Верес - можжевельник, собираемый в Чистый Четверг, играет важную роль в предпасхальных очистительных, апотропейных (защитных) и профилактических обрядах, использовавшийся для окуривания, реже окропления, домохозяйства, людей и скота.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
За можжевельником (вересом) было принято ходить рано утром.
В Новгородской губ. крестьяне верили, что с восходом солнца верес становится святым, объясняя это, говорили:
"Спаситель от врагов под вересом прятался" или "Христос под вересинкой".
Чтобы верес имел наибольшую магическую силу, знающие люди советовали выходить из дома, не умываясь и не помолившись, а прежде, чем войти в лес, обязательно произнести заговор:
"Царь лесовой и царица лесовая,
...............................................
...............................................
Слово и дело."
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
В некоторых местах существовал обычай кричать или петь в лесу во время сбора можжевельника.
Считалось, что от этого голос будет громче и лучше.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
Верес поджигали в избе на сковороде или печной заслонке и окуривали пахучим дымом внутренние помещения (дом, хлев, сарай), прочие хозяйственные постройки, двор и огород, чтобы изгнать нечисть.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
Через дымящийся верес (можжевельник) , подожженный во дворе, прогоняли (переводили) скот, перешагивали сами и проносили над ним детей.
Делалось все это для того, чтобы обезопасить себя от болезней, порчи и несчастий.
Считали, что целебный можжевеловый дым защищает человека и скотину - это считалось очень действенным средством.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
Окуривая людей и дома вересом можжевельником читали заговор на очищение:
"Свят верес, под тобой Христос укрывался,
.............................................................
..............................................................
Свят Свят Свят Господь."
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
В некоторых местах Новгородской губернии с этой же целью намоченной веточкой вереса кропили во всех комнатах в доме, посуду и утварь, а также всех членов семьи.
Несколько веток вереса затыкали за матицы и косяки дверей в избе и в хлеву, чтобы спасти хозяйство от порчи и разных несчастий, например, бури или попадания молнии.
Верили, что эти ветки помогут домашним и скотине не заблудится в лесу и спасут их от нападения зверя.
Можжевельником парили молочные крынки, чтобы были хорошие, жирные сливки.
Его хранили весь год и использовали как предохранительное, лечебное и очистительное средство при отеле у коров, коз. Можжевеловым дымом окуривали скотину и особенно ее вымя, только после этого разрешалось пить молоко.
В некоторых местах пастух в день первого выгона скота на Егория (Егорьев день) обходил стадо с плошкой, в которой тлел верес.
Им также окуривали кадки, собираясь солить в них огурцы или квасить капусту.
В случае похорон вересом окуривали гроб, прежде чем положить в него покойника, и избу после выноса тела.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
За можжевельником (вересом) было принято ходить рано утром.
В Новгородской губ. крестьяне верили, что с восходом солнца верес становится святым, объясняя это, говорили:
"Спаситель от врагов под вересом прятался" или "Христос под вересинкой".
Чтобы верес имел наибольшую магическую силу, знающие люди советовали выходить из дома, не умываясь и не помолившись, а прежде, чем войти в лес, обязательно произнести заговор:
"Царь лесовой и царица лесовая,
...............................................
...............................................
Слово и дело."
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
В некоторых местах существовал обычай кричать или петь в лесу во время сбора можжевельника.
Считалось, что от этого голос будет громче и лучше.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
Верес поджигали в избе на сковороде или печной заслонке и окуривали пахучим дымом внутренние помещения (дом, хлев, сарай), прочие хозяйственные постройки, двор и огород, чтобы изгнать нечисть.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
Через дымящийся верес (можжевельник) , подожженный во дворе, прогоняли (переводили) скот, перешагивали сами и проносили над ним детей.
Делалось все это для того, чтобы обезопасить себя от болезней, порчи и несчастий.
Считали, что целебный можжевеловый дым защищает человека и скотину - это считалось очень действенным средством.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
Окуривая людей и дома вересом можжевельником читали заговор на очищение:
"Свят верес, под тобой Христос укрывался,
.............................................................
..............................................................
Свят Свят Свят Господь."
◈~~~~~~◈~~~~~~◈
В некоторых местах Новгородской губернии с этой же целью намоченной веточкой вереса кропили во всех комнатах в доме, посуду и утварь, а также всех членов семьи.
Несколько веток вереса затыкали за матицы и косяки дверей в избе и в хлеву, чтобы спасти хозяйство от порчи и разных несчастий, например, бури или попадания молнии.
Верили, что эти ветки помогут домашним и скотине не заблудится в лесу и спасут их от нападения зверя.
Можжевельником парили молочные крынки, чтобы были хорошие, жирные сливки.
Его хранили весь год и использовали как предохранительное, лечебное и очистительное средство при отеле у коров, коз. Можжевеловым дымом окуривали скотину и особенно ее вымя, только после этого разрешалось пить молоко.
В некоторых местах пастух в день первого выгона скота на Егория (Егорьев день) обходил стадо с плошкой, в которой тлел верес.
Им также окуривали кадки, собираясь солить в них огурцы или квасить капусту.
В случае похорон вересом окуривали гроб, прежде чем положить в него покойника, и избу после выноса тела.
◈~~~~~~◈~~~~~~◈