"Для того чтобы человек после смерти стал призраком,
требуется стечение целого ряда довольно необычных обстоятельств;
в исключительных случаях бывает достаточно воли покойного,
но могущественные колдуны редко изъявляют желание обрести столь неполноценное
и некомфортное продолжение жизни, а прочим такой фокус просто не под силу."
Макс Фрай "Горе господина Гро"
По каким-то причинам (неправедная жизнь, "плохая" смерть, ошибки при похоронах и т.д.) некоторые умершие не смогли закончить цикл бытия, "найти покой" и уйти в мир предков ("да дзядоў" сказали бы беларусы, "к питарам" сказали бы индусы). После того судьба их разниться: часть остаются прикованными к телу (целому - как упыри, или только к костяку - как костомахи), часть блуждает сугубо в бестелесном виде (призраки, привидения, блазни, рэйфы и прочие ревенанты или японские юрэи)...
А некоторые - это, пожалуй, один из древнейших пластов верований об умерших - остаются в нашем мире с конкретной задачей или целью. Например, оберегать свой род или, наборот, мстить всем людям. Такое противопоставление "хороших" и "плохих" посмертий породило и их разделение на питаров и бхутов у индусов, ларов и лярв у римлян, берегинь и упырей и славян. В дальнейшем, с развитием поселений и городов до государств, а также с унификацией религиозных культов обозначенные образы закреплялись в виде божественных или около божественных персон. Но это на уровне "высокой" мифологии. На уровне же повседневной жизни простого человека души предков - не всех, понятно, но некоторых - остаются в мире в виде духов некоторых мест-локусов. Это известные всем домовые (духи-хранители жилья и в нем живущих), многие усадебные духи (амбарник, гуменник, овинник и др.), те же славянские русалки да мавки, кстати (потому они у нас с человеческими ногами, а не хвостом). Здесь странная взаимосвязь: некоторые души не хотят "уходить", а некоторым местам нужны человеческие души, чтобы самим стать человекоразмерными, живыми. Кстати, именно поэтому многие старики не хотят переезжать в новые дома-квартиры - до сих пор жива вера, что "дом заберет" жизнь-дух - человек умрет, а дом станет живым.
Интересно, что сколько официальное христианство с этим не билось, а вера в домовых-леших-водяных все живет. Пусть изменяется, но остается.