мрака, мрак же — из необходимых условий застоя, застой сочетается с небытием, тогда как знание есть синоним бытия и существования. Разумеется, бытие лучше небытия. Руководство, направление, истина, движение и свет — все они находятся в ряду бытия. Следовательно, поскольку бытие бывает превыше небытия, тогда знание тоже [176] выше и превосходит невежество. Ибо последнее подобно слепоте и темноте, а первое — вид света и зрения. Разве равны меж собою слепой и зрячий, свет и мрак? Всевышний Господь указал на данные вопросы, повелев: «Скажи, разве сравняются те, которые знают, с теми, кто не знает ?» (Коран, 39:9)

Разобравшись в том, что знание лучше невежества, мы должны понять, что невежество — из необходимых предпосылок тела, а знание — от качеств духа. Следовательно, дух благороднее и величественнее тела.

У знания много видов, точно так же, как для знающего существуют многочисленные пути обретения знаний, о которых мы расскажем в отдельных разделах. То, что следует знать сейчас, после рассуждения о знании и ведении его преимущества, представляет собой мистическое познание души, служащей местом пребывания и зеркалом знаний, ибо тело не может быть вместилищем знания из-за ограниченности и предельности тел. Оно не соответствует приумножению знаний и их беспредельности. В телах не находит отражения ничего, кроме обычаев и правил, тогда как душа обладает способностью вбирать в себя все знания без ограничения и стеснения, непрестанно и без устали. Итак, далее мы немногословно поведаем о душе и душевных состояниях.

РАЗДЕЛ О ДУШЕ И ДУХЕ ЧЕЛОВЕКА

Всевышний Аллах сотворил человека из двух субстанций: первая представляет собой приземленную материю, темную, сложную и мутно-рыхлую, подверженную действующим силам природы, существования и разложения, и зависимую от постороннего; вторая включает в себя постигающий дух, чистый, простой и сияющий, служащий движущей силой и совершенствующий все орудия и тела.

Он создал тело из веществ питающих и составных, взрастив его при помощи действующих сил природы, укрепив его устои, доведя до совершенства его структуру и определив его границы. Но неповторимую, совершенную и совершенствующую суть духа Он сотворил Своим сокровенным повелением. [177]

Говоря о душе и духе, я не имею в виду силу, нуждающуюся в пище, или силы, возбуждающие страсть и гнев, или же ту силу, которая обретается в сердце и истекает чувствами, движением и жизнью из сердца в другие органы. Поскольку оные силы именуются животным духом, то чувства, движение, страсть и гнев считаются его армией и войском. Например, сила аппетита, существующая в человеке в результате работы печени, носит название физического духа, а пищеварение и избавление от его последствий и атрибутов, равно как и все силы, связанные с размножением, воспроизводством потомства и другим, — физическими силами, состоящими на службе у тела. Тело же обслуживает животный дух. Последний забирает названные силы у тела и задействует их по своему желанию.

Что касается души, то это простая и совершенная субстанция, достоинство и особенность которой сведены только к тому, чтобы вспоминать, размышлять, обдумывать, определять и проницать. Она впитывает в себя все знания, никогда не зная усталости и утомления от принятия и постижения отвлеченных, нематериальных вещей. Эта суть души главенствует над духами и подчиняет себе все силы, которые находятся у нее в услужении, послушны ее повелениям.

У каждой группы есть свое особое название для разумной человеческой души, то есть для ее сути. Философы именуют ее «разумная душа», Коран для нее использует выражение «упокоившаяся душа» и «дух от повеления», суфии истолковывают ее как «сердце». Разница в именах, а суть — одна, и в ней нет расхождений. Поэтому «сердце» ли, «дух» ли в наших оборотах или «упокоившаяся» в выражении Корана, все они — имена «разумной души», состоящей из простой, активной и постигающей субстанции. И где бы ни зашла речь об абсолютном духе или о сердце, будет иметься в виду именно данная чистая субстанция. Суфии называют животный дух душой. И в шариате используется этот же подход, подобно тому как было сказано: «Злейший враг твой — твоя душа, пребывающая меж боков твоих».

Говоря так, Законодатель (Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует) применяет слово «душа» и, помимо того, подчеркивает, что та душа, которая расположена между двух твоих боков. Использование данного слова указывает на силу страсти и гнева, поднимающуюся из сердца. А сердце — как раз то, что находится промеж двух боков. [178]

Теперь, после мистического познания имен души, следует знать, что исследователи и знающие мужи, обладая различными убеждениями и мнениями, по-разному истолковывают истину этой изящной субстанции. Мутакаллимы, известные и отличающиеся в схоластике, подразумевают под душой тело, говоря, что душа — тонкое тело, в отличие от плотных тел. По их убеждению, между духом и телом нет большей разницы, кроме как в тонкости и плотности.

Некоторые посчитали дух преходящим явлением, так, в этом убеждена часть врачей. Другие полагали дух кровью. Все эти группы удовлетворились только своими фантазиями и не стали искать альтернативу. Надобно знать, что дух бывает трех видов: тело, преходящее явление и чистая суть. Животный дух есть определенное тело, субтильное, подобное горящему фитилю, находящемуся за стеклом сердца, то есть той пирамидальной формы, что подвешена в груди: жизнь — освещение от того фитиля, кровь — его масло, чувства и движение — его свет, страсть, рвение и гнев — дым от него, а сила аппетита, заложенная в печени, считается его обслугой, охраной и представительством.

Данный дух присутствует во всех животных и также в человеке, ибо он сам есть тело, а его следами служат внешние свойства. Этот дух не приучен к знанию и совершенству. Не может он постичь сотворенное, и не знакома ему истина Творца. Он — пленный слуга, который умирает со смертью тела, разрушаясь сам, вместе с его разрушением. Если крови прибавится, то по причине перегрева этот фитиль потухнет. Если в нем возникнет изъян, то из-за переохлаждения он также погаснет, а его угасание приведет к смерти и уничтожению тела.

Не этот дух является адресатом Всевышнего Господа, и не ему вменены в обязанность религиозные заповеди. То, что животные и звери не становятся теми, к кому обращаются, и теми, кому должно выполнять заповеди Шариата, но человек взял на себя обязанности адресата, произошло ради нечто такого, что является его особенным свойством, которым не обладают животные. Это нечто и есть та разумная душа, тот упокоившийся дух. И данный дух — не тело, не преходящее явление, но — Божественное веление, как было изволено: «Скажи: дух - от повеления Господа моего» (Коран, 17:85).

И еще было сказано: «О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!» (Коран, 89:27-28) [179]

Повеление Господа не является ни телом, ни внешней формой, но — одной Божественной силой, подобно Перворазуму, Скрижали, Перу, которые суть чистые субстанции, не связанные с материей и состоящие из нематериального света, рационального и внечувственного. Дух, или — в нашем выражении — сердце, подобен такой же чистой, не подверженной разложению субстанции, которая никогда не исчезнет, не погибнет и не превратится в ничто, а отделится от тела в ожидании Дня воскрешения, когда она снова возвратится к нему, как об этом упомянуто в шариате.

В философских науках было доказано убедительными доводами и ясными аргументами, что разумная душа человека не является ни телом, ни преходящим явлением, но — сутью, чистой, предвечной, не приемлющей разложения и вечной. Здесь нам нет нужды раскрывать аргументы и приводить доказательства. Всякий, кто пожелает, сможет обратиться к связанным с этой отраслью книгам и почерпнуть познания оттуда. Тот путь, который мы избрали, — не путь аргументов и доказательств, а путь откровения, очевидности, убежденности в видении и вере.

Всевышний Господь порой приписывал человеческий дух Своему повелению, а иногда — относил к Своему благородству, говоря: «И вдохну в него Моего духа» (Коран, 38:72). А также приказывая: «Скажи: дух - от повеления Господа моего» (Коран, 17:85). И еще сказав: «И Мы вдохнули в нее [Марию] от духа Нашего» (Коран, 66:12).

Естественно, Всевышний Господь выше и величественнее того, чтобы соотносить с Собой тело либо преходящее явление, которые презренны, ничтожны, подвержены отмиранию и тлену, изменению и разложению. О том же говорил Законодатель, да благословит его Аллах и да приветствует: «Духи — регулярные войска». И еще он сказал: «Духи павших мученической смертью пребывают в зобах зеленых птиц».

Форма же после исчезновения и смерти своего содержания сама исчезает и уходит в небытие, поскольку она не предвечна по сути. А тело, как упоминается в книгах по врачеванию, разлагается на составные части, которые у него были до составления из материи и формы.

Когда мы сталкиваемся с подобными аятами Корана, преданиями (хадисами) и рациональными доводами, то понимаем, что дух — особая субстанция, простая, нематериальная, совершенная [180] и живая по сути, так как годность и негодность религии и религиозных учений проистекают из него. А физический и животный духи, как и все силы тела, — его подданные, исполнители его приказаний. Эта простая субстанция постигает виды знаний и истины существ без обращения к лицам и их вере. Дух способен постигать истину человечности, не видя человека, равно как, не испытывая потребности видеть лиц и особ, он постигает ангельские и дьявольские создания, поскольку чувства людей неспособны их разглядеть, но могут постичь их суть.

Ряд суфиев утверждает, что как у тела есть глаз, видящий внешнее, так и у сердца есть видение, которым оно зрит истины. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Только в рабе Божьем и в его сердце есть два ока, которыми он постигает сокровенное». В воле Всевышнего Аллаха оказать благорасположение к рабу и раскрыть его сердце для видения того, что скрыто от его очей. И этот дух не умирает со смертью тела, ибо Господь пригласил его к своему престолу, повелев: «Возвратись к Господу твоему» (Коран, 89:28).

Однако он отказывается от тела, отделяясь от него. Составной частью отказа является вывод из строя животных и физических сил и остановка движения, истолковываемая как смерть.

Упование и обращение людей Пути, то есть суфиев, к духу и сердцу — несравнимо больше их упования на личность и тело. Поскольку дух — от Всевышнего Господа, постольку он проживает в теле подобно страннику и скитальцу. Все его внимание обращено к своей основе и своему источнику. Поэтому в случае, если он окрепнет и его не затянет в трясину натуры, то широкое использование им своей основы и цели принесет больше пользы, чем ее приходит к нему от тела.

После того как выяснилось, что дух — это простая субстанция, и стало известно, что каждое тело поневоле требует пространства, а каждая форма не в состоянии пребывать без основания, следует усвоить, что данная простая субстанция не растворима ни в каком месте и не размещается ни в какой точке. Тело не служит местом для духа или помещением для души, но — инструментом духа, орудием души и верховым животным сердца. А дух не связан с органами тела точно так же, как не существует и отдельно от них. Тем не менее, его среда обитания — в теле, которое он использует. [181]

Самый первый свет торжествует в мозге, а первый мозг — место торжества его особенного сияния. Передняя доля мозга считается его охраной, средняя — советником и руководителем, задняя — его кладовой с хранителем, органы тела — его пешими и конными силами, животный дух — его прислугой, дух физический — его представителем и ходатаем, само же тело — его верховым животным, мир — ареной для него, жизнь — его капиталом, движение — его торговой деятельностью, знание — его прибылью, мир иной (тот свет) — его целью и устремлением, Божественный закон — его путем, похотливая душа — врагом в его сердце, порицающая душа — предостерегающими угрызениями совести, внешние чувства — его лазутчиками и помощниками, религия — его сторожем, разум — его учителем, чувства — его учеником, а Творец мира наблюдает за ним со стороны. Дух в том описании, о котором шла речь, и с теми орудиями и инструментами, которые были перечислены, не обращается всецело к материальному телу и не смыкается с ним, но, всесторонне используя его, устремляет взгляд к своему Творцу, пользуясь телом определенное время по Его повелению.

Стало быть, в таком путешествии и в течение его у духа нет другого занятия, кроме как приобретать мистическое познание и обучаться знаниям, поскольку украшать дух в вечном мире будут только наряд и красота знаний, а имущество с потомством, которые скрашивают жизнь мирскую, не смогут это сделать. Подобно тому, как глаза видят лица, уши слышат голоса, язык готов изрекать, животный дух хмелеет от плотских наслаждений, физический дух влюблен в животные удовольствия, — точно так же и святой дух, упокоившееся сердце человека, в течение всей жизни не ищет ничего другого, кроме знания и мистического ведения, не прикипая сердцем ни к чему другому. Всю свою жизнь он постоянно украшает красотой знания. Если же его привлекает что-то иное, кроме знания, то ради выгоды и интересов тела, а не в качестве цели и устремления.

Сейчас, когда стали понятными состояния духа, его стойкость и предвечность, его любовь, приверженность мистическому ведению и знанию, есть необходимость обратить внимание на классификацию знаний. И хотя у знания много видов, мы все же кратко их перечислим. [182]

РАЗДЕЛ О ВИДАХ ЗНАНИЯ

Следует понимать, что знание бывает двух видов — от Божественного закона и от разума. Большинство наук от Божественного закона причисляются сведущими в них к рациональным точно так же, как большинство рациональных наук у разбирающихся в них, представляют собой знания от Божественного закона.

«Кому Аллах не посылает света, тому - нет света» (Коран, 24:40).

Первый вид — знание от Божественного закона — подразделяется на два: знание основ и знание производных.

Знание основ, или знание Единобожия, является обращением и мистическим познанием Бога, Его предвечных, действенных и сущностных качеств, объяснявшихся разнообразными именами. Кроме того, это рассмотрение и изучение состояний пророков и последователей, имамов и сподвижников, обращение к смерти и жизни, к Дню воскрешения, сбора и Суда, достижение милости Творца — и это считается основой религиозных убеждений. Приверженность в рассуждениях изучающих настоящее знание такова: во-первых, аяты Благородного Корана, во-вторых, хадисы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и в-третьих, рациональные доказательства и сравнительные доводы.

Знатоки данного знания заимствовали посылки диалектических умозаключений и его базис из логики и философии, используя, однако, большинство выражений и терминов не по назначению, истолковывая словосочетания и обороты типа «содержание», «форма», «доказательство», «аргумент», «довод» и им подобные таким образом, что смысл каждого из терминов у различных групп разный. Например, философы имеют в виду под словом «джаухар» (суть, содержание, субстанция) нечто свое, суфии — свое, а мутакаллимы — совсем другое. То же самое и с остальными вопросами. Целью нашего послания не ставится изучение смыслов и терминов, раскрытие убеждений и мнений данных вероучений, и мы не будем это обсуждать. Те, кто в основах убеждений и в знании Единобожия уделяют исключительное внимание каламу, обсуждению и аргументированию, стали известны под прозвищем мутакаллимов, а наука калама обрела известность как знание Единобожия. [183]

В число знания основ входит толкование Корана, поскольку Коран — самая великая, благородная и ценная Книга. В нем содержатся многие символы и тайны, к которым не всякий разум в состоянии пробиться, кроме тех, по отношению к кому в понимании Книги были оказаны милость и благоволение.

Благороднейший Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Нет ни одного знамения из знамений Корана, опричь содержащего в себе явное и сокрытое. А сокрытое в нем скрывает еще до семи сокрытых» (в другом хадисе приведено: «до девяти сокрытых»).

Кроме того, он изрек: «Каждое слово из слов Корана обладает смысловой границей, и у каждого есть степень восхождения».

Всевышний Господь известил, что в Благородном Коране присутствуют все знания и истины, явное сущих и их тайны, от маленьких до великих, чувственных и постигаемых разумом, указав на это смыслом сказанного: «Ни свежей, ни сухой былинки, что в Ясной Книге Бога означена бы не была» (Коран, 6:59), а также повелел: «Чтоб над знаменьями ее могли бы поразмыслить все те, кто в разумении живет» (Коран, 38:29).

Когда вопрос Корана является главнейшим из вопросов, а понимание его затруднительно, какой из комментаторов сможет как следует, с честью выполнить свое дело и какой из ученых мужей сможет справиться с разрешением его тайн? Да, каждый из комментаторов толковал Коран в меру своих сил и понимания, прилагая усилия к разъяснению его смысла по степени своего разума и знаний. Каждый что-то сказал, на самом деле не сказав ничего.

Наука о Коране складывается из знания основ, производных от Божественного закона и рационального знания. Исходя из этого, комментатору необходимо рассматривать и изучать Коран с различных сторон: с точки зрения лексики, словосочетаний, аллегорий, со стороны грамматики, учитывать философские убеждения и мнения суфиев, чтобы его тафсир приблизился к истине и действительности. И всякий раз, довольствуясь какой-либо из сторон или удовлетворяясь одним направлением, он не сможет отстоять свою точку зрения.

Знание основ предполагает также знание преданий (хадисов Пророка) и притч. Благороднейший Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был самым красноречивым среди арабов и неарабов. Его учитель от Бога повелевал ему Божественным откровением [184] (вахи), а его разум познал и объял все сущее на небесах и на земле. В каждом из его выражений, в любом его слове — море тайн, сокровищница секретов. Посему столь важно и необходимо знать притчи, предания и наследие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Никто не в состоянии обнаружить совершенное овладение словами Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и знанием пророческих высказываний, осознать их полностью, разве только поступать в соответствии с предписаниями Законодателя и выполнять их, делая безупречной свою душу и сохраняя свое сердце обращением к пути Истины и неуклонным руководством шариата.

Тот, кто пожелает вступить на путь комментирования Корана и эзотерического толкования преданий и захочет, чтобы его разъяснения соответствовали истине, должен, прежде всего, обрести познания в лексикологии, проявить совершенное мастерство в синтаксисе, отличиться на поприще правил и основ морфологии, поскольку лексикология считается лестницей для иных наук. У не познавшего ее нет пути к обретению знаний. Разумеется, пожелавший подняться на недосягаемый уровень вынужден сначала готовить себе лестницу, а уж затем взбираться по ней. Для других наук лексикология также является средством подъема, ибо она, как говорится, — фундамент и основа любого правила. Поэтому каждый из стремящихся к знанию должен испытывать потребность в лексикологии.

Первый предмет изысканий в области лексикологии — познание букв, из которых составлены отдельные слова. Затем следует ознакомиться с глаголами, например трех- и четырехбуквенными, и т. п. Лексиколог также должен обратить пристальное внимание на арабскую поэзию, в особенности на стихи доисламского периода, являющиеся в арабской поэзии лучшими и самыми ясными, несущими энергию мысли и пищу для духа.

Однако пристальное внимание к лексикологии, буквам, словам и арабской поэзии не освобождает от необходимости изучать грамматику. Грамматика для лексикологии — что весы для золота и серебра или логика для философии, она сродни метрическому размеру в стихах или метру для тканей и мере для зерна. Естественно, доколе не будет всякая вещь взвешена на пригодных для нее весах, дотоле не выявится ее даже приблизительная сущность. Стало быть, лексикология, считаясь одним из доказательств в знании Единобожия, есть [185] средство и преддверие к знанию толкования хадисов и Корана. Без знания Единобожия душам людей не найти пути к спасению. Без него невозможно обезопасить себя в Судный день.

Вот таким было изложение знания основ убеждений или основ религии. Вторая разновидность знания от Божественного закона представляет собой производное знание, или знание законов. Дело в том, что знания бывают теоретическими (умозрительными) и практическими. Знание основ — теоретическое, а производное знание — практическое.

Практическое знание включает в себя три вида прав.

Первый — право Всевышнего Господа, состоящее из столпов Бо-гопоклонения: вопросы ритуального омовения, молитва, пост, налог с имущества, паломничество, джихад, призывы к Аллаху, праздничные, пятничные и дополнительные молитвы и т. д.

Второй — права рабов Божьих по отношению друг к другу, состоящие из общественных установлений и подразделяющиеся, в свою очередь, на два типа: права, ведущие к определению взаимоотношений, например, в торговле, партнерстве, вознаграждениех, займах, наказаниях и всех вопросах чести, и права, определяющие односторонние акты и соглашения, как-то: брак, развод, освобождение от рабства, порабощение, вопросы и дела наследования. Эти два типа именуются термином фикх. Знание фикха — благородное, ибо оно, отвечая общим интересам, полезно и необходимо для всех людей.

Третий вид — право личности по отношению к своему духу, состоящее из знания черт натуры. Последние бывают либо порицаемыми, тогда их следует избегать, либо похвальными, тогда их нужно приобретать, украшая с их помощью дух. Они были раскрыты и разъяснены в Преславном Коране и пророческих преданиях.

Всякий, кто пожелает себя ими украсить, найдет вечный Рай.

Что касается второго вида знаний из первичного деления, а именно рационального знания, то оно чрезвычайно сложное, ибо в нем возможны как истина, так и ей противоречащее. Данное знание подразделяется на три категории.

Первая категория представляет собой математические знания и логику. В число математических знаний входят: арифметика, имеющая дело с числами; геометрия, рассуждающая о размерах и [186] формах; астрономия, изучающая и исследующая небо, звезды, сферы земли и все, с ними связанное. Определение дней рождения и предсказания по звездам также происходят от этих знаний. К числу математических знаний относится и наука о музыке, занимающаяся соотношением струн и аккордов.

" الوقت كالسيف ان لم تقطعْه قطعك "
Аватара пользователя
vnydry
Сообщений: 2598
Зарегистрирован: 21 сен 2013, 12:41
Пол: Ж

Re: Ильм и Ладуни 2

Сообщение vnydry »

Благодарю Вас за продолжение чрезвычайно интересной темы, Магистр Ригден.
С уважением к Вам.
Аватара пользователя
Рита 123
Сообщений: 5472
Зарегистрирован: 25 май 2013, 08:47
Пол: Ж

Re: Ильм и Ладуни 2

Сообщение Рита 123 »

Благодарю Вас,  Магистр RIGDEN.
С уважением.
Бочка желаний бездонна, и ее никогда не наполнить до верха. Вещи не дарят счастья. Истинное счастье идет изнутри.
Аватара пользователя
Маунт
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 8219
Зарегистрирован: 08 июн 2016, 11:11
Пол: М

Re: Ильм и Ладуни 2

Сообщение Маунт »

Благодарю Вас уважаемый Магистр Ригден за данную информацию.С уважением.

[ Post made via Android ] Изображение
Знание без практики мертво !
Аватара пользователя
Clarissa
Сообщений: 7666
Зарегистрирован: 15 июн 2013, 23:11
Пол: Ж

Re: Ильм и Ладуни 2

Сообщение Clarissa »

Благодарю Вас, Магистр RIGDEN, за продолжение темы.
С уважением.
Ответить

Вернуться в «МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ И ПОДХОДЫ»