Приближается к концу первая половина сентября-листопада, - с последним днем второй недели его приходит на Святую Русь праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, установленный Церковью в воспоминание обретения св. царицею Еленою Креста, на котором был распят Спаситель мира - Сын Божий. Воздвижение - заключительный день бабьего лета, третья (и остатняя) встреча осени. С его приходом последняя вступает свои неотъемлемые права, заставляя сельского жителя все чаще и чаще призадумываться о глядящей к нему во двор лиходейке-зиме - с ее морозами, буранами и зачастую приходящей вместе с ними бескормицей-бесхлебицей, являющеюся грозным бичом пахаря-хлебороба, живущего доброхотными щедротами земли.
«На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!»
- говорит деревня, любящая и ценящая всякое слово красное.
-"На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!»,
«На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!»,
«Вздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!»,
«Вздвиженье - последний воз сдвинулся с поля, а птица - в отлет!»,
«На Вздвиженье ни змея и никакой гад по земле сырой не движется!» и т. д.
Третья встреча осени - «первые зазимки». Но еще не пугают они в меру зябкого мужика, знающего, что настоящую весть о зиме может принести только Покров-батюшка. Только первый снег, раньше 1-го октября почти нигде на Руси не выпадающий, и кладет почин необлыжной стуже.
Покров - зазимье: на него - «до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима», по народной поговорке, совпадающей с ильинскою, гласящей, что «на Илью до обеда лето, а после обеда - осень». По старинной примете: «Вздвиженье осень зиме навстречу двигает!», а зима, в свой черед, на этот праздник «со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!»... Воздвиженье - постный праздник. «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда!» - говорят в народе. «Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся!» - замечают о строгости однодневного поста Воздвиженского благочестивые блюстители церковных уставов: «Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, - тому семь грехов прощается!», «У кого на столе убоина о Воздвиженьи, - тот все свои молитвы убивает, а новой не знает - не ведает, нечем ему Бога помолить!»
На Воздвижение в старые годы по многим местам воздвигал православный люд обыденки-часовни да церковки малые - по обещанию (в честь праздника). Это считалось особенно угодным Богу. Еще и до сих пор ставят в этот день по деревенской Руси придорожные кресты обетные, в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения. В обычае воздвигать-поднимать об эту пору и кресты на новостроящихся храмах. Есть местности, где каждогодно совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сел-деревень, - что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год. Подымают иконы богобоязненные люди на Воздвиженьев день и для обхода полей, с молитвою о будущем урожае. Молятся «празднику» и о болящих-страждущих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни. «С верою помолиться праведному человеку на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет!» - говорят в народе, твердо памятующем дедовский завет о том, что «правда сильна верою, а вера - правдою», и что одна без другой мертвы на просвещаемой светом Христовым темной земле.