6 января, Святвечер, был одновременно последним днем Рождественского поста,
потому трапеза, за которую садились после появления первой звезды, возвещающей
Рождество Христа, была постной. Более того, весь день 6 января соблюдали строгий пост
— голодали, за исключением совсем маленьких детей и немощных стариков,
которым давали немного отварной пищи.
Зато вечером, чтобы подчеркнуть праздничность момента, стол накрывали хоть и постный,
но богатый — минимум из 12 блюд. Трапезу эту называли богатой кутей. Необязательно было
есть от и до все блюда (да и в больших украинских семьях такой возможности не было) —
но каждый член семьи пробовал по кусочку всех двенадцати.
Начинали, конечно же, с главного — кутьи, обрядовой каши, сваренной из пшеничного
(в некоторых регионах — рисового, ячменного) зерна и приправленной различными лакомыми
добавками: растертым маком, цукатами, узваром, сладкими конфетами, орехами. Чем больше
таких лакомств будет в кутье — тем лучше, потому что она — символ достатка и райской жизни.
А кроме того, кутья — обрядовое поминальное блюдо, потому миску кути и стакан узвара ставили
для предков, чьи духи, как считалось, навестят родной дом в эту волшебную ночь. А еще кутью
как пожелание благополучия носили самым близким и важным людям — кумовьям, крестным
родителям, бабушкам-дедушкам. Этот обряд называется «носить вечерю»: несут кутью дети,
а взрослые пробуют ложечку кутьи и одаривают детвору гостинцами.
У всех 12 блюд рождественского стола было свое символическое значение. Причем даже не одно:
переплелись более давние, языческие корни праздника и христианские традиции. Когда-то,
в дохристианскую эру, наши предки верили, что в декабре-январе зарождается
чудодейственная жизненная сила, которая обеспечит в течение всего следующего года
достаток и радость и человеку, и природе.
Христианство придало чисто житейским верованиям более глубокий смысл, потому 12 блюдам на столе,
подготовке к празднику, рождественским приметам и обрядам уделяется столько внимания.
Вообще нет единого перечня всех 12 блюд для всех — страна наша большая, в каждой местности
свои особенности: вместо простого постного борща — борщ с тестяными ушками, пустыми или
с постной начинкой, например, грибами. Или борщ с карасями. Или борщ мог заменяться
капустняком. На Виннитчине варили кашу — пшенную или гречневую. Кое-где подавали блины.
Главными и неизменными блюдами для всех остаются узвар, кутья, постные вареники и различная
постная выпечка. Ее должно быть как можно больше: это гарантирует здоровье и силу хозяину
дома, принесет достаток и урожай. Калачи, пампушки, пирожки и пироги — все будет правильным.
Подавать все это богатство, конечно же, нужно было на правильно накрытом столе.
На стол клалось сено из дидуха (большую часть этого снопа хозяин отдавал коровам,
овцам и козам, а немного приносил в дом; с хозяином в обряде участвовали сыновья),
оно покрывалось новой нарядной скатертью, и уже на эту скатерть ставилась еда.
Как правило, трапеза с 12 блюдами, первая торжественная рождественская еда, проводилась
исключительно в кругу семьи. Уже после нее дети несли вечерю крестным, молодежь или
мужчины уходили колядовать, взрослые собирались в церковь, а незамужние девушки не
упускали случая погадать на суженого (хотя церковью это и запрещалось).
В гости выбирались 7 января, после церковной службы и разговления. Наступает волшебная
Рождественская ночь, и спать этой ночью нельзя, иначе проспишь свое счастье. Да это и не получится:
колядники поют свои песни и веселятся, звонят церковные колокола и шумно радуются люди,
возвращаясь со службы.
Когда клали кутью на Рождественский стол,то говорили слова особого заговора,тогда все
поевшие или попробовавшие праздничную кутью были крепки здоровьем и меньше болели
в году,а больным такая кутья помогала избавиться от болезни и набраться сил:
"На свят вечор кутья готова,
от всякого призора,от хворобы,
от ломоты,от лихоманки,
от болетоку,от утробной боли,
от жил скрута,от всякой худобы.
С нами Рождество святое
и сорок сороков святых.
Господи благослови.
Аминь."
Читают три раза на общую тарелку с кутьей.Чужим ее лучше не давать.