Земной отец
Император — это структура, порядок, ясность и реальность. Как старейшин, а он не
только обеспечивает безопасность и порядок, но и несет большую ответственность. Его сила
— в умении настоять на своем, никогда не теряя красной нити. В XX веке патриархальный
образ отца стал размываться, и те ценности, которые он олицетворяет, кажутся многим уже
отжившими. Люди забывают мри этом, что в нем заключена сила, позволяющая
осуществиться их идеям, желаниям и намерениям. Он — тот самый делатель, реализатор, у
которого «руки растут откуда надо». При этом он вовсе не противник всякой жизни, каким
его часто представляют. Наоборот: в правой руке него жезл-анкх, древнеегипетский символ
круга и креста, означающий живое соединение женского и мужского начала. Для египтян он
был символом жизни вообще. Этот жезл характеризует его как хранителя и защитника
жизни
Ключевые слова к карте Императора:
архетип — Отец (Отечество);
задача — последовательное осуществление идей, намерений и, возможно, давно лелеемых
чаяний, настойчивость;
цель — создание и обеспечение порядка и безопасности, структура, выдержка;
риск — возможны упрямство, педантизм, косность, негибкость;
жизнеощущение — сознание ответственности, умение не терять красную нить,
реалистичность, трезвомыслие.
Небесные и земные родители
Взятые в таком порядке, эти карты родительских пар уже дают ясное представление о
темах и этапах Пути Героя
Обе родительские пары выступают в первых четырех картах в следующем порядке:
мужская (I), женская (II), женская (III), мужская (IV). В принципе нечетные числа считаются
мужскими, а четные — женские, так что, казалось бы, логичнее придать Императору номер
III, а Императрице — IV. Однако и эта произвольная нумерация говорит о многом:
1. Земное есть отражение Небесного, поэтому земные родители, «как в зеркале»,
меняются сторонами с небесными.
2. Такому четверичному ритму подчинено в нашем мире все, имеющее физическую или
материальную форму. Сначала всегда нужен зачинающий импульс (I), которому необходим
отклик, эхо, готовое воспринять его (II). Без такого эха импульс затухает. Но и эха не может
быть без импульса. Когда наличествуют оба, то — «от Одного явились Два, из Двух
образовались Три», — начинает созревать плод (III), в конце концов обретающий свою
уникальную, конкретную форму (IV). Если говорить о развитии человека, то это: семя (I),
яйцо (II), плод в утробе (III) и момент появления ребенка на свет (IV). Если взять процесс
творчества, эти стадии означают: замысел (I), позитивный резонанс, то есть ту плодородную
почву, без которой замысел не осуществится (II),
разработку проекта (III) и, наконец, его воплощение в жизнь (IV).
3. Такое расположение пар имеет значение и для Путешествия Героя. Четыре первые
карты уже дают представление о том, куда ведет Героя его путь, какие задачи на каких этапах
ему предстоит выполнить. Мужской путь — это путь воли, сознания, также и путь Закона,
потому что Герой на своем пути должен познать законы жизни, законы мира, в котором он
живет, и научится действовать в соответствии с ними. Вначале этот путь идет по
однозначным картам, и первая из них — это Маг (I). Это активная карта, предполагающая
вызов и достаточную смелость чтобы принять его и выдержать испытание с честью. В
определенном смысле этот этап означает начало жизненного пути. Герой, то есть, в
сущности, каждый из нас, рано или поздно освобождается из-под материнской опеки (III =
Императрица), чтобы бить в окружающий мир и стать взрослым. Далее для Героя наступает
этап Жрицы (II), означающей вхождение в ряд двузначных карт, то есть в систему
межчеловеческих отношений, и первое погружение в таинственные глубины собственного
подсознания, в священную мистерию жизни. На этом этапе человек должен научиться
искусству жить и давать жить другим, быть и понять другим быть иными, отличными от него
самого, ибо то, он познает через общение с другими, может быть освоено и усвоено лишь в
том случае, если он будет воспринимать опыт других людей непредвзято. Этот путь, путь
собственного желания и сострадания к другим, нельзя пройти силой: можно лишь дать вести
себя по нему, будучи готовым следовать велениям свыше освободившись из-под опеки
матери (III = Императрица), человек вырастает и встречается с новым испытанием: ему
придется заново научиться смирению, отказаться от завоеванных атриев самостоятельности
(IV = Император), чтобы препоручить себя верховному водительству. Вот что пишет об этом
исследователь древних мифов и юнгианский психолог Джозеф Кэмпбелл: «Во второй
половине жизни символы наших привычных желаний и страхов меняют полярность. Теперь
нам ближе не жизнь, а смерть. И отказаться нам легче уже не от женского лона, а от
собственного фаллоса». Но, чтобы пройти это испытание, нужно обладать уже достаточно
развитой личностью; вот почем сначала необходимо пройти первый этап, а потом второй, в
обратном порядке ничего не получится. Сначала человек должен воспитать свое «Я», придать
ему силу, познать законы жизни на этапе Мага, и лишь йотом он может перейти к этапу
Жрицы, вступить на мистический путь милосердия и преодоления собственного «Я»,
который и вернет его к изначальной целостности.