Герметическая истина «что вверху, то и внизу» выдает всем известный секрет
о том, что Вселенная обладает голографической природой. Это обманчиво
простая мысль позволяет соединить отдельное с целым, малое с большим,
микрокосм с макрокосмом чтобы осознать что вселенная внутри нас самих.
Она непосредственно выражает ту основополагающую связь, которая сама,
как оказалось, послужила трамплином для многих проявлений человеческого
вдохновения и творчества. Объединением верхнего и нижнего преодолевается
ощущение разобщенности, которое ныне порабощает нас самым разным образом.
Если каждая часть отражает целое, к которому она принадлежит, тогда
большое можно усмотреть в малом. Наше тело, с определенной долей
условности, способно подтвердить эту истину. Для получения общей карты
состояния организма, его исследуют по частям, обращаясь к разным наукам.
Так, рефлексология дает сведения, изучая стопы ног, хиромантия — исследуя
ладони, а иридология — радужную оболочку глаз.
Сакральное тело
Соотношения в человеческом теле с давних пор интересовали духовно
пробужденных людей. Художники эпохи Возрождения, вслед за египтянами,
использовали схему из 18 пропорций, разбивая тело от ног до головы на девять
квадратов. Отправными для составления пропорций были измерения размаха
рук, длины верхней части тела и общей высоты. Этот сугубо математический
подход изображения вселенной внутри нас был запечатлен в образах
прекрасного и священного. Он постоянно воспроизводился в сакральном
искусстве и архитектуре неродственных цивилизаций. Как святилище храм
возводился с таким расчетом, чтобы воплощать собой тело духа, внешнюю
оболочку для неизречимого. Аналогия здесь очевидна. человеческое тело и
тело храма выражают одну жизнь посредством всеобщего языка священной
меры. Часто можно слышать выражение «Тело есть храм духа», но оно
превратно истолковывается, если под этими словами подразумевают, что тело
пусто и ждет наполнения, тогда как тело и дух уже едины и не могут быть
разобщены. Дух и материя уже сочетались божественным браком в каждой
клеточке тела. Тело есть самое плотное выражение разума, а разум есть
все самые тонкие проявления тела; и в основе этого всего мира, о самого
плотного до самого тонкого, лежит одна субстанция. Христианские церкви,
индуистские храмы и буддийские ступы — все они воплощают священное
соотношение, выраженное через архитектурную форму.
Человеческое тело как микрокосм исстари служит предметом всеобщего интереса.
Санскритский текст «Шива-самхита» описывает тело в виде символического
ландшафта показывая что целая вселенная находится внутри нас. В главе 11,
стихи 1—4, мы видим, как тело приобретает космическую природу: «В этом теле
гора Меру, т. е. позвоночный столб, окружена семью островами; там имеются
реки, моря, горы, поля; и хозяева полей также. Здесь есть провидцы и мудрецы;
а также все звезды и планеты. Здесь находятся святые места паломничества,
алтари; и главные божества алтарей. Солнце и луна, силы созидания и разрушения
также двигаются здесь. Эфир, воздух, вода и земля есть тоже. Все существа,
что живут в трех мирах, можно отыскать в сем теле; окружая гору Меру, они
заняты своими делами». Целое тело рассматривалось как символическое
отображение более величественной действительности. Связь между частями и целым
выражает вечную связь между единством и разделейностью, между одним и многим.
Взаимозависимость внутри тела отражает взаимосвязь в самой природе.