
Приветствую вас, дорогие форумчане!
Сегодня предлагаю провести небольшой очерк относительно состава или иначе строения человеческого существа в представлениях Посвященных Древнего Египта.
Всем думаю уже хорошо известно понятие чакр и тонких энергетических тел в восточной системе, сефир микрокосма (человека) в каббале и т.д. Так или иначе, любая серьезная мистическая традиция знает о существовании тонких тел, центров силы в энергетике и прочего. И, очевидно, между ними всегда есть пересечения и аналогии, ибо каждая традиция в своем ключе говорит о данности, о том, что фактически существует и можно наблюдать подготовленным "взглядом".
Как верно сказано:
"Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному".
Так вот. В Древнем Египте также есть своя классификация тонких тел, что очень хорошо иллюстрирует "Египетская книга мертвых".
О ней, думаю, все наслышаны...

Предлагаю немного разобраться и провести аналогии на данную тему.
Египетские посвященные выделяли несколько энергетических тел у человека, помимо физического.
По порядку от наиболее грубого до самых "тонких" они шли следующим образом:
1. Сах - соответствует физическому телу, "бренной плоти", чакра муладхара, сефира Малькут. Следует указать, что выделялось две формы или состояния физического тела.
Первое называлось "Хат". Это обычная материальная оболочка, которой люди пользуются при жизни. Она тленна и подвержена распаду.
Но как мы знаем, в Египте была принята мумификация, целью которой как раз и было конечность и бренность этой самой оболочки продлить.
Отсюда и выделялось его второе состояние "Сат", т.е. тело "вечное", священное.

2. Ку / Ка, соответствующее телу сновидений. Иначе говоря, это уровень эфиро-витала, чакры свадхистана и манипура, сефиры Йесод, Ход, Нецах, Тиферет. Также именовалась "душа-двойник", центр жизненности. С этим термином и составляющей человека в египетской магии очень многое связано, но об этом мы поговорим в следующий раз.
Изображалось оно в виде двух воздетых к небу рук, что можно интерпретировать, как символ сходства Сах и Ка подобно рукам человека. Но также, как щупальца намерения по учению тольтеков.

Почему мы не останавливаемся на том, что Ка является всего-лишь эфирной оболочкой человека, но еще и приписываем сюда витальное тело?
Все дело в том, что по учению египтян посвященные могли наблюдать Ка не просто как ореол энергетический, подобно эфирному телу. А как радужное поле, сияние. И оно отражает качества характера человека.
Также стоит отметить, что целью мумификации было создать бессмертный сосуд для Ка, дабы задержать его пребывание в нашем мире. Эфирное тело разрушается приблизительно в течении трех первых дней, что же тогда должно пребывать рядом с "вечным телом" Сат?
P/S, мумификация занимала 70 дней...
3. Би / Ба, душа проявление - астральное тело, чакра анахата, сефиры Гебура и Хесед. Данное тело образуется из совокупностей человеческих чувств, эмоций и переживаний. Весьма изменчиво и подвижно под их влиянием. Жизненная сила.
Изображалось оно в виде сокола с головой человека (аспект воздуха, стихия анахаты и астрального тела).
Посвященные по своей воле выделяли Ба и могли совершать тем самым астральные путешествия и после смерти нынешней оболочки обладало способностью переселяться в другое тело (одержимость, подселение).
4. Иб / Эб - ментальное тело, чакра вишудха, сефира Даат. Образовано мыслями человека и отражает их. Чрезвычайно подвижна и тонка. Согласно традициям посвященных Египта, при последовательном развитии приобретает яркое сияние и "неземную красоту".
После смерти Эб возвращалась к своему источнику - Эб бога Осириса. На загробном суде при "взвешивании сердца" Эб может стать опасным свидетелем против почившего, ибо знает все тайные мысли человека. Чтобы этого избежать, в Книге Мертвых существует обширный раздел с заклинаниями, дабы принудить свою Эб не свидетельствовать на суде против умершего...
В процессе мумификации в тело нередко вкладывали вместо сердца изваяния скарабея с выгравированными заклинаниями, либо пеленался и помещался над областью сердца мумии. Это также должно было обеспечить "благоприятные показания" на Загробном суде.
5. Также именовалась Эб, но отличалась по своей сути. Это уже кармическое тело, "душа-причина" и "душа-смысл", чакра аджна, сефиры Хокма и Бина.
Кармическое тело имело два аспекта, подобно двум лепесткам аджны, двум полушариям мозга.
- "душа-причина" - передавала весь накопленный опыт из воплощения в воплощение. Аспект памяти.
- "душа-смысл" - посволяла воспринимать, наблюдать, взаимодействовать. Аспект воли, восприятия.
Если ментальное тело загрязнено низменными мыслями и злыми мыслеобразами, то оно препятствует "Оку Уджат" воспринимать действительность...
6. Ах - буквально означает "светлый, просветленный, освещенный, блаженный". Это атман, Сознание, бессмертный дух человека. Чакра сахасрара, сефира Кетер. Ах беспределен и пронизывает все, не имеет границ и находится одновременно в каждой точке сущего. Содержит всю информацию и знания во всех проявлениях.
Ах изображался в виде хохлатого ибиса.
Однако помимо вышеуказанных оболочек, Посвященные придавали также большое значение таким понятиям, как:
1. Шуит - это тень человека. Она всегда при нем и в погребальных камерах были отдельные сосуды именно для тени Шуит.

2. Рен - имя человека, которое определяло во многом судьбу.

Для полноты картины укажем, что Боги также имеют проявления Ка, Ба, Эб и т.д. И не одно, а порой и не десяток.
Например, бог Ра имел 14 Ка - 7 мужских и 7 женских проявлений каждого светила. А также 7 Ба (астральных тел), также по проявлению каждого из светил. А порой один бог являлся Ба другого бога. Это на заметку для размышлений о уровнях проявления одной и той же Силы...
Есть у них и тень Шуит и имя Рен...

Надеюсь, тема окажется полезной. И если будет интересно, в следующей статье немного поговорим о понятии магии в Древнем Египте, которое неразрывно связано с наукой слова.
Благодарю за внимание!