История эзотерической астрологии. Часть 8.

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
АРКАНУС
Сообщений: 3936
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:27
Откуда: Туманы Авалона
Пол: М

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение АРКАНУС »




Первые века христианства. Неоплатонизм, гностицизм, Каббала


Изображение

Клавдий Птолемей был последним великим астрологом античности. После него астрология уже не развивалась. Ей приходилось лишь приспосабливаться к различным новым идеологиям и учениям. В основном это было возникшее тогда христианство. Птолемей создал предпосылку для того, чтобы астрология была принята христианством. Он не ссылался на античную мифологию для обоснования своего учения, а дал ему более научное или наукообразное основание. С другой стороны, астрология проникала в христианский мир благодаря неоплатонизму – этому самому последнему и рафинированному учению древнего мира.

Неоплатонизм – довольно сложное религиозно-философское учение, основанное, в основном, на трактате Платона «Тимей». Неоплатонизм воспринял учение астрологов, несколько переработав его в согласии со своими взглядами. Так самый выдающийся учитель этой школы Плотин говорит: «Звезды в своих движениях лишь предвещают судьбу каждого человека, но они не создают ее, как учит толпа». Это учение Плотина о том, что звезды только предвещают судьбу, но не создают ее сделало астрологию более приемлемым для христианства, центром которого было учение о свободе воли. Другой знаменитый учитель неоплатонизма – Прокл, написал комментарий к «Тетрабиблосу» а ученик Плотина – Порфирий, тоже откомментировал сочинение Птолемея и написал к нему предисловие, в котором дал даже развернутую математическую систему домов. Другой известный учитель неоплатонизма – Ямблих, сам активно занимался астрологией, его многочисленные сочинения до нас не дошли, зато дошло много, составленных им гороскопов, в числе которых гороскопы Платона, Плотина и др. По ним можно судить о том, как работали астрологи тех времен и как они занимались истолкованием гороскопов. По учению неоплатоников может существовать только один верховный Бог, которого они называли «Единое». Из него, посредством эманации истекает все творение. В этой иерархии эманаций, наиболее близкими к «Единому» были особые божества, которые были названы «гениями». Иногда эти «гении» были отождествляемы с планетами. Каждый человек имел своего «гения» или личную звезду – планету.

Это учение неоплатоников о личных «гениях» было перенято затем христианством, как учение о личном ангеле – покровителе. Все же астрология была воспринята первыми христианами довольно враждебно. Для них было неприемлемо то, что планеты, влияющие на судьбы людей, носят имена языческих богов. С другой стороны, согласно «Новому завету», первыми возвестили миру, о рождении Христа именно халдеи или маги, они же волхвы. Согласно писанию, волхвы, пришли к месту рождения Иисуса, следуя указанию звезды. Этот факт не отрицался самыми ревностными противниками астрологии среди христиан. Он как бы доказывал правдивость и богоугодность астрологии. Но противники астрологии доказывали, что всякое ведовство, а к нему они относили и астрологию, связано с дьяволом и является остатком язычества. Св.Игнатий, а вместе с ним и Тертуллиан, утверждали, что звезды имеют власть над людьми только лишь пока человек не принял крещения, и пока он живет в царстве дьявола и язычества. Христианин же смывает с себя все излияния звезд вместе с крещением. Такой подход и признавал астрологию и, одновременно, ее отрицал.


Изображение

Изображение

Самый ученый и самый знаменитый из христианских теологов того времени был Ориген. Ориген жил и учил в Александрии в 3 веке. Он очень многое воспринял у неоплатоников и старался соединить их учение с христианством. Перенял он у них и астрологию. По его учению звезды не создают человеческой судьбы, они лишь являются ее провозвестниками. Это уже было сказано Плотином. Но, добавляет Ориген, человеку не дано точного знания небесного предначертания, он может знать его только приблизительно и неполно. Астрологи никогда и не претендовали на полное и точное знание, хотя бы потому, что нельзя вычислить точное положение гороскопа. Ориген был очень ученым и умным богословом, кроме того, он был блестящий оратор и проповедник. Все это принесло ему славу. Через него и астрология широко проникла в христианский мир. Появились и первые астрологи епископы, которые усердно занимались астрологией и составляли гороскопы. Некоторые из них писали сочинения по астрологии, где обосновывали астрологию ссылками на Святое Писание. Так они обосновали гороскопическую теорию жилищ, интерпретируя Библию. Планеты сливаются у них с ангелами хранителями, а 7 планетных сфер с христианским пониманием устройства мира. Гораздо позже, Данте описал это в своей «Божественной Комедии».

Ориген перенял у неоплатонизма и некоторые неприемлемые для христианского сознания того времени идеи. Так он учил своих слушателей о предсуществовании души это было старое учение Платона о метампсихозе, т.е. перевоплощении. Так же он утверждал, что Бог не мог обрекать созданных им же людей на вечные мучения в аду, и что со временем все человеческие души, пройдя ряд перевоплощений, получат спасение и, когда-нибудь даже сам дьявол будет спасен. Это шло в разрез с догматами христианства. Вскоре в 399 г. Ориген был осужден как еретик.

Уже тогда христианский мир был разделен на западный и восточный – византийский, ставший позднее православным. Наиболее резко учение Оригена было осуждено западным христианством. Восточные церкви отнеслись к нему более благосклонно. Однако, окончательному разгрому подверг астрологию Бл.Августин. Бл.Августин был очень образованный человек. Он долго и страстно искал истину. Он был и неоплатоником и астрологом. Однако затем принял христианство и стал его главным проповедником. Его теология господствовала в Западной Европе на протяжении многих веков до времен Св.Фомы Аквинского т.е. до 13 в.. Он подверг резкой критике учение астрологии о шарообразности Земли, как идущее вразрез со Св.Писанием. Он резко осудил неоплатонизм и астрологию. Несмотря на осуждение и вражду к неоплатонизму, Августин многое у него позаимствовал. Во многом его учение – это учение Платона, переосмысленное в свете христианства. В своем понимании воли Августин придерживался крайней позиции о предопределении. По нему выходило, что Бог сотворил людей с заранее предопределенной судьбой. И спастись смогут лишь те души, которым это предначертано свыше. Его противники последователи Пелагия придерживались совершенно противоположного взгляда, и считали человека полностью наделенным свободой воли. Они вскоре были объявлены еретиками и подверглись гонениям. Астрология занимала промежуточное положение: Astra inclinant, non necessitant7 , было девизом астрологов, особенно со времен Плотина. Их не приняли ни последователи Августина, ни последователи Пелагия. Постепенно астрология в западном христианстве, под все более усиливающимся давлением все больше и больше теряет свое былое значение и постепенно сходит на нет. Нашествие варваров – гуннов в конце 5 в. повлекло за собой и падение Западной Римской империи. Это был уже конец античного мира. С тех пор астрология в Европе приходит к полному упадку. Вернется туда она уже во времена среднего средневековья, вместе с арабскими науками и концом власти учения Августина.


Изображение

К несчастью астрологии, во времена первых христиан и раннего средневековья, вследствие общего падения культуры, почти все рукописи и книги античности, в том числе и по астрологии, были уничтожены или послужили материалом для написания сверх них других текстов, при этом старый текст с пергамента тщательно соскабливали. Это привело не только к упадку астрологии, но и других наук – астрономии, математики, медицины и т.д.

В Восточной Европе дело обстояло несколько лучше. После падения Рима там образовалась Восточная Римская империя со столицей в Константинополе или Византии, или Византийская империя. Там учение Августина не было принято и, впоследствии ее христианство получило название – православия. Православие, хотя и осуждало различные античные науки такие как астрология, но отличалось меньшим фанатизмом. Это было причиной того, что когда и Восточная империя пала под натиском мусульман, кое-какие труды по астрологии были еще целы и попали в руки к арабам, впоследствии это их спасло.

Христианство первых веков своего существования не было единым. Существовали различные его течения и школы, многие из которых испытывали на себе влияние различных античных учений и даже восточных нехристианских религий. Почти все они в большей или меньшей степени испытали на себе влияние астрологии. Различные символы астрологии можно найти и в ортодоксальной христианской литературе, например в «Апокалипсисе». Еще больше их в различных апокрифах: «Книге Еноха», «Пастыре Герма» и других.

В Египте и в Азии в среде первых христиан возникло крайнее мистическое учение – гностицизм. Гностицизм вобрал в себя очень много от Оригена и, через него и от неоплатонизма. Писания и учение гностиков полно различных символов и образов, заимствованных из традиционной астрологии и герметизма. Без знания астрологии невозможно понять учения гностиков. Кроме того, сам гностицизм повлиял на дальнейшее развитие астрологии.

Кроме рассмотренных учений, которые впоследствии исчезли, астрология продолжала жить и даже развиваться в среде некоторой части ученых евреев. Поэтому, остановимся немного на еврейской астрологии.

На еврейскую науку, а в особенности на астрономию и астрологию сильно повлияло то, что еврейский народ очень долгое время был в пленении у халдеев. Это так называемое «вавилонское пленение» описанное в Библии. Из Вавилона евреи вынесли очень развитую астрономию. Позже под влиянием греков они еще более усовершенствовали свои знания в этой области. Особенно большое значение они придавали искусству предвычислять т.наз. «текуфот» – это точные моменты равноденствия и солнцестояний. Правильно вычислять текуфот и знать гематриот – геометрию, а также предвычислять положения планет, считалось делом богоугодным и обязательным для каждого ученого. У евреев был также очень точный календарь, в его основе было сочетание солнечного и лунного календарей. Очень точно им удалось вычислить продолжительность солнечного года.

Что касается еврейской астрологии, то мнения ученых – раввинов, здесь расходились. Одни признавали астрологию и усиленно ею занимались, они назывались «ицтангинами», другие ее отрицали, обосновывая свое отрицание на несогласии принципов астрологии и иудейской религии. Однако начала астрологии можно проследить уже в самых древних книгах Библии. «Выступает звезда от Якова и поднимается ветвь (комета) от Израиля, и поразит она края Моаба.» Согласно преданию, астрология была возвещена людям возмутившимися ангелами. Так ангел Ракиель преподал людям учение о небесном своде, Кокабиэль – науку астрологии в собственном смысле, Сахариэль – знамения Луны, Самсиэль – знания о влиянии Солнца и т.д. В дальнейшем под влиянием греков, астрология евреев приблизилась к античной и получила широкое распространение. Знаменитый еврейский ученый историк Иосиф Флавий в своем главном труде «Иудейская война» осуждает свой народ за то, что он не обратил достаточно внимания на различные астрологические знамения, следствием которых было разрушение Иерусалимского храма и жестокое поражение восстания евреев, приведшее к их изгнанию из Палестины.

Известны, по крайней мере две древних книги по еврейской астрологии. Это «Книга Еноха» и «Книга Юбилеев». Эти книги традиционно относятся к апокрифам, т.е. они написаны не теми авторами, к которым их причисляют. Согласно Еноху, свои сведения о законах движения светил и планет, а также их воздействиям, он получил от «святого ангела Уриэля». В книге Еноха описана как еврейская астрономия, важная для календарных вычислений, так и астрология. Енох установил «юбилеи», т.е. годовые недели, месяцы, субботы и дни. «Все что было, что есть и что будет, он созерцал как бы в видении, даже судьбу каждого человека из поколения в поколение до Дня Страшного Суда; все он предвидел и все он постиг и написал он свои откровения на земле ко благу человечества и всего его потомства.» – пишет Енох в своей книге.

Влияние астрологии среди евреев еще более усилилось после изгнания их с Палестины. В Талмуде говорится о том, что Авраам всегда носил на груди большую астрологическую таблицу, по которой можно было прочесть судьбу любого человека, поэтому – все цари Востока и Запада собирались каждое утро у дверей Авраама, чтобы получить у него совет. Там же говорится, что Авраам сам предвидел по этой таблице, что у него не будет детей. На что Сам Бог ему возразил. Талмуд полон различных историй и притч, связанных с астрологией. Например, такая: «Матери рабби Нахмана халдеи говорили, что ее сын будет вором. Мать поэтому никогда не разрешала своему сыну ходить с непокрытой головой (по верованиям евреев это предрасполагает к греху) и постоянно твердила, чтобы он молил Бога об избавлении от искушения. Нахман никак не мог понять причин ее страха. Однажды он сидел под чужой пальмой, занимаясь наукой. Он был так увлечен своим занятием, что чалма спала с его головы, тогда он поднял глаза и увидел сочную кисть фиников. Тут лукавый его и осилил, он влез на дерево и откусил кисть плодов». Планета – «мазал», под которой родился человек, постепенно получила в среде евреев значение какого-то духовного существа, ангела или гения, который сопровождает человека всю его жизнь от рождения до самой смерти. Случается, что человек постоянно испытывает какую-то тоску, как бы в ожидании какого-то несчастья, и это предчувствие иногда действительно сбывается, такое предвидение, говорит Талмуд, надо приписать ангелу этого человека, или его Мазалу – планете. «Он сам не видит, но его планета видит» – говорит Талмуд.

Согласно очень известному ученому астрологу Ханине, не планета дня влияет на человека, а планета часа. Поэтому необходимо знать, какая планета господствовала в момент его рождения. Кто родился под Солнцем, тот будет человеком светлым и ясным, в жизни он будет пользоваться только своим и ничего не будет брать у других, его секреты будут известны всем. Кто родился под Венерой будет богатым и влюбчивым. Меркурий сделает его мудрым и просвещенным, наконец, кто родился под Марсом станет человеком, проливающим кровь: либо хирургом, либо разбойником или, наконец, могелем – человеком совершающем обрезание. Другой еврейский ученый и глава академии – Рабба, пытался ему возразить, говоря, что он сам родился под Марсом, однако ни чью кровь никогда не проливал и ни чего общего с этими профессиями он не имел. На что ему резонно возразили, что, часто штрафуя своих студентов за опоздания на лекции, он режет их без ножа.


Изображение

Итак, мнения ученых Израиля были разделены, одни признавали астрологию, другие ее отрицали и третьи занимали какое-то среднее положение: они считали, что звезды влияют на простых смертных и на язычников и не влияют на истинных сынов Израиля. Западный же мир смотрел на евреев как на пришельцев востока и преемников халдеев и уже потому считал их искусными астрологами. И действительно, в 8 и 9 веках среди арабских и персидских халифов было много ученых астрологов евреев. Наиболее известным из них стал поэт, философ, астролог и комментатор Торы Абрагам Ибн-Эзра, который называл себя «рожденным без звезды». Дело в том, что несмотря на замечательный интеллект и прекрасное образование, он считал себя неудачником, не способным заработать никакими усилиями. По его словам:

Если бы я торговал свечами,

Солнце не садилось бы ночами.

Если бы я торговал гробами

Люди никогда б не умирали.


Как-то друзья решили помочь Ибн-Эзре, но не желая его смущать подарком, положили кошель с деньгами на дороге, где он обязательно должен был пройти, а сами спрятались неподалеку посмотреть, как он будет радоваться находке. Приблизившись к месту, где лежал кошелек, Ибн-Эзра внезапно закрыл глаза и пошел, как слепой, нащупывая дорогу руками. Кошелька он так и не поднял. Друзья спросили, что случилось, и тот ответил: «Я шел и думал о своей несчастной жизни. А потом подумал, что слава Богу, я пока не слепой. И решил проверить, как ощущает себя слепой. Закрыл глаза и пошел на ощупь…»

Совсем отчаявшись, Ибн-Эзра решил поправить свои дела женитьбой. Он рассмотрел несколько гороскопов невест и обнаружил, что одной из них суждено найти клад. На ней и женился, не посмотрев, что она бесприданница. Год и другой прошли, а клада все не было. «Я женился на тебе, потому что тебе суждено было найти клад», – упрекнул он жену. «Что касается меня, – отвечала жена, – я в твоем лице и нашла сущий клад».

В конце концов Ибн-Эзра признал, что у него нет никаких шансов разбогатеть или хоть как-то поправить свое материально положение: «Мудрец, у которого нет ни денег, ни имения, радуется своей мудрости и не печалится о бедности, ибо это было предопределено ему с шести дней Творения. И тот, кто понимает в астрологии, подтвердит это… И если у кого-то гороскоп ущербен в отношении денег или в другом отношении, то нет тому исправления». В то же время Ибн Эзра считал, что праведная жизнь и интеллектуальные способности приближают человека к Богу и позволяют вырваться за рамки, предначертанные звездами: «А ангелом-посланником между человеком и Богом служит интеллект человека» – пишет он в стихах, предваряющих его комментарий к Торе.


Изображение

В эпоху раннего средневековья началось формирование и выделение тайного учения евреев – Каббалы. Каббала сложное мистическое и оккультное учение евреев, сложившееся в основном, в среде моранов – испанских евреев в раннее средневековье. В ней можно обнаружить влияния герметизма, неоплатонизма, гностицизма и учений Востока. Основные книги каббалы это: маленькая «Сефер Йецира» или «книга Создания» и очень большой по объему «Зогар» или «книга сияния». Все они проникнуты идеями и символами астрологии и герметизма.

Изображение

По каббале каждый человек создан по образу и подобию первочеловека или архетипа человека – Адама Кадмона. Адам Кадмон – небесный человек или макрокосмос. Он сотворен 10 божественными эманациями: сефирми. Эти сефиры подобны концентрическим планетным сферам и представляют собой излучения или эманации Бога. Сефиры это основные формы всякого мыслимого Бытия. Созданная с помощью их Вселенная, в зависимости от отдаления от первоисточника делится на различные миры: первый, наиболее близкий к Богу – Ацилут, мир сияний, дальше идут мир творения «Бриа» это мир идей, мир «Иецира» или мир создания и, мир «Асиа» – мир делания – это наш видимый мир. Эти миры не отделены строго один от другого, но взаимно проникают друг в друга. Человек по каббале принадлежит одновременно ко всем этим мирам. Это учение каббалы о 10 Сефирах и мирах было впоследствии очень развито уже в Европе, соединившись со сходным учением герметизма и образовав уже несколько иную западную разновидность Каббалы. Особенно сильны идеи каббалы во французских школах астрологии, где каждая планета находится под влиянием соответствующего ангела Каббалы и связана с определенной Сефирой. Так в разных учениях и школах продолжала жить астрология после заката античного мира.




© А. А.
Изображение

Продолжение следует...
⚕ 𐤓𐤏𐤕𐤀 𐤕𐤀𐤓𐤏 𐤏𐤓𐤀𐤕 𐤕𐤏𐤓𐤀 𐤀𐤕𐤏𐤓 ⚕
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18461
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Арканус за очень интересный познавательный материал. С уважением!
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16729
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Арканус, за продолжение интересной темы.
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение Александр В »

Благодарю Вас Уважаемый Арканус, за интересную и познавательную тему.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Аватара пользователя
Тиа
Сообщений: 14301
Зарегистрирован: 03 май 2015, 16:35
Пол: Ж

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение Тиа »

Благодарю, уважаемый Арканус, за продолжение темы. С уважением!
Аватара пользователя
Василида
Сообщений: 6924
Зарегистрирован: 23 ноя 2014, 22:52
Пол: Ж

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение Василида »

Уважаемый АРКАНУС, благодарю Вас за предоставленный материал. С уважением.
Аватара пользователя
Маунт
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 8219
Зарегистрирован: 08 июн 2016, 11:11
Пол: М

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение Маунт »

Уважаемый Арканус здравствуйте, благодарю Вас , за продолжение интересного материала.
Знание без практики мертво !
Аватара пользователя
nicol797
Сообщений: 6251
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 13:13

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение nicol797 »

Благодарю Вас Арканус ,за интересную тему!С уважением к Вам!
Аватара пользователя
nata14
Сообщений: 7523
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 13:27

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение nata14 »

Благодарю Вас, уважаемый Арканус, за интересный материал. С уважением!
Аватара пользователя
archierei
Модератор
Сообщений: 15743
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 18:11
Откуда: Россия
Пол: М

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение archierei »

Благодарю Вас, уважаемый Арканус, за продолжение интересной темы!
Аватара пользователя
Дарина_21
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 7472
Зарегистрирован: 29 сен 2013, 13:23
Откуда: Якутск
Пол: Ж

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение Дарина_21 »

Благодарю вас уважаемый Арканус за материал.
С уважением.
Любовь Бога такова, что он никогда не подсунет змею, если вы просите яблоко....
Аватара пользователя
helen778
Сообщений: 1134
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 18:07
Пол: Ж

История эзотерической астрологии. Часть 8.

Сообщение helen778 »

Благодарю Вас, уважаемый Арканус.
Ответить

Вернуться в «Астрология»