
Календарная обрядность
Существуют определенные календарные дни и праздники, когда души умерших покидают кладбище и появляются в селе или в церкви. У зап. славян такие представления связаны с "задушками" (2.ХІ), в канун которых (в полночь) процессия из душ всех умерших движется от кладбища к костелу, где проводит ночь (пол., чеш.). Под утро вся процессия возвращается на кладбище (з.слав.), последняя вернувшаяся душа занимает место стража у ворот кладбища. В некоторых с.слав. регионах поверья о посещении домов душами умерших и их возвращении на кладбище приурочены к вечеру Сочельника. В традиции православных славян поверья о выходе душ умерших с кладбища связываются главным образом с пасхальными праздниками и Троицей: в это время души бродят около кладбища, для них разжигают костры на кладбище или у воды рядом с кладбищем (болг.), см. "Греть покойников". В в.слав. традиции послепасхальная неделя (полес. Проводы) посвящена мертвым, которых поминальными трапезами и раздачей еды на кладбище провожали в эти дни на "тот свет" (см. Фомина неделя). В зап. Белоруссии полагают, что ночью на розгры (после Троицы) можно увидеть, как с кладбища в церковь идут "детки", большие, а за ними — маленькие (брест. столин.)
Посещения кладбища в поминальные дни (см. Задушницы, Деды) и календарные праздники (на Мясопустной неделе, масленице, Фоминой неделе, Троице и др.) по большей части связаны с представлениями о возможности вступления в контакт с мертвыми, ср. бел.полес. выражение при отправлении на Фоминой неделе на кладбище: "Пойдем христосоваться с покойниками". Для душ на кладбище оставляют еду, специально выпеченный хлеб; приносят им одежду в качестве подарка; их приветствуют, как живых; чистят и украшают могилы и т. д. Характерны приглашения мертвых к трапезе, совершаемой на кладбище: бел. "Святые радзицели! Ходзице к нам хлеба-соли откушаць" (вторник Фоминой недели), ср. з.бел. ритуал будить покойника, когда покойника "окликали" и "угощали" обрядовой едой на кладбище на второй или третий день после похорон (см. Будить). В Рязанской губ. поминальную пищу, которую приносили на кладбище на Радуницу (вторник Фоминой недели), будто бы делили живые и мертвые, выходящие "из темницы" и невидимо присутствующие с живыми до захода солнца. В селах Минской губ. полагали, что в присутствии живых мертвые есть не могут, чем объясняли обычай оставлять остатки поминальной пищи на кладбище. У сербов повсеместно раздача поминальной еды на кладбище соседям, односельчанам, нищим называется за душу, "для души, для душ умерших, покойников".
Родильные и свадебные ритуалы
С представлениями о кладбище как месте пребывания умерших ("родителей") связаны некоторые семейные (родильные и свадебные) ритуалы. Когда везут крестить новорожденного, то на кладбище оставляют хлеб и соль (гомел., лельчиц.); девушка-сирота перед свадьбой должна прийти на кладбище, чтобы попросить прощения у родителей или "позвать их на свадьбу" (в.слав.); перед свадьбой золовка жениха ходит на кладбище к недаано умершему члену семьи и приносит ему яблоко со словами приглашения на свадьбу (болг.); скончавшимся до свадьбы молодым оставляют на кладбище свадебное знамя (з.болг., ю.в.серб.) и т. д.
Демонические существа и души умерших
Огонь или огоньки, замечаемые в пределах кладбища, считаются знаком душ умерших (ю.слав., полес., укр., пол.). По серб, поверьям, при появлении огоньков или огней не следует ходить на кладбище, так как в это время по кладбищу блуждают души умерших; на такой огонь нельзя смотреть, нначе ослепнешь (Босилеград). Огоньки, появляющиеся на кладбище, заставляют блуждать людей по ночам (пол. Поморье).
Демонические существа, обитающие на кладбище, — это души злых, неправедних людей или некрещеных детей, иноверцев и т. п. Нередко кладбище выступает как место скопления разных демонов, которое предписывается обходить стороной, особенно ночью. Проходя мимо кладбища ночью, следует читать молитвы, креститься (о.слав.), подать голос, "штобы родзицели почули и не пужали".
"Злые" души нападают на прохожих возле кладбища ночью до первых петухов, являясь в том виде, как были захоронены (укр. подол.); в белых одеждах, которые не следует трогать, или в виде опасного столба пара, воздуха (полес). Возле кладбища появляются духи-демоны, предвещающие смерть увидевшему их (пол., полес.); русалки, издающие ночью на кладбище пугающие звуки (чернигов.); редко — болг. "самодивы". В разных слав, регионах известны поверья и былички об обитающих на кладбище вампирах, которые вылезают "из дыр" в могилах, седлают ночных прохожих возле кладбища, бесчинствуют в селе (в.серб.); страшно завывают и качаются в белых одеждах над могилами (укр.) и т. п. В балк.слав. регионах от кладбища до дома сыплют просо или семена горчицы, чтобы избавиться от вампира. По поверьям из с.зап. Болгарии, на кладбище обитают всевозможные демоны (вампиры, "вурколаки", "караконджулы" и пр.); ведьмы же только посещают кладбище для осуществления магических действий. Реже встречаются поверья о прилетающем со стороны кладбища змее; стерегущем кладбище огромном уже (болг.).
Обитающие на кладбище дьяволы покидают его и принимают облик любых живых существ, чтобы сбить человека с дороги или завести его на кладбище (балк.слав.); напускают с могил на человека злые чары в виде ветра (пол.); слетаются на кладбище на звук свиста, чтобы вступить в сделку с человеком (полес. брест.) и т. д.
Лечебная магия
На кладбище осуществляются магические действия и ритуалы с целью излечения от болезни или бесплодия, изгнания из села нечисти, а также для приобретения человеком чудесных знаний или нанесения порчи. Особое значение в этих действиях придается земле, песку, растениям с кладбища, найденной кости и др. предметам. У юж. славян на кладбище также исполняются ритуалы разделения "одномесячников" и заключения побратимства.
На кладбище отправляют, изгоняют нечистую силу, болезни, вредных насекомых. В вост. Сербии и зап. Болгарии, изгоняя из села змея, препятствующего выпадению дождя, на кладбище раскладывают огромный костер, вокруг которого танцуют мужчины, сбросив с себя одежду. В окрестностях Неготина (в.серб.) на Страстную среду костер из бурьяна, подожженного сначала в каждом из дворов, раскладывали на кладбище, чтобы избавиться от "вештиц". В Полесье на Ивана Купалу костер иногда разжигали на кладбище. Кроме того, на кладбище часто завершался полесский обряд "проводы русалки": с ряженой "русалки" девушки срывали венки и бросали их в костер на кладбище или на могилы, вешали на ворота кладбища. На кладбище также отправляли тараканов, блох, привязав к ноге человека, сопровождающего похоронную процессию, таракана или лапоть с насекомыми (в.слав. полес., смолен.).
Изгоняя болезнь, посылают больного лихорадкой ночевать на кладбище (бел.). Если у человека растет "мертвая кость", то, придя на кладбище "на молодом месяце" перед заходом солнца, он должен три раза сказать: "Само пришло, само прошло" (хорв. Пригорье). В Полесье варят в воде песок с кладбища и купают больных детей, после чего его возвращают на то место, откуда брали. При переедании корову гоняют три раза вокруг села и ведут на кладбище, чтобы она оправилась от болезни (полес.).
Гадания и вредоносная магия
Приобретение человеком чудесных знаний и способностей, гадания на кладбище связываются с верованием в помощь потусторонних сил. В рождественскую полночь на кладбище смотрят через раздвоенный сучок, взятый с могилы, чтобы увидеть тех, кто умрет в следующем году (морав). Человек, трижды обежавший голым кладбище на Рождество, узнает имена людей, которые должны умереть в наступающем году (чеш.). Ведьмы обходят кладбище, проговаривая слова заговора с целью отбирания молока у соседских коров (пол., Вармия и Мазуры). Чтобы приворожить парня, девушка привязывает к кладбищенскому дереву кусочки ткани (полес.). Во вредоносной магии чаще используется песок, земля с кладбища, например, их бросают на пути новобрачных, чтобы испортить молодым жизнь или вызвать их смерть (полес.).
Кладбища инородцев
Известны многочисленные легенды о кладбище, на которых похоронены великаны или инородцы — шведы, турки и др. народы, проживавшие в данной местности (ср. серб. названия кладбища: циновско гробле "кладбище великанов", а также — "греческое", "венгерское", "турецкое" и др. кладбища с сербскими надписями на надгробных камнях). У балк. славян существуют также кладбища, возникшие в результате реальных столкновений обрядовых групп (сватов, ряженых колядующих, "русалий", "джамаларей" и др.), на что указывают и названия таких кладбищ: серб, сватовска, русалийска, коледарска, кральичка, цамаларска гробльа.
Как свои беды на погосте оставить.
Идут на кладбище в нечетный день и берут помин.
Находят старую неухоженную могилку.
Прибирают на ней, приводят в порядок.
Кладут помин и перекрестившись трижды говорят:
"..................................
................................
..................................
......................................
..................................
...................................."
После третьего прочтения перекреститесь трижды и уходите не оборачиваясь.
Скоро все ваши беды разрешатся.