С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?
Начиная перечитывать сказки во взрослом возрасте, у некоторых людей волосы дыбом встают от тех, действий, которые происходят там. Кажется, что буквально на каждой странице царит жестокость. Колобка съедают, Баба-Яга моет и парит молодца, чтобы потом запечь его в печи, Злой Кощей творит бесчинства, а Иван всегда оказывается дураком! Но все ли это так, как мы видим? Или в сказках все таки есть свой, тайный смысл? И так, давайте разбираться.
Одними из первых сказок, с которыми знакомится ребенок — это «Репка» и «Колобок». И если с «Репкой» все более или менее понятно, жестокости в ней нет, то колобок вызывается неоднозначные чувства. Катится, катится хлебобулочное изделие, и все его пытаются съесть, а съедает в итоге Лиса. И мало кто знает, что в первоначальной версии этой сказки, от Колобка, каждое животное откусывало по кусочку! И лисе досталась корочка. Казалось бы, вот уж жестокость так жестокость! Но, изначальный смысл сказки известен немногим. Оказывается, Колобок и репка символизировали одно и тоже. Луну. Да, да, именно ее изображал колобок, а вернее убывающую луну. Кусочек за кусочком луна превращалась в месяц и в итоге исчезала полностью, как и Колобок.
Репка же наоборот, сантиметр за сантиметром появлялась она из земли, пока ее не вытаскивали полностью, как и растущая луна появляется на небе от месяца к полному кругу. Так что эти две сказки относятся к астрологическим, призванным объяснить и показать ребенку, как на небе появляется луна. Надо сказать, своеобразное объяснение, но видимо, у древних людей объяснения строились иначе, чем у нас.
К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.
Баба-Яга. Злобная старуха, живущая в дремучем лесу. Страшная, грязная, лохматая, простоволосая. Одна нога костяная, она слепа на оба глаза и путников чует носом. Страшный образ? А все ли с ним так просто? Давайте разбираться.
Яга — лохматая, простоволосая. В древности, перед погребением у женщин расплетали волосы. Волосы вообще отдельная тема у древних славян. Они считались символом, который связывает с потусторонним миром, оберегом для женщины и защитой для нее. Не зря же раньше косы отращивали и не стригли их. Вот и получается, что простоволосая, лохматая Яга, по-видимому была мертвой женщиной. На это же указывает и ступа — прообраз гроба. А помело, которым она в воздухе метет, тоже интересная деталь. В древности, за покойником, заметали след, что бы в дом не вернулся.
Даже избушка на курьих ножках указывает на ее не совсем свежий вид. Когда душа умершего человека еще не определилась с тем, куда ей лететь, для нее делали домик и ставили его на дерево. Вот вам и избушка.
А по другой версии, Баба-Яга была некой божественной сущностью, мудрой и всезнающей. К ней царевичи да дураки за помощью обращались. То одному она клубок даст, то второму мудрый совет.
Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары.
Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.
И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?
— Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все совершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие. Дремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.
Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании. Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков. Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает!
Да и Василиса Премудрая или Прекрасная в сказках частенько встречается. Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества. Она заранее все знает, предвидит. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге — свадьба и счастливая жизнь.