В суфизме есть такое понятие о человеке как “Вали” (мн.ч. – “аулия”). Это слово можно перевести по разному, от “друзья Бога” до “Святые”. Есть также такие понятия как “Посланник” (расул) и “Пророк” (наби). Существуют разные мнения о соотношениях вали, расуля и наби. Ислам утверждает непререкаемое превосходство пророков. Да по другому и быть не может, т.к. Хазрати Мухаммад – Пророк, а он превыше всех живущих на земле. Вали же находятся сразу же “за спиной Пророка”. Согласно хадисам, мир держится на 356 святых (аулия), хотя они и остаются неизвестны всему миру. Эти святые имеют очень строгую иерархию на вершине которой находится “кутб”.
Дальнейшая разработка концепции Вали привела к тому, что имам Тирмизи в 9 веке нашей эры написал произведение “Хатм аль-аулия” (Печать святых). Тирмизи утверждал, что святость (вилая) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света. В трактате “Печать святых” он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути – неукоснительного соблюдения требований шариата и тарика, или же через Божественную милость и благодать.
Тирмизи впервые, очень четко, описал иерархию святых, которые должны заботиться о мире. В его иерархии аулия составляют группы в 3, 7, 40, 300 и 400 человек, каждый из которых имел собственную миссию в деле духовного обучения и развития орденов. Степень святости зависит от духовного опыта и уровня знаний, приобретенного святым.
Это представление о невидимой иерархии имеет общее название (риджалюль гайб). Общее число «святых» в иерархии составляет, как правило, 356. Во главе иерархии стоит «верховный» вали — кутб, он же — «величайший заступник» (гавс аль-агзам), за ним идут два «предводителя» (имамейни), или 4, 5 или 7 «опор» (аутад). Далее следуют семеро «лучших» (ахьяр), либо 40 «заместителей» (абдал), за ними — 12, 70 и т. д. «вождей» (нукаба), затем — 8, 70, 300 и т. д. «благородных» (нуджаба) и далее до конца иерархии. Со смертью какого-либо вали его место занимает нижестоящий «святой», которого, в свою очередь, сменяет «святой» ещё более низкого разряда, и так далее.
Каждый член иерархии исполняет определенные обязанности: кутб «заведует» всем мирозданием, имамейни «отвечают» за функционирование видимого и сокровенного миров и т. д. Шейх Ибн Араби пишет, что высшие члены иерархии обладают совокупным знанием, распределенным среди авлия более низких ступеней, а знания всех членов иерархии сосредоточены в кутбе. Кутб есть самый совершенный Знающий (ариф) и истинный правитель Вселенной.