Сложно поспорить с тем, то испанцы – народ яркий и неординарный. Но если их танцы и коррида уже давно известны всему миру, то некоторые обряды по-прежнему вызывают удивление и даже недоумение.
Многие семейные обряды имеют под собой древнюю основу, являясь смесью магических ритуалов, отголосков языческих времён и местного фольклора. Всё это демонстрирует нам "Эль Колачо", что ежегодно проводится в испанском городе Кастрильо де Мурсиа.
Нужно признать, "Эль Колачо" представляет собой весьма странное зрелище.
"Эль Колачо" начинается с ритуала освящения. Приурочен он к Празднику Тела и Крови Христовых, одному из самых главных религиозных торжеств Испании.
Этот странный ритуал, ведущий свою историю с 1620 года, призван очистить детские души и защитить их от сил зла.
Тогда горожане решили “очистить” своих детей от порчи и сглаза путём проведения необычного ритуала – через ребёнка должен был перепрыгнуть дьявол. Считается, что мужчины в ярких трико являются олицетворением убегающего дьявола, который, перепрыгнув через детей, забирает от них болезни и несчастья, избавляет от сглаза, порчи и влияния темных сил. Инициаторами фестиваля выступают представители братства “Сантисимо Сакраменто де Минерва”, они же и играют роль дьяволов, виртуозно перевоплощаясь в демоническую сущность.
Прямо на старинной мостовой горожане устанавливают импровизированные кроватки, на которые выкладывают детей, не достигших 12-месячного возраста. Далее, на «сцене» появляются главные участники мистерии – мужчины из братства "Сантисимо Сакраменто де Минерва" в ярких желто-красных костюмах и масках «дьяволов». Один за другим ряженные с разбегу перепрыгивают через ряды беззащитных младенцев, с резвостью заправских атлетов.
После прохождения всей «полосы препятствий», детей осыпают лепестками цветов и торжественно несут к месту финального пира, на площади, у главного городского храма.
Жители Кастрильо де Мурсия верят, что таким образом их дети получают особое благословение, добавляющее «силы» церковному ритуалу крещения. Прыгающие «дьяволы» символически забирают на себя первородный грех, наделяя маленьких участников «Эль Колачо» особым покровительством небес.
Впрочем, пройти обряд очищения могут и взрослые участники торжества – достаточно, чтобы “бес” нанёс им удар кнутом.
Ещё во времена расцвета Римской империи (на территории которой находилась большая часть европейских стран) проводились празднества Луперкалий, посвящённые богу плодородия Луперку.
После сбора подношений божеству жрецы закалывали жертвенное животное (козла), после чего делали из его кожи крепкие ремни. “Украсив” себя остатками шкуры, они выбегали из храма, стараясь наносить собравшемуся народу удары плетью, сделанной из ремней.
Люди не пытались укрыться, а напротив, охотно подставляли руки, плечи, головы и ноги, ведь считалось, что такое “избиение” принесёт человеку благополучие, избавит от недугов, сделает крепким здоровье.
"Эль Колачо" неспроста называют странным фестивалем. Согласитесь, далеко не каждая женщина согласилась бы отдать своего ребёнка для участия в подобном действе.
Однако многие жительницы Кастрильо де Мурсиа не боятся опасности, ведь за долгую историю ни разу не произошло трагической ситуации, ни один из младенцев не получил увечья. Кроме того, искренняя вера в то, что обряд прыжков на "Эль Колачо" может защитить малыша от зла и недугов становится особой частью праздника. Народ верит, что это действительно так.
Причём традиция не изменилась на протяжении многих веков, а в наши дни сохранилась в первоначальном виде. Современный "Эль Колачо" не отличается от того, что проводился в XVII веке.