"Царь водяной, царь земляной,
царица водяная, царица земляная,
дай мне водычи на доброе здоровье".
Если у архангельского помора ребенок заболевал от сильного испуга (родимца, исполоха) надо было встать до рассвета, незамеченным пройти к морю или реке и, зачерпнув воды, пошептать над ней:
"Царь морской, царь двинской,
царь пинежский, царица-водяница, не жалей водицы.
Воды не убудет, а рабу Божию (имя) здоровья прибудет».
Этой водой нужно сбрызнуть спящего ребёнка, чтобы он того не видал.
Здравствуйте, дорогие друзья!Вновь хочу с вами поделиться некоторй информацией о Древнем Змее. Мал-по-малу будем подходить к Древнему "Коркодилу", но вначале направим взор на его "христианскую" маску.
Судя по книге собирателя славянских древностей, филолога Б.А. Успенского, ещё в XIX веке 6 декабря по старому стилю проводился обряд умилостивления Онежского озера. Из каждой рыбацкой семьи в округе на берег собирались старики, делали соломенную фигуру человека и сажали в дырявую лодку – разумеется, чучело тонуло в озере. Два-три старика пели песню, в которой просили Онего взять чучело соломенное, призывая также… Николу Мокрого!
Но ведь христианский чудотворец по определению не может требовать себе подобных жертв! Отголоском чего же является этот обряд? Не камуфлирует ли Николай Чудотворец иные, более древние, силы, ставшие в христианские времена "ненормативными"? А жертва, спускаемая в озеро… всегда ли была лишь соломенным чучелом?
Наши предки делили окружающий мир на три части:
I. Небо, откуда исходили дожди и солнечный свет - Верхний Мир - ПРАВЬ;
II. Землю, принимавшую лучи светила и струи дождя - Срединный Мир - ЯВЬ,
III. Подземно-подводный мир или Нижний Мир - НАВЬ.
Властелином этого нижнего, ночного мира, могучим хозяином вод, рыбных богатств и озерно-речных путей был, судя по изображениям, загадочный Ящер-дракон к которому древние волхвы обращали свои воззвания. Была у Ящера, как у всесильного божества еще одна важная функция: вечером он глотал заходящее Солнце на крайнем западе, а утром уже на другом конце земли, снова выпускал светило в небо. Так повторялось изо дня в день. Определенно, древние славяне считали Ящера-дракона неотъемлемой частью некой общей космологической системы.
Известное дело, что предки наши на Руси поклонялись многим богам, но вот о поклонении ЖИВЫМ богам знают немногие. Хотя, сохранились древние летописи, в которых чётко говорится, что люди приносят жертвы живущему в реке зверю, которого называют "богом". В некоторых легендах его называют Индрик-зверь или же Всем Зверям Отец, - ПРАЩУР. Судя по всему, речь идет о поклонении звероящеру. Этот культ был распространен в северо-западных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях, видимо, потому, что там действительно обитали звероящеры. И притом совсем недавно, всего несколько веков назад! И об этом есть немало свидетельств.
Тверское озеро Бросно, в окрестностях Андреаполя. У северного края озера, имеющего ломано-вытянутую форму, стоит деревня с очень интересным названием - Выползово. В старой России деревни и сёла не назывались просто так, а исключительно по неким определяющим особенностям. И в этой деревне ходит такая себе местная легенда-страшилка: в 1967 году близ Бросно проводили геологоразведку. Ничего не подозревавшие люди гуляли у кромки воды. Один из геологов был мгновенно сожран существом с длинной шеей и короткими лапами, а местный егерь видел, как остальные в панике бежали через чащу.
На территории России есть много мест, с поистине "говорящими" названиями: река Ящера, деревни Ящера, Малая Ящера. В окрестностях Москвы течет река Ящер, есть озеро Ящино, а недалеко от Клина был даже Спасо-Крокодильный монастырь (ныне это село Спас-Крокодилино). В Новгородской области, между реками Ловать и Мста, в былые времена стоял городок Демон, давший имя Демонскому уезду. Ныне это Демянск Демянского района…
Псковская летопись за 1582 год содержит загадочную запись, о ней уже говорилось: "В лета 7090 (1582-й год по новому стилю) поставиша город земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасоша людие и молиши Бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша».Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день." (Архивский 2-й список, л. 201).
Архаичный сюжет о речном божестве-ящере известен также в русской версии «Беседы Григория Богослова об испытании града», по списку ХI века. "Ов (некто, неизвестный) реку богиней нарицает и зверю, живущему в ней, яко Бога нарицая, требу творит (приносит жертвы)".
Вплоть до ХХ века новгородские рыбаки, проплывая мимо впадения Волхова в Ильмень, бросали в воду деньги, воскрешая древние жертвы Поддонному царю.
Древнерусское слово "КОРКОДИЛ" современные филологи расшифровывают, как контаминацию двух слов: "КОРКА" и "ДИЛ" -(по славянски "конь"). Корко-дил – конь, покрытый твёрдой кожей, чешуей.
Сила Древних в древней Руси 1:
viewtopic.php?f=441&t=55744
Но не стоит считать Ячера однозначно божеством злым и демоническим. Всё же Сила есть Сила, а на что она направляется - это уже вопрос иного характера. Наши предки, Древние Маги и Волхвы, использовали подобные техники исключительно для защиты своих земель во время войн, ведь порой лучшая защита - это нападение.