Пекли в этот день особые калачи.
В старину хозяйки на Василия-солнечника пекли калачи – пшеничные хлебцы, своей формой напоминающие солнечный диск, с которых в этот день начиналась любая трапеза.
Уж больно они похожи на солнечные круги!
И все домочадцы, пока по калачу за столом не съедят, других угощений не должны были трогать.
К калачам на Руси всегда относились с большой любовью: их подавали и к царскому столу, и в бедных домах. В знак особого расположения царь посылал калачи в дар высшему духовенству.
Вообще к хлебу на Руси всегда относились с большим почтением, почитая его как Божий дар и символ достатка, изобилия и материального благополучия.
На калачик или хлебец испеченный читали особый наговор трижды, чтобы жизнь была сытой и с достатком, чтобы не было нищеты и безденежья.
Как испекут несколько калачей, то на каждый и читают трижды, кушают сами и только самые близкие, кто в семье, чужим калачики наговорные не дают:
Полностью тема доступна
членам Внутреннего Круга ОТЗВИП
Чаще всего на столах наших предков можно было встретить ржаной, или, как его еще называли, черный хлеб. Связано это было с тем, что ржаная мука была намного дешевле пшеничной. Однако существовал особый вид ржаного хлеба, который не могли покупать каждый день даже очень богатые люди. Назывался он «Боярский». Такой хлеб пекли из муки особого помола, свежего масла и сквашенного, но не прокисшего молока. В тесто добавляли всевозможные пряности, которые могли стоить очень дорого.
Богатые люди покупали так называемый крупчатый хлеб, приготовленный из тщательно просеянной пшеничной муки. Кто победнее покупали ситный (мука просеивалась через сито) хлеб или решетный (мука просеивалась через решето) хлеб, который, как правило, был не очень хорошего качества. Самым плохим считался пушной хлеб, который пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Если же случался неурожай, то в муку добавляли перетертые морковь, свеклу, картофель, а в крайних случаях – желуди, кору дуба, лебеду, крапиву.
Пекари на Руси пользовались большим уважением, но в голодные годы за ними велось непрестанное наблюдение – тех, кто портил хлеб и продавал его на сторону, сурово наказывали.