Погружение в Бога происходит в состоянии экстаза (джазб). Для того, чтобы произошло единение мистика с Аллахом необходимо достичь мистического переживания Фана («самоуничтожение», «самостирание»). За ним следует состояние «пребывания в Боге» (бака). Но это уже не, экстаз «опьянения» Богом. Это состояние «трезвого» видения мира, уже божественными глазами, когда созерцание единство вещей – «всё во всём». Шейх Джунайд аль-Багдади, переживая «Фана», не выплёскивает наружу свои эмоции в изречениях в отличие от «опьяненных» мистиков, Абу Йазида аль-Бистами и особенно Мансура аль-Халладжа. В этом смысле «трезвость» выразилось в том, что он не излагает мистико-эзотерическую суть суфизма, его догматические и культовые тайны, для широкой публики непосвящённых. Он пишет для посвящённых. Нарочито трудный язык изложения, полный неясностей и противоречий совершенно ясен для посвящённых, а непосвящённые практически ничего не понимают, склоняясь перед многомудростью произведения, не подозревая, что здесь всего-навсего дидактический приём.
Шейх Багдади не пишет для обыкновенного читателя о единстве человека с Богом как слиянии двух сущностей. Наоборот, он пишет на языке широкой публики об абсолютной недосягаемости и непостижимости Бога. Различные авторы считают, что Джунайд аль-Багдади исполняет запрет эзотеризма на открытие его тайн непосвящённым. В мусульманской среде этот принцип эзотеризма ассоциирует с «такиййа». Багдади также во всеуслышание предостерегает от критики правителей и религиозных авторитетов. Данная «трезвость», по пословице «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» придает суфизм аль-Багдади характер «умеренного» и позволяет суфизму существовать и осуществлять свою деятельность.
Джунайд получил традиционное мусульманское образование у одного из выдающихся ученых эпохи — у шейха Абу Тхаура аль-Кальби. В мистические суфийские тайны его посвящал его дядя шейх Сари ас-Сакати, а также шейх Харис аль-Мухасиби и шейх Мухаммад ибн Али аль-Касаб. Личность, проповеди и трактаты Джунайда имели первостепенное значение для суфиев Багдадской школы, а сам мыслитель получил среди суфиев прозвище «шейх ут-та́ифа» или «сайид ут-та́ифа» (Господин, Учитель общины). Умер в Багдаде, где и прожил всю свою жизнь.
До наших дней сохранилось не более 15 трактатов Джунайда. Вот некоторые из них:
Трактат о божественном единстве (Китаб ат-таухид)
Книга о божественном поглощении (Китаб аль-фана), в которой разработана концепция фана — растворения мистика в Боге
Духовное лекарство (Дава уль-арвах)
Послания (Риса́ил) - представляет собой письма, адресованные частным лицам, а также трактаты-послания на темы суфизма, часть из которых написана в форме комментариев на отдельные аяты Корана.
На фото: Мавзолей Джунайда Багдади в Ираке
На фото: благословенная могила шейха Джунайда