20. Секретность наступает в практическом использовании Каббалы на начальном этапе. Можно добиться значительного уровня прогресса собственными усилиями, но в Школах Мистерий процесс протекает быстрее. Здесь устанавливается Групповой Разум, который влияет на бессознательный ум каждого из членов группы. Мысли каждого объединены так, что они могут улавливаться другими как бы телепатически. Это чисто автоматический процесс и встречается в любой группе людей, в большей или меньшей степени. Но большинство из всех, когда-либо существовавших, хранили тайну, тщательно скрывая её от находящихся вне группы. В частности это касается тех секретов, содержание которых глубоко затрагивает подсознательное: символизм, религиозная вера, мифологические изображения и пр. В таких случаях секретность неизбежна, иначе работа становится бесполезной. Но эта секретность касается лишь практической работе и относится к обособленной группе.
21. Таким образом, для практической эзотерической работы, как и в религиозной практике, группа имеет особое преимущество. Как сказал Господь наш, Иисус Христос: «Там где один или двое соберутся во имя мое, там я посреди них». Там, где используемые символы рассматривались не только субъективно, но и играли роль в ритуалах, для более успешной работы требовался высокий уровень мастерства. Это нечто большее, чем, к примеру, католические мессы с пышными облачениями и повторением слов. Именно в этом развитии мастерства «Мистерии» могут быть рассмотрены в архаичном значении этого слова, как занятие или ремесло. Обучение является своего рода ученичеством. Поэтому для создания ритуальной группы нужен как минимум один человеке, являющийся экспертом и способный обучить других. Если множество дилетантов соберутся вместе и попытаются выполнить церемониальную работу, результат будет либо ничтожным, либо самым худшим. Впоследствии им будет не до шуток - для подсознательных возможностей, скрытых в мистический символизме, это будет психическим динамитом.
22. Таким образом, Каббала - это система взаимосвязей между мистическими символами, которые могут быть использованы, как сказал Парацельс, для открытия доступа к скрытым возможностям ума, находящимися далеко за пределами разума. Это дает нам возможность читать «запечатанные послания и книги», которые представляют собой записи мистического характера, выраженные непременно символическим языком, поскольку Каббала дает нам способы проникнуть в смысл, скрываемый за символами.
23. Можно рассмотреть мистический процесс в обратном виде. Природный мистик свои видения назовет без сомнения «Божьей милостью», а затем попытается полностью их описать в символах и аналогиях – наиболее близких метафорах, используя язык ума. Изучая символизм, Каббала помогает каббалисту прорваться через ту самую реальность, которую мистик пытается описать.
24. Это касается не только христианского мистицизма, но и других религиозных верований, включая языческие. Таким образом, можно приобрести опыт того, что греки назвали Афиной Палладой, Зевсом, Деметрой и всех других олимпийцев; то, что египтяне называли Исидой, Ра, Осирисом, Гором; что кельты именовали Керидвеном; американские индейцы называли Маниту, Гайавата и так далее, на протяжении всей истории человеческого поиска божественного. Среди «запечатанных книг и посланий» не только Библия, но и другие мистические трактаты, такие как «Египетская Книга мертвых», «Древняя история о Святом Граале», «И Цзинь, или Книга Перемен». Это названия лишь некоторых из них.
25. Хоть первоначально Каббала является иудейской системой, её схема служит ключом для сравнительного изучения религий – не только академических изысканий, но и практической теософии. Причина в том, что внутренняя структура человеческой психологии существует независимо от религиозных противостояний - Бог един. Все обращающиеся к Богу должны быть равны. Разнообразие людей можно сравнить с окружностью колеса с Богом в центре. Тогда, не смотря на то, что все обращающиеся к Богу находятся под разным углом, как спицы колеса, а некоторые, очевидно, диаметрально противоположны друг к другу, каждая спица очень похожа на другую, хотя, возможно, окрашена в другой цвет или же имеет другую форму.
26. Не исключено, что примирить, к примеру, христианство с языческими религиями невозможно - одно является монотеистической системой а в языческих религиозных культах множество богов. Суть в том, что Бог проявляется во многих ипостасях и даже самая ортодоксальная Церковь молится Богу во многих аспектах: Отец, Сын, Святой Дух, Судья нечестивых, Искупитель грехов, Даритель дождя, Защитник страждущих, не говоря уже о Деве Марии т заступничестве Святых. Ничто из этого не совместимо с верой в Единого Бога. И язычество имеет множество богов, каждый из которых - частный аспект Единого Бога. Те, кто жили в те времена, как и сейчас, большей частью из числа язычников, не осознавали это. Пути языческого и современного вероисповедания находятся в диаметральной оппозиции. Современные христиане полагают, что Бог один, но молятся множеству различных аспектов Единого. В языческом мышлении лишь множество аспектов Бога, но через них также возносятся прошения к Единому Богу. В действительности все это вопрос терминологии, реальность же неизменна.
27. Преимущество иудаистская системы – в том, что она была одной из ранних, если не самая ранняя монотеистическая система и, следовательно, находится на стыке язычества и монотеизма. Бог, хотя и является единым, рассматривается проявлением десяти эманаций, которые подробным образом описаны и под управлением каждой из них находится Архангел или ангельский хор. Не являясь полноценными, они также представляют детали целой системы духов в соответствии с каждой эманацией бога, представляя различные объединенные аспекты. Но в настоящем времени они не должны владеть нами и, фактически, чем меньше они владеют нами, тем лучше.
28. В соединении с каждой эманацией или аспектом Божественного, помимо их имен, было закреплено некоторое количество символов, словесных или графических, посредством которых другие в течение столетий овладевали каббалистическим учением. Символизм последнего заслуживает особенного внимания и все еще является предметом для изучения и экспериментов. Каббала является живой системой, и это подтверждается практической работой, а не историческими исследованиями.
29. Символизм в своей основе может быть разделен на два направления: произвольный и универсальный.
30. Произвольные символы широко используются во многих областях, в науке и математике, в музыкальной нотации, в самих словах. Они встречаются в искусстве. В средние века Иуда изображался в желтом одеянии, что символизировало зависть, в то время как Дева Мария имела покров голубого цвета.
31. Этот символизм Девы Марии, связанный с голубым цветом – практически универсальный символ. Но не вполне. В некоторых случаях нет четкой разделяющей линиия между одними и другими.
32. Универсальный символизм является более или менее постоянным в основном значении. Числовой символизм – хороший пример этого. К примеру, число три, или треугольник, означает тройственность во всех вещах, триединства Божественного; тезис, антитезис и синтез гегелианской философии; возможные состояния сил, активности, пассивности или равновесия. Солнце – другой пример центра системы, источника света, поддерживающего жизнь, и все это также можно отнести и к божеству, чьим символом оно является. Не стоит полагать, что наши языческие предки непременно поклонялись самому Солнцу. Как следует из их писаний, они были способны на высокий уровень цивилизованного и философского понимания. Также несправедливо обвинять христиан в поклонении кресту только потому, что он присутствует на их алтарях. В действительности это символ универсальный, хотя и изменявшийся в своей форме. Крест Голгофы вызывает иные ассоциации, нежели равноконечный крест или свастика.
33. Данные здесь примеры являются простыми символами, но возможно привести и сложные примеры. Допустим, история Адама и Евы - это емкий символ начала человеческой жизни, а Откровения Св. Иоанна - её окончания. Этим полон и символизм в языческой мифологии, как например Прометей, укравший божественный огонь, чтобы принести его людям. В некоторой степени, это может означать открытие физического огня, но в действительности – гораздо большее. Это проливает свет на значимость Свободной Воли и на раннее открытие.
34. Сегодня существует два подхода в изучении мифологи. Один объясняет её в значениях глубинной психологии, которая изучает её в верном направлении, но в заключительных выводах она недостаточно глубока. Другое направление, исследуя мифологию, видит в ней историю передвижения племен с последующим взлетом и падением различных божеств и религиозных культов. В этом несомненная есть доля истины, но это очень поверхностный подход.
35. Большинство мифов содержали в себе большое разнообразие смыслов, природного и художественного, морального и этического, философского и метафизического, религиозного и теологического, мистического и оккультного. Они могли быть направлены человеку, Вселенной или же обоим. То, что кажется простой историей, может привести к пониманию вечной истины с использованием во всех областях сознания.
36. Таким образом используется сложный символ Древа Жизни, который является основой Каббалы. Но он является символом не только внутри неё, его признают и другие символические системы, которые интерпретируются в соответствии с ним. Поэтому Каббала способна связать различные мифологические и религиозные верования, а также оккультные системы, такие как астрология, нумерология, алхимия или Таро. Это краеугольный камень Западной Традиции.
Г.Н.