Тай аль-ард طيّ الأرض – «сворачивание земли» или «преодоление больших расстояний в мгновение ока" - это название тауматургической телепортации в мистической форме в исламской религиозно-философской традиции. Это понятие было выражено как "пересекать землю без движения"; или «движение по земле, перемещаемой под ногами». Это понятие широко известно суфиям и ирфанам.
Вера в возможность таких способностей святыми-авлия - это часть правоверной классической суннитской доктрины (акыда), как, например, перечисленные в Символе Веры имама Тахави и многих других ортодоксальных суннитов. Такая доктрина о «караматах» была принята в качестве законной с первых веков Ислама.
Некоторые суфии называют это понятие «Тай аль-макян» ("складывание пространства"), а слово Макян ("место, расположение") используется как синоним слова «ард» ("земля").
Знаменитые шейхи, имамы и видные деятели ислама, такие как Абу Саид Абульхайр (967-1049), Дж.Руми (1207-1273) или святой Хизир считались обладателями такого карамата, а сочинения средневекового Ислама полны историй и сообщений о некоторых лицах, обладающих такой чертой. Например, Идрис Шах и Роберт Грейвс упоминают случай, когда старшие члены суфийского ордена «Азимия» появлялись, как и многие древние шейхи, в разных местах в одно и то же время.
Многие другие примеры можно найти в книге средневекового персидского суфия Фаридуддина Аттара «Тазкиратуль авлия» (Жития святых) или трудах Ибн Араби. Однако никто наверняка не знает числа и личности всех тех, кто обладает такими способностями.
Также мы можем здесь говорить о путешествиях без фактического перемещения тела.
Например, Баязида Бистами (804-874) однажды спросили:
- говорят, вы ходите по воде?
- Кусок дерева тоже может это сделать, - ответил он.
- говорят, вы путешествуете в Мекку ночью и возвращаетесь к рассвету?
- Птица в полете тоже может это сделать, - ответил он.
- так что же значит быть верующим человеком?
- верующий человек - это тот, кто не привязывает свое сердце ни к чему, кроме Бога, - ответил шейх.
Во всех подобных рассказах видно, что шейхи высокого ранга обладают способностью путешествовать на большие расстояния почти мгновенно.
Концепция «Тай аль-ард» имеет свои корни в Коране:
«Сулейман сказал: "О знать (придворные мужи)! Кто из вас принесет мне трон Царицы Балкис до того, как они предстанут предо мною покорными?" Силач-ифрит из числа джиннов сказал: "Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого". А тот, который обладал знанием из Писания (Асаф Бархия), сказал: "Я принесу его тебе во мгновение ока". И когда Сулейман увидел установленный перед ним трон, он сказал: "Мой Господь оказал мне эту милость». (27:38-40)
Фраза "во мгновение ока" означать очень короткое время, т. е. почти мгновенно.
В комментариях на этот аят шейх Джагфар Садык сказал, что перенесение трона произошло как раз посредством «тай аль-ард».
Будучи эзотерическим знанием по своей природе, сами ученые ислама не знают точно, как это происходит, но выдвигают различные теории.
Наиболее распространенная теория связана с понятием сознания и воли - ирада (اراده). Человек хочет быть где-то, и тогда он просто оказывается там мгновением позже. Этот взгляд, возможно, можно понять с позиции западного философского идеализма, где существует концепция «esse est percipi» - если пространство не имеет объективной реальности, а сама реальность мыслится как основанная на наблюдателе и имеет субъективную сущность, тогда такие идеи, как перемещение в пространстве без фактического физического перемещения, больше не являются неисследованными возможностями.
Кроме того, известно что джинны обладают способностями «тай аль-ард», однако не все виды и рода.