Недавно встретил в сети интересную статью, которая называлась "Тот, кто прячется публично".
Статья достаточно интересная, не все конечно в ней верно и не все так как указывает автор, но все
же есть интересные моменты на которые смышленые и осознанные люди могут обратить внимание
и сделать некоторые выводы. Я разделил статью на две части и дам двумя темами. А вы дорогие
форумчане напишите свое мнение о том, что прочтете.
Тот, кто прячется публично
То, что натворил Говард Лавкрафт, очень похоже на то, что сделал Карлос Кастанеда. Давайте сравним.
1. У Лавкрафта стиль и тематика рассказов апеллируют к древним временам, а также к снам и грёзам. У Кастанеды те знания, которые он описывает, тоже пришли из древности, и он довольно часто делает акцент на практику Сновидения и Видения.
2. У Лавкрафта главной чертой мифических ситуаций выступают Великие Древние — могучие божества, вызывающие страх и отвращение. У Кастанеды главным источником описываемых знаний являются Древние Видящие — самые талантливые из магов, внушающие омерзение своим коварством и страх своею силой.
3. Великие Древние достойны уважения как боги, а Древние Видящие достойны уважения как колдуны и йоги, достигшие вершины магического искусства.
4. Великим Древним бесполезно поклоняться, потому что люди для них слишком мелки, чтобы этих людей заметить. Древним Видящим чужда человеческая мораль, и потому даже тот, кто у них обучается, не может быть уверен, что его не принесут в жертву или не лишат силы.
5 и 6. Великие Древние потому «Древние», что каждый из них является конгломератом различных божеств, почитавшихся в древности, а ныне забытых. К примеру: Шуб-Ниггурат — это одновременно Шуб-Нурлай (африканцы), Инанна (шумеры), Асет/Исида (египтяне), Афродита (греки), Иштар (ассирийцы, аккадцы), Астарта (финикийцы), Лада (славяне) и все остальные божества всех народов, восходящие к архетипу богини-блудницы-ведуньи. Древние Видящие — это тоже конгломерат, это совокупность не только индейских, но и вообще всех Людей Знания разных народов, придерживавшихся относительно одинаковых взглядов и живших приблизительно в одно и то же время. Для исследователей уже не секрет, что Дон Хуан — это собирательный образ, придуманный на основе как минимум трёх реальных людей, дополненный цитатами из различных книг и додуманный Карлосом. Конечно, ни Лавкрафт, ни Кастанеда не раскрывают этой тайны, не говорят о ней прямо, вместо того стараясь создать для Великих Древних и Древних Видящих какие-то более очевидные исторические привязки, — и в этом заключается ещё одна черта похожести подходов этих двух величайших писателей.
7 и 8. В Мифах Ктулху наряду с вымышленными именами Великих Древних упоминаются имена всем известных божеств — Ноденс (кельты), Баст (египтяне), Гипнос (греки), Дагон (разные семитские народы). Подчас известное божество описывается с такими чертами, будто бы оно относится к иерархии Великих Древних (например, так описан Дагон). У Кастанеды упоминается исторически известное племя тольтеков, а также такие термины народов нагуа как Тональ (правильно — «тохнахль», «тоналли») и Нагуаль (правильно — «нахуатль»), но — все эти слова используются совершенно в других значениях. Упоминание настоящего наряду с вымышленным создаёт эффект реальности вымышленного. Описание реального с добавлением вымышленных черт создаёт эффект причастности автора к неким тайным знаниям, будто бы он знает об общеизвестном что-то такое, чего не знают или что скрывают другие. Это два характерных ораторских приёма, которые используют для привлечения сторонников.
9. В Мифах Ктулху среди прочего упоминаются такие индейские божества как Тлалок и Коатликуэ. Сами обряды часто описываются как проводимые индейскими жрецами или же включающие такие индейские мотивы как каннибализм (например, у квакиутлей) и человеческие жертвоприношения с изощрёнными истязаниями (майя и ацтеки). Часто упоминается земля Му, где, вместе с белым населением, обитали предки перуанцев. В Культе Альяха подчёркивается священность земли Мот и сила тамошних колдунов. Упоминается столица народа тнабс — Шешен-Ицхет, а это не что иное, как Чичен-Ица. Кастанеда тоже отсылает нас к индейцам: и Дон Хуан у него индеец, и все знания тоже индейские.