13. Существует три стадии тренировки ума посредством Раджа Йоги: 1) концентрация 2) медитация 3) созерцание.
14. Без концентрации невозможна любая оккультная работа. Для этого необходима способность удерживать образ в уме, как правило, долгое время.
15. Единственный способ научиться удерживать образ в уме – делать это. Кто-то может наметить самому себе поэтапную систему упражнений, начав представлять объект, скажем футбол, и удерживать его мысленно перед глазами в течение 10 минут. Кто-то может пойти на усложнение образа, пока не сможет удержать в мысленном взоре картину в деталях или же полную комнату с мебелью. Со временем кто-то придет к охвату короткой истории и прочтет её полностью в течение которой он, как зритель, видит все сцены и слышит произносимые актерами слова. Это может быть возможно после коротких каждодневных практик до трех или четырех месяцев. Секрет успеха – короткие регулярные практики, которые предпочтительнее, чем длительные, проходящие нерегулярно.
16. Сила концентрации делает возможным медитацию. Медитация – это концентритрованное наблюдение чего-либо, будь это образ или идея, во время чего ум фиксируется на этом, позволяя идеям собираться вокруг. В этом методе хорошо удается погрузиться в бессознательное состояние, каким оно было изначально, и связанные идеям удается подняться на поверхность.
17. Этот процесс позволяет разъяснить значение символа и также можно сделать записи идей, которые при этом возникли. Кроме того, идеи, которые приходят во время медитации являются в большей степени «осознанными», чем общие понятия. Иметь умственные понятие - значит иметь лишь осколок информации, удерживаемой в пределах ума. Она может быть полезна или же бесполезна, и может быть быстро забыта. А иметь осознание чего-либо - значит сделать это частью себя. Взять идею и сделает её реальной – «реализовать» её.
18. Следовательно, медитация – это важный умственный процесс в использовании Каббалистического Древа Жизни, позволяющий значения разветвленной системы символизма связать и сделать частью единого. И точно так же, как Древо Жизни является диаграммой Божественного Замысла, непрерывной медитацией на него, выстраивание этого замысла в душе будет для ученика долгим путем по Тропе Знания.
19. Здесь мы идем за пределы только лишь умственной ритмической гимнастики и ум по сути используется для эзотерических целей. Следовательно, важно открывать и закрывать любую медитацию с каких-то святых символов, таких как символ Креста. Ведь восприимчивый ум сталкивается с очень глубоким символизмом, который не всегда безупречен в виду предыдущего сомнительного применения.
20. Созерцание - это продолжение медитации и может быть с успехом использовано вместе с ней. Это трудно описать, потому что это очень простой процесс и в действительности это лишь вопрос «знания». Вдобавок к концентрации и восприимчивости медитации созерцание также содержит в себе качества веры, любви и спокойствия. Медитация аналитична, она обитает в изложениях, принципах или идеях чего-либо. Созерцание это синтезирование природы, это просто спокойный пристальный взгляд на что-либо, что заранее было представлено. Это действительно духовное ощущение – «знать и молчать».
21. Медитация - более искусственна. Созерцание это легкий природный процесс, который не может вызывать напряжения. Быть может, много людей занимаются созерцанием всю свою жизнь без осознанного понимания этого. После некоторого познания природы «незримой реальности», в сознании происходит «рассечение» посредством активной медитации. В это время присутствие и сила этой реальности способна хлынуть в ум через созерцание. Это своего рода канал для Божественного. Об это напоминает первая глава из книги Бытия: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Это своего рода состояние ума, состояние принятия, практика Божественного присутствия, ничего не имеющая общего с самовнушением или же слепым оптимизмом.
22. В то время как медитацию лучше совершать в тускло освещенной, изолированной от шума и помех комнате, созерцание возможно и сидя с бутылкой пива и сигаретой на заднем дворе своего дома. И если это заявление шокирует кого-то, то это хороший способ донести до их ума, что для адепта Западных Мистерий оккультизм – это двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, так же, как и для восточного гуру. С той лишь разницей, что на Западе адепт живет в миру, а не в монашеском уединении. Именно в этом и заключаются базовые различия между западными и восточными системами, при том что обе объединяет схожие приверженность и стремление, и обе ведут к одной цели.
Бхакти Йога: это Йога религиозного мистицизма. Она учит, как верить, как молиться и как практически применять любую религию. Для нее не существует различных религий. Есть только «духовный Путь»
23. Это стало известно благодаря работам учеников Рамакришны, ярчайших представителей этого направления. Рамакришна провел 12 лет, поочередно следуя путем каждой великой религии, и всегда приходил к одному и тому же результату – состоянию божественного экстаза. Таким образом, он собственным опытом подтверждал заявление, что все великие религии – суть одно, что все они ведут к Единому Богу.
24. В том, что Древо Жизни может быть использовано как краткое сравнительное изложение религий, мы можем убедиться, увидев, что оно используется религиозными мистиками западного направления Бхакти Йоги. Этот путь подобен Раджа Йоге, за исключением того, что здесь акцент делается на эмоциях. Для тех, у кого сильные эмоции, эта система их укрощает и направляет в религиозное русло. А также может развить религиозные эмоции тем, у кого они слабые.
25. Если на Западе существует обширная литература по религиозной практике, то основные идеи Бхакти Йоги вполне близки многим людям. И в то же время это может быть отличительной чертой каждого из них.
Г.Н.